a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация "Особенности речи ребенка 3-4 лет"

Автор: Абибулаева Лейля Энверовна Опубликовано: 2020-01-23 20:40:34

В среднем, речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов. Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В то же время уровень развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким. В этом возрасте дети не всегда могут составить понятный рассказ из связных предложений, делают в речи много грамматических ошибок, а также, могут неточно употреблять падежные окончания слов и предлоги. Также, в речевом развитии ребенка до 4 лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, сонорными ([р], [л]) свистящими или шипящими ([с], [ш]). Дети 3–4 лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах. Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и не требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Остальные небольшие недостатки речи (неразвитое произношение, грамматические ошибки) являются временными, однако, для их скорейшего устранения необходимо заниматься развитием речи ребенка.

Как правильно развивать речь ребенка в 3–4 года? С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи в этом возрасте необходимо посетить стоматолога, который может определить наличие физических дефектов строения артикуляционного аппарата, нарушающих правильное произношение (неправильный прикус или короткая подъязычная уздечка). Консультация невролога обязательна в возрасте 3-х лет, т. к. в этот возрастной период у многих детей появляются страхи, нарушения сна, а также, у некоторых детей могут возникать различные невротические состояния. Многие из этих состояний носят возрастной характер и самостоятельно проходит без лечения, однако, в ряде случаев, ребенку может понадобиться помощь грамотных психологов или медикаментозная поддержка.

Что касается обычных недостатков детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи. Когда ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово правильно. Также родителям и близким необходимо следить за собственной речью. Не следует употреблять слова-паразиты, а также использовать много уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны звучать. Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти. Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3-х лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации.

Соблюдая несколько простых правил, вы сможете предотвратить нарушения речи у своего ребенка:

• Почти все знают, что главным объектом для подражания являются взрослые. Не стоит разговаривать с малышом, подражая его языку. Когда кроха только начинает говорить, его речь очень скудна от того, что у него слабо развита артикуляция. Наблюдая за взрослыми, человечек постоянно пытается копировать их, и, если вы будете с ним «сюсюкать», крохе просто неоткуда будет взять пример для формирования правильной артикуляции.

• Поощряйте стремление задавать вопросы, старайтесь максимально доходчиво объяснять вашему чаду все, что его интересует. Хвалите его за любознательность.

• Постоянно общайтесь с малышом — разговаривайте с ним, рассказывайте ему обо всем, и, конечно, внимательно слушайте его, давайте ему возможность высказывать свои мысли, не перебивайте его. Каждый день читайте книги, стихи.

• Обеспечьте крохе возможность регулярно получать новые впечатления, общаться и играть с другими детьми. Расспрашивайте малыша о том, что он делал, когда вас не было рядом.

• Регулярно включайте карапузу записи с песенками, стихами, сказками и классической музыкой.

Документы для скачивания