a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Использование тактильной наглядности при формировании у незрячих детей представлений о городском пространстве" Сборник материалов Межрегиональной конференции "Обучение детей с ОВЗ: идеи, опыт, практика" г. Ялуторовск 2017г.

Автор: Десятова Светлана Ивановна Опубликовано: 2020-01-21 08:38:45

Существует притча, в которой рассказывается о том, как слепые люди решили узнать – как выглядит слон, обследовав его руками.  Но из- за его огромных размеров эта задача была сложна. Каждый смог подробно рассмотреть только часть животного. Велико было их удивление, когда каждый озвучил – на что, по его мнению, похож слон. Колонна, бочка, верёвка, гора, морковь, корыто, бабочка. Незрячие люди получили такие разные и такие далёкие от истины представления о слоне.

Обучая детей ориентировке в пространстве, я столкнулась с подобной проблемой  - проблемой формирования у незрячего ребёнка целостных,  достоверных и чётких представлений об окружающем пространстве – о пространстве и объектах улицы.

Для того чтобы незрячий человек был достаточно мобильным на улицах города, ему необходимо:

  1. Знать и чётко представлять все элементы улицы: дорога, полоса движения дороги, перекрёсток, луч перекрёстка, пешеходный переход, обочина, остановка общественного транспорта, кювет, газон, бордюр, тротуар, цветник, дом, палисадник, забор, гараж, куст, дерево и т.д.
  2. Знать закономерности их расположения в пространстве относительно друг друга.
  3. Понимать принципы безопасного движения транспорта и пешеходов на улицах города.

На практике я поняла, как полезно сочетать обследование элементов улицы руками и тростью в реальных условиях с обследованием изображения этих – же объектов на тактильных картах и макетах.

С чего – же целесообразно начать формирование представления о строении улицы и принципах движения на улицах города?

  1. Обучаем локализации звука. Наблюдаем за передвижением звуков транспорта на проезжей части.
  2. Формируем представления об отдельных элементах улицы, начиная с проезжей части и тротуаров.
  3. Знакомим с тактильной картой, изображающей двух полосную проезжую часть, на которой отмечены бордюры и разделительная полоса.

Основа карты может быть изготовлена из плотного картона.

 Длинная сторона карты - не более 40 см.  Ширина линий – 3 мм. Расстояние между

пунктирными линиями – не менее 3 мм.

Материал для изготовления тактильной карты можно выбрать любой, но важно чтобы:

  • различные элементы карты значительно отличались на ощупь по фактуре (например, бархатная бумага, клейкая плёнка и гофрированный картон);
  • все материалы были щадящими по отношению к нежной и чувствительной коже пальцев ребёнка (не рекомендуется, например, применять грубую наждачную бумагу);
  • учитывая то, что ребёнок может иметь остаточное цветовое зрение полезно различные элементы карты изготовить из материалов контрастных цветов.

Карта готова. Пришло время предоставить ребёнку возможность ознакомиться с ней, объяснив все её составляющие. Когда вы ответили на все возникшие вопросы, переходим к следующему этапу.

  1. Формируем понятие «правостороннее движение».
  • Обратите внимание ребёнка на то, что когда мы стоим друг за другом, то наши правые руки указывают в одном направлении. И ребёнок, и вы можете при этом держать в правой руке игрушку, издающую звук.
  • Теперь встаньте лицом к лицу и заострите внимание на том, что в таком положении ваши правые руки показывают противоположные направления. Послушайте звук игрушек, которые каждый из вас по-прежнему держит в правой руке.
  • Найдите неширокую дорожку или разложите на полу шнуры, имитирующие бордюры и разделительную полосу. Обследуйте с ребёнком получившуюся у вас импровизированную проезжую часть.
  • Каждый из вас – водитель за рулём автомобиля. Встаньте на удалении друг от друга. Можете использовать игрушки - машины.
  • Объявляем: Все водители нашей страны соблюдают главное правило – двигаться можно только по правой стороне проезжей части. Это - Правило правостороннего движения.
  • Поехали!
  • Вопрос: - Почему машины двигались на встречу друг другу по неширокой дороге, но не столкнулись? Ответ ребёнка очевиден: - Водители соблюдали правило правостороннего движения. Двигались так, чтобы у каждого справа был бордюр, каждый по своей полосе движения. Не пересекали разделительной линии.

После игры возвращаемся к тактильной карте.

  • Дадим возможность ребёнку «покатать» на ней маленькие модели автомобилей, соблюдая правило правостороннего движения. При необходимости, в начале, можно использовать приём «рука в руке».
  • Во время работы периодически поворачиваем карту проезжей части для того, чтобы ребёнок научился правильно перемещать машинки из любого положения.
  • Важно, чтобы ребёнок проговаривал при этом направление движения транспорта: «прямо», «слева - направо», «удаляется» и т.п.
  1. Анализируем движение транспорта на пешеходном переходе относительно пешехода.

Добавляем на нашу карту пешеходный переход. Вводим в игру куклу – «пешехода».  Разбираем правила движения пешехода и транспорта на пешеходном переходе. Ребёнок манипулирует с машинками и куклой сам, проговаривает всё, что он делает и почему.

Всё, чему научились в классе, закрепляем на улицах города.

Помним о том, что незрячему ребёнку необходимо достаточное количество  времени для усвоения материала и формирования устойчивого навыка.

Сложнее понять принципы движения  транспорта и пешеходов на перекрёстках. Но и здесь вам помогут тактильные карты. Карты Т- образного, а позднее и крестообразного перекрёстков. Принцип работы будет тот - же, что и ранее.

  1. Разбираем способы регулирования движения на перекрёстках.

На тактильных картах перекрёстков размещаем условные обозначения светофора и дорожных знаков, регулирующих движение на перекрёстке. После изучения принципов движения в этих условиях «проигрываем» возможные сценарии движения транспорта и пешехода с учётом знаков и сигналов светофора. Обязательно разбираем, как на слух можно определить тот или иной вид регулировки транспорта на перекрёстке, выявляем закономерности.

Важным моментом этого этапа работы является то, что ребёнок проговаривает все действия и направления движения автомобиля относительно «пешехода» и прокатывает машинки так, как движутся автомобили на перекрёстке. Разбираем все возможные направления движения автомобиля на перекрёстке с каждой полосы движения.

 На улицах города формируем практические умения пересечения дорог.

Обратите внимание, какая большая работа нами уже проведена, а ведь мы познакомили ребёнка только с проезжей частью улицы и пешеходными переходами.

Нашего внимания ждут и остальные элементы улицы: остановки общественного транспорта,  тротуары, газоны, цветники, дома, деревья и многое другое. И здесь наши тактильные карты начнут превращаться в простейшие макеты. Воспринимать дома и деревья первоначально ребёнку проще, используя объёмные фигурки.

Новые элементы улицы встраиваются в тактильные карты и макеты постепенно.  Работа над знакомством с каждым элементом и его расположением относительно других должна быть так же подробна. Необходимо добиваться полного понимания ребёнком закономерностей расположения всех элементов  улицы относительно друг друга. Часть элементов полезно сделать мобильными – то – ест, например, дома,  деревья, подъездные дорожки  могут быть не закреплены, и ребёнок сам может их располагать в нужных местах. Удобно использовать в этих целях фигурки прибора «Ориентир».

По мере формирования у ребёнка представлений о пространстве улицы тактильные схемы и макеты становятся всё более схематичными: дороги и тротуары на них становятся уже,  домики заменяются прямоугольными элементами, а затем макеты принимают вид условных схем.

Грамотное сочетание непосредственного обследования самих улиц с последовательным использованием подобной наглядности поможет сформировать у незрячего ребёнка целостные,  достоверные и чёткие представления об окружающем пространстве, тем самым снимет страх открытого пространства, а в дальнейшем поможет подготовить  ребёнка к самостоятельному ориентированию на улицах города.

А что – же с теми слепыми и слоном из притчи? Жаль, что никто не предложил им добавить к тактильному обследованию живого слона обследование качественного муляжа этого огромного животного… 

 

Литература

М.П. Любимова. Подготовка ребёнка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 8. 2015г.

Н.П. Шведова. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 3. 2015г.

 

 

 

 

Оставить комментарий: