a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Зима»

Автор: Федорова Ольга Сергеевна Опубликовано: 2020-01-30 01:44:15

Тема: Зима.

Цель: Обобщить знания детей о зиме и зимних явлениях.

Задачи: 1. Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.

2. Активизировать умение давать односложные ответы и развернутые,

согласовывать существительное и прилагательное, существительное и

местоимение.

3. Развивать воображение, сообразительность, быстроту мышления, мелкую

моторику рук.

4. Упражнять в правильном вдохе через нос и продолжительном выдохе через рот.

5. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе, к птицам.

- Ребята, я задаю загадку, а вы ее отгадайте:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

- А что еще происходит зимой в природе?

(Идет снег; дует ветер; солнце светит, но не греет; дни становятся короче, а ночи длиннее,а люди одевают теплую зимнюю одежду).

- А как называются зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль).

- Кто может рассказать стихи о зиме?

Снег, снег кружится.

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- А как падают снежинки?

(кружатся, летят, танцуют, падают, на землю ложатся).

-А какая снежинка?

(легкая, пушистая,блестящая, белая, холодная, красивая).

- А снег какой?

(холодный, белый, легкий, пушистый, блестящий, скрипучий, мокрый).

-Куда падает снег?

(на землю, на крыши, на деревья, на елки, на дома).

Упражнения на дыхание.

(Воспитатель раздает детям кусочки ваты и говорит:)

-Это снежинка. Посмотрите, как она летает. (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки). Попробуйте и вы так же подуть на снежинку. (Показывает)

Дети сдувают ватку с руки несколько раз.

1. Игра " Да-нет".

(Дети отвечают на вопросы воспитателя).

- Зимой загорают (Нет)

- Катаются на велосипедах? (Нет)

- Зимой идет снег (Да)

-Зимой тепло (Нет)

-Зимой дует ветер (Да)

-Зимой холодно (Да)

-Люди надевают панамку зимой (Нет)

-Люди надевают шапку зимой (Да)

-Зимой обувают сандали (Нет)

-Зимой обувают сапоги (Да)

2. Игра " Хорошо-плохо"

- Ответьте мне на вопрос: Зима- это хорошо или плохо? Почему хорошо, или почему плохо?

Хорошо-(Потому что празднуем новогодний праздник, красиво, можно покататься на санках, на лыжах, коньках, лепить снеговиков и т. д)

Плохо- (Потому что холодно, гололед, можно упасть, машины застревают, приходится одевать много телой одежды, рано темнеет и т. д).

Пальчиковая гимнастика.

1. -Раз, два, три, четыре

(Загибают пальцы, начиная с большого)

-Мы с тобой снежок лепили (Лепя, меняя положение ладоней)

-Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе,гладят одной ладонью другую).

-и совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиками).

-Раз-подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

-Два - поймаем (Приседают, ловят снежок)

-Три- уроним

И- сломаем (Топчат снежок).

2.- Раз. два, три. четыре. пять (маршируют)

-Мы во вдор пошли гулять (идут указательными и средними пальцами)

-Бабу снежную лепили (лепят комочек двумя ладонями).

-Птичек крошками кормили. (Крошат"хлеб" всеми пальцами).

3. Игра"Наоборот"

(Дети подбирают противоположные по смыслу слова).

Холодный-горячий

Белый-черный

Зима-лето

Слабый мороз-сильный мороз

Намочить-высушить

Мокрый-сухой

Новый-старый

Молодой-пожилой

Злой-добрый

Голодный-сытый

4. Игра "Мой, моя, мое, мои".

снежинка - (чья) - моя

санки - (чьи) - мои

мороз - (чей) - мой

лыжи - (чьи) - мои

снег - (чей) - мой

коньки - (чьи) - мои

метель - (чья) - моя

ветер - (чей) - мой

сосулька - (чья) - моя

шарф - (чей) - мой

шапка - (чья) - моя

сапоги - (чьи) - мои

шуба - (чья) - моя

снеговик - (чей) - мой

снегурочка - (чья) - моя

Физминутка.

- Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)

- Мы снежную бабу слепили у дома.

-Стоит наша баба у самых ворот. (Рисуют руками три круга, начиная с маленького).

-Никто не проедет. никто не пройдет (Грозят указательным пальцем, сначала правой, потом левой руки).

5. Игра "Доскажи словечко".

(Дети договаривают слово в рифму)

1) Крыша в шапке меховой.

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла. (Зима)

2) Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый. (Дед Мороз).

3) Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

4)Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы. (Санки)

5) Стужа, снег, метут метели

Темной ночью бродят. (Звери).

6) Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг- вспорхнули яблоки.

ведь это. (снегири).

Беседа о зимующих птицах.

- а какие еще птицы остались зимовать (Щегол. клест, синица, сорока, ворона, голубь, воробей, дятел, поползень).

-Зимой птицам холодно и голодно, надо птиц подкармливать семечками, зернами, крошками хлеба. Ведь насекомых нет, а им надо чем-то питаться.

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый птичий домик

Повесить на сучок.

И здесь в саду, за школой

Среди седых ветвей

Готов обед веселый

Для птичек у детей.

6. Отгадайте загадки и нарисуйте отгадки. (У воспитанников на столах листочки с карандашами)

- Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Елка)

-Белая морковка,

Зимой растет. (Сосулька).

_Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла- и пропала. (Снежинка).

-Чтоб не мерзнуть

Пять ребят

В печке вязаной сидят (варежка).

Итог занятия.

- О каком времени года мы говорили? В какие игры играли?

- Вы все молодцы, старались, отвечали. Наше занятие подошло к концу.

Документы для скачивания