a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

"Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии ФГОС"

Автор: Абибулаева Лейля Энверовна Опубликовано: 2020-01-23 23:18:02

Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. 

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принцип развивающего образования (системности и последовательности).

Принцип новизны (использование новейших информационных технологий).

Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий ).

Виды труда в ДОУ:

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)

Хозяйственно-бытовой труд- направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.

Ручной труд- направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий

Момент. Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я младшая группа- Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание.

2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания.

Старшая группа- Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная группа- Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах:

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа - Ежедневно

Средняя группа - Ежедневно

Старшая группа - Ежедневно

Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Младшая группа - Ежедневно

Средняя группа - Ежедневно

Старшая группа - Ежедневно

Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

Средняя группа - -1 раз в неделю

Старшая группа - 1 раз в 2 недели

Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Младший возраст- Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Средний возраст -Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.

Старший дошкольный возраст -Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

Младший возраст - Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

Средний возраст - Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель. У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

Младший возраст - С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Средний возраст- Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки).

Старший дошкольный возраст- Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Подготовительная группа- самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А. Сухомлинский

Литература 1 ФГОС ДО.

2 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Сан Пин 2.4.1.3049-13. – Санкт- Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014

3 Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

4 Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

5 Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

 

                                  Деловая игра "Из чего складывается трудолюбие"

 Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается? Педагогам предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием «Трудолюбие».

Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

— учет возрастных особенностей;

— помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;

— личный пример трудолюбия взрослого;

— создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;

— уважение личности ребенка;

— систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;

— требование от ребенка качества труда;

— единство действий воспитателей и родителей;

— включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;

— обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;

— использование этнических традиций воспитания трудолюбия;

— осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;

— повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;

— повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;

— воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;

— стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;

— общественное признание, одобрение взрослых;

— обеспечение условий для физического воспитания;

— возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;

— воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;

— добиваться того, чтобы работа была все — таки выполнена;

— давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;

— рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;

— предварительное планирование труда.

Виды детского труда

Самообслуживание

— умывание;

— раздевание;

— одевание;

— уборка постели;

— подготовка рабочего места;

— забота о чистоте тела;

— забота о порядке в костюме;

— готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;

— соблюдение гигиенических правил;

Хозяйственно — бытовой труд

— поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

— помогать взрослым при организации режимных процессов;

— замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

— устранять непорядок по собственной инициативе;

— отвечать за порядок на полке; содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

— мыть некоторые игрушки;

— протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

— стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т. п.;

— накрывать на стол, убирать посуду после еды;

— подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

— помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

— оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

— проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

— оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Труд в природе

— уход за растениями и животными;

— выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Ручной труд

— изготовление предметов из различных материалов;

— изготовление игрушек.

Формы труда:

— поручение;

— дежурство;

— коллективный труд.

Документы для скачивания