Опубликовано: 12:44:59 26-01-2020
Автор: Мерзлякова Татьяна Юрьевна
Содержание
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений стали:
Цели реализации программы:
Основные задачи программы
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Методы:
Список воспитанников
математического кружка «Развивай-ка»
Программа рассчитана на 1 год на детей 6-7 лет. Группа работает 4 раза в месяц по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Учебно – тематический план
Месяц |
Тема |
Задачи |
|
|
Сентябрь |
«Цвет, форма» |
Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. |
Игра: «Составим узор» |
|
«Размер» |
Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук.
|
Игра – аппликация: «Красивые флажки» |
||
«Формирование представлений о символическом изображении предметов» |
Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». |
Игра: «Концовка». |
||
«Счёт, порядковые числительные» |
Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. |
Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. |
||
Октябрь
|
«Пространственные представления» |
Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. |
|
|
«Счет до 10» |
Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). |
Игра: «обведи правильную цифру»
|
||
Игра: «Весёлые человечки»
|
Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. |
|
||
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» |
Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.
|
|
||
Ноябрь |
Интеллектуальная игра «Близкие по значению» |
Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. |
|
|
Круг, квадрат, прямоугольник.
|
Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. |
(Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) |
||
Сравнение |
Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. |
|
||
Сенсорное развитие |
Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.
|
Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис» |
||
Декабрь |
Графические умения |
Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. |
Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) |
|
Счет |
Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. |
|
||
Задачи на смекалку |
Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. |
|
||
|
||||
Январь |
Задачи на смекалку |
Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. |
|
|
Пирамида, цилиндр |
Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. |
Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок» |
||
Зрительно – мыслительный анализ |
Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». |
Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. |
||
Сенсорное развитие |
Развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику |
Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками. «Выложи предмет по образцу» |
||
Февраль |
Работа с альбомами |
Развитие умения анализировать форму предметов |
|
|
Способы измерения |
Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. |
|
||
Игры – путешествие во времени |
Закрепить знания детей о днях недели.
|
Игра: «Что сначала, что потом». |
||
Предметы ближайшего окружения |
Развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей |
|
||
Март |
Счет в пределах 10. |
Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр |
|
|
Состав чисел от 1 до 10. |
Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. |
|
||
Классификация |
Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. |
|
||
«Сколько всего» |
Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. |
Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения |
||
Апрель
|
Формирование навыков сложения и вычитания. 1. |
Закрепление состава числа первого десятка. |
Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. |
|
Формирование навыков сложения и вычитания. 2 |
Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. |
Игра: «Бегущие цифры». |
||
Формирование навыков сложения и вычитания. 3 |
Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. |
Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.
|
||
Символы |
Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер)Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. |
Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; |
||
Май
|
Закрепление математических знаний и умений» |
- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - Закрепить умения отгадывать математическую загадку; - Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, = - Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших; |
|
|
|
||||
|
||||
|
Перспективный план
по взаимодействию
с родителями
№ |
Форма работы |
Сроки
|
1 |
Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей» Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей. |
Сентябрь |
2 |
Подбор и составление загадок с использованием цифр |
Ноябрь |
3 |
Открытое мероприятие «Как Незнайку решать задачи учили» |
Февраль |
4 |
Консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» |
Апрель |
Список литературы
Документы для скачивания:
52727_Programma kruzhka.docx Формат: .docx