a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Дополнительная развивающая программа "Совершенствование у незрячих детей и детей с остаточным зрением физических параметров, необходимых для самостоятельного ориентирования и мобильности".

Автор: Десятова Светлана Ивановна Опубликовано: 2020-01-22 12:22:19

 

 

Срок реализации 1 год.

 

 

                                    

 

                                                                                                                               Автор:

                                                                                                                           Учитель - дефектолог

                                                                                                                           Десятова С.И.

                                              

 

Ялуторовск

2019

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка-2 стр.
  2. Цель и задачи программы – 3 стр.
  3. Условия реализации программы -3 стр.
  4. Ожидаемые результаты – 5 стр.
  5. Содержание программы –6 стр.
  6. Средства мониторинга динамики обучения – 7 стр.
  7. Список литературы -9 стр.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Глубокое нарушение зрения, играющее важную роль в жизнедеятельности человека, обусловливает некоторые специфические особенности в развитии незрячих детей и детей с остаточным зрением, поэтому компенсация двигательной недостаточности для них имеет особое значение.

Зрительная недостаточность – первичный дефект, снижающий двигательную активность детей с депривацией зрения. Снижение двигательной активности в свою очередь приводит к формированию вторичных дефектов и, в частности, к замедлению и отклонениям в развитии двигательной сферы. Почти у всех незрячих детей изначально понижена гибкость и способность к расслаблению мышечного аппарата. Констатируются разнообразные нарушения координации движений, ориентировки в пространстве, снижение скорости двигательных реакций, пониженная подвижность в суставах и позвоночном столбе, точности движений и неумение поддерживать статическое и динамическое равновесие.

Во многом у незрячих детей это объясняется изначально затруднённой работой вестибулярного аппарата, так – как его качественная работа зависит от непрерывного взаимодействия трёх систем: кожи, нервной и зрительной  системы, а одна из этих систем – зрительная – полностью или частично поражена. При этом именно вестибулярный аппарат обеспечивает человеку равновесие, координацию движений, ориентирование тела в пространстве.

Коррекция и компенсация недостатков в физическом развитии у школьников с нарушением зрения не происходит спонтанно, а требует целенаправленной работы.

Зачастую  у незрячего ребёнка степень отклонений в развитии  вышеперечисленных физических параметров настолько велика, что ликвидировать её средствами, применяемыми только на уроках и коррекционных занятиях, не удаётся.

Анализ и обобщение научной тифлопедагогической литературы по проблемам физического развития детей, опыт работы со слепыми и имеющими остаточное зрение учащимися убеждает в необходимости разработки специальной программы по совершенствованию у этой категории детей физических параметров, необходимых для самостоятельного ориентирования и мобильности, а так – же для успешного овладения спортивными дисциплинами.

 

Актуальность программы: Программа нацелена на развитие и совершенствование у незрячих детей и детей с остаточным зрением физических параметров, необходимых для компенсации зрительного дефекта - выработки навыков ориентирования и самостоятельного передвижения в пространстве.

Новизна программы:

Внедрение в практику вариативных форм, побуждающих незрячих детей и детей с остаточным зрением к новым разнообразным видам двигательной активности.

Цель программы: Способствовать активному физическому развитию незрячих детей и детей с остаточным зрением, формированию у них устойчивых навыков владения своим телом, увеличению возможностей их организма.

Задачи программы:

-  Развивать координацию движений;

-  Тренировать вестибулярный аппарат;

- Искоренять двигательные нарушения;

- Работать на увеличение скорости двигательных реакций, точности движений;

- вырабатывать способность к расслаблению мышечного аппарата;

- Вырабатывать навык прямохождения;

- Формировать устойчивый интерес к активному образу жизни и занятиям физической культурой;

- Повышать самооценку ребёнка, воспитывать самосознание, самодисциплину.

Категория детей, занимающихся по программе:

 Незрячие дети и дети с остаточным зрением, имеющие двигательные нарушения, мышечную скованность и нарушения в работе вестибулярного аппарата  (по результатам диагностик и медицинских обследований).

Обучение - очное. Программой предусмотрена групповая форма занятий. Учащиеся формируются в группы по 3-5 детей. Виды занятий – практические (упражнения, игры).

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут. Годовой объем- 30 занятий по 25 минут.

Основание для разработки Программы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№2783-ФЗ от 29.12.2012г.);

-Устав МАОУ для обучающихся с ОВЗ средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска.

Условия для реализации программы:

Реализация программы проводится на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска.

К специфическим принципам работы по программе относятся: 
1. Создание мотивации и интереса; 
2. Согласованность активной работы и отдыха; 
3. Непрерывность процесса; 
4. Необходимость поощрения; 
5. Социальная направленность занятий; 
6. Активизации нарушенных функций; 
7. Воспитательная работа.

 

Средства, используемые при реализации программы:

  • физические упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • коррекционные подвижные игры;
  • материально-технические средства;
  • средства тактильной наглядности.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с незрячими детьми и детьми с остаточным зрением используются все методы обучения, однако, учитывая особенности их восприятия, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего  двигательного и, возможно, зрительного  опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.


Остановимся на некоторых из них:

 Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем условно нормально видящим). Учитывая трудности восприятия, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.


Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

  • выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
  • выполнение движения в облегчённых условиях;
  • выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений - гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);
  • использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);
  • использование имитационных упражнений;
  • подражательные упражнения;
  • использование лидера при ходьбе и беге;
  • использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения;
  • использование изученного движения в сочетании с другими действиями;
  • изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.);
  • изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.п.;
  • изменение эмоционального состояния (в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)

Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;


Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

Метод стимулирования двигательных действий.

Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. Использовать данную программу можно в разных возрастных группах и индивидуально, меняя дозировку, нагрузку,  подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

 

Для реализации программы требуется специальное оборудование:

 

Наименование

Цена

за единицу

Количество

И того

Скамейка гимнастическая мягка (металлические ножки) (2,5 м)

8555руб.

1

8555руб.

Мяч гимнастический (100 см)

1275руб.

1

1275руб.

Диск здоровья

295 руб.

1

295 руб.

Диск здоровья (двухцветный)

495руб.

1

495руб.

Коврик для аэробики (180х60х0,8 см)

685руб.

4

2740руб.

Батут детский (120 см, черный)

2985руб.

1

2985руб.

Набор Walkedge 20м

8200руб.

1

8200руб.

Балансировочная панель "Концентричность"

3800руб.

1

3800руб.

Платформа качающаяся

8840руб.

1

8840руб.

Балансировочная доска

8340руб.

1

8340руб.

Колесо-трансформер

24640руб.

1

24640руб.

И того

70165руб.

Ожидаемые результаты:

Достижение значимого долгосрочного эффекта проводимых занятий - повышение реабилитационного потенциала детей через коррекцию их физического развития.

Ожидается положительная динамика следующих показателей:

- координация движений;

- точность движений;

- умение координировать свои действия в пространстве;

- скорость двигательных реакций;

- гибкость;

- способность к расслаблению мышечного аппарата;

- укрепление сводов стопы;

- повышение устойчивости при опоре на малую площадь;

- способность поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- навык прямохождения;

- общая подвижность.

Как следствие, ожидается положительная динамика в овладении ориентированием и мобильностью в замкнутом и открытом пространстве, а так – же повышение способности к овладению спортивными дисциплинами.

Предполагается, что занятия будут способствовать формированию устойчивого интереса к активному образу жизни и занятиям физической культурой; повысят самооценку ребёнка, его самосознание и самодисциплину.

 

Содержание программы:

 

№пп

Разделы программы

Количество часов

1

Упражнения на гибкость, расслабление и вытяжение.

3

2

Упражнения на развитие координации и точности движений.

3

3

Игры на координацию и точность движений, скорость двигательных реакций.

4

4

Упражнения для профилактики плоскостопия.

2

5

Упражнения для  укрепления сводов стопы, повышения устойчивости при опоре на малую площадь.

2

6

Упражнения на поддержание статического и динамического равновесия.

4

7

Упражнения на выработку и закрепление навыка прямохождения.

3

8

Упражнения на развитие ориентирования в пространстве.

4

9

Игры на развитие ориентирования в пространстве.

2

10

Игры, развивающие общую подвижность.

3

И того

30

 

Результативность занятий отслеживанием по результатам диагностик, а так – же по результатам освоения детьми коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве» и успешности овладения ими спортивных дисциплин, требующих достаточно развитого вестибулярного аппарата.

 

 

Средства мониторинга динамики обучения

  1. Диагностическая карта на проверку вестибулярного аппарата

                                                                                                                                          Год обучения, класс

           Задания                                                                                                                                       возраст

месяц

Ооо

оооооооооо

09

01

05

1.Встаньте с жесткого стула, не помогая себе руками (да; нет)

 

 

 

2.Пройдите по прямой линии, ставя ступни так, словно вы идете по натянутой веревке

результат (см)

 

 

 

уровень

 

 

 

3.Удерживайте равновесие на одной ноге

 

правая

 

результат (сек)

 

 

 

уровень

 

 

 

левая

результат (сек)

 

 

 

уровень

 

 

 

4.Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки — на поясе. Удерживайте равновесие.

 

 

 

Нормы выполнения задания:

Возраст:

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

Старше 15 лет

Задание 2

180-200 см

200-230 см

230-260 см

260-290 см

290 -320 см

320-350 см

350-380 см

380-410 см

410-440 см

Задание 3

25-27 сек.

30-32 сек.

35-37 сек.

40-42 сек.

45-47 сек.

50-52 сек.

55-57 сек.

60-62 сек.

65-67 сек.

Задание 4

25-27 сек.

30-32 сек.

35-37 сек.

40-42 сек.

45-47 сек.

50-52 сек.

55-57 сек.

60-62 сек.

65-67сек.

  1. Тест Бондаревского на проверку состояния вестибулярного аппарата

Стоя на одной ноге, руки на поясе, другую ногу согните в колене и, развернув ее в сторону, прижмите пятку к внутренней поверхности коленного сустава опорной ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза. Включите секундомер. Выключите секундомер тогда, когда вы потеряете равновесие (опорная нога сдвинется с места либо изменит положение согнутая нога). Зафиксировав время, в течение которого вам удалось простоять, сохраняя равновесие, сверьте его с таблицей.

возраст

время в секундах

8 лет

8,3

9 лет

10,8

10 лет

12,7

11 лет

14,4

12 лет

15,5

13 лет

16,9

14 лет

17,7

15 лет

17,8

Старше 15 лет

20,4

  1. Методика исследования ориентировки в пространстве при ходьбе -

уровня навыка прямохождения и оценки фиксированного расстояния.

 

Предварительная первичная работа:

- Предложить ученику показать на сантиметровой ленте 1 метр (100 см).

- Предложить ученику предположить, на каком расстоянии друг от друга находятся знакомые ему кабинеты (ОП и Биологии (30 м), биологии и математики (30 м)).                   Пройти эти отрезки.

-  Предложить ученику предположить, на каком расстоянии друг от друга находятся знакомые ему кабинеты (ОП и Истории (10 м)). Пройти отрезок 10 метров и вернуться на исходную позицию совместно с учителем.

После этого приступаем к исследованию уровня навыка прямохождения и чувства расстояния.

Задание:

- С 3 попыток самостоятельно пройти 10 м. по прямой.

После каждого прохождения при помощи экспериментатора ребёнок возвращается на исходную позицию. О степени отклонения от прямой при очередной попытке ему не сообщается. Отклонения от прямой в каждой попытке фиксируются, замеряются с точностью до одного сантиметра, подсчитывается средняя ошибка всех попыток.

 

Ходьба по прямому маршруту 10 м.

(коридор шириной 320 см)

Уровень навыка прямохождения и оценки фиксированного расстояния.

Примечания.

№ попытки

1

2

3

средняя ошибка

точка начала отклонения (см)

 

 

 

 

___________уровень навыка прямохождения.

___________уровень навыка оценки фиксированного расстояния.

Средняя длина шага – __см.

Постановка стоп ________

Рекомендации: _________

отклонение влево по оси абцисс Х (см) в конечной точке

 

 

 

 

отклонение вправо по оси абцисс Х (см) в конечной точке

 

 

 

 

Конечная точка маршрута по оси ординат У(см) Ошибка (+ -)

 

 

 

 

Ходьба по прямому маршруту 20 м.

отклонение влево (см) в конечной точке

 

 

 

 

отклонение вправо (см) в конечной точке

 

 

 

 

Конечная точка маршрута по оси У(см)

 

 

 

 

 

Критерием оценки служит величина отклонения в конце маршрута 10 м., которая фиксируется в прямоугольной системе координат: отклонения от маршрута по направлению (влево, вправо) согласно оси абцисс «Х», по дальности – согласно оси ординат «У».

Развитие ориентировочного навыка прямохождения оцениваем по оси абцисс «Х»:

Высокий уровень

Средний уровень

 

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

остановка в поле

Х - 0 - 31 см.

остановка в поле

Х - 32 - 101 см.

остановка в поле

Х - 102 - 136 см.

остановка в поле

Х - 137 - 171 см.

 

Развитие ориентировочного навыка оценки фиксированного расстояния оцениваем по оси ординат «У»:

Высокий уровень

Средний уровень

 

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

остановка в поле

У – 0 - 62 см.

остановка в поле

У – 63 - 166 см.

остановка в поле

У – 167 – 218 см.

остановка в поле

У – 219 – 270 см.

Список литературы

 

  1. Азарян Р.Н., Габриэлян А.А. Исследование особенностей ходьбы у слепых и слабовидящих школьников.
  2. Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей. Москва «Просвещение» 1980г.
  3. Кручинин В.А. Работа по совершенствованию сенсорно – перцептивной сферы у слепых детей на занятиях по физическому воспитанию и ориентировке в пространстве.
  4. Кручинин В.А. Динамика возрастных изменений в пространственной ориентировке у детей с глубоким нарушением зрения.
  5. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. Москва «Просвещение»  1983г.
  6. Парфёнова Т.В. Адаптивная физкультура для детей с нарушениями зрения. 2018г.
  7. Семёнов Л.А. Оценка развития навыков ориентировки в пространстве у слепых детей.

 






 

 

Документы для скачивания