a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Санитарные требования по применению компьютера в ДОУ"

Автор: Радкевич Лариса Михайловна Опубликовано: 2020-02-01 15:04:37

Консультация для педагогов

«Санитарные требования по применению компьютера  в детском саду»

Воспитатель: Радкевич Л.М.

 

Слайд №1

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. 

Слайд №2

В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:

 – принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;

– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;

– принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;

– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;

– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;

– принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;

– принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);

 – принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);

– принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;

– принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления…

 

Слайд №3

Построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационных образовательных технологий должно проходить в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача  РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН требования к устройству, содержанию и организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.» При использовании ИОТ в ДОУ должно проходить контроль времени взаимодействия детей сразличным оборудованием. При этом следует учитывать степень адаптированности оборудования к специфике ДОУ.

 

Слайд №4

К компьютерным системам в ДО должны быть предъявлены следующие требования:

-высокая универсальность и адаптированность к разнообразным условиям и методам использования в широком спектре выполняемых функций; достаточное быстродействие к выполнению этих функций;

-обеспечение одновременной независимости работы детей по одинаковым и разнообразным программам; обеспечение управляемой взаимосвязимежду детьми для организации совместной работы; наличие в составе нескольких участников;

-обеспечение возможности протоколирования хода решения системы образовательных задач;

-наличие развитых средств отображения графической и текстовой информации, а также средств ввода и манипулирования этой информацией; необходимое качество экранных средств, широкие возможности построения динамических изображений;

-простота и доступность интерактивного взаимодействия ребенка с техническим средством в процессе, гибкая настройка формы этого взаимодействия применительно к конкретным условиям и задачам;

-адаптивность к индивидуальностям и возрастным особенностям, к возможностям детей;

-простота и удобство при эксплуатации неподготовленными пользователями; высокая надежность в этих условиях;

-защищенность от случайных и преднамеренных неверных действий ребенка и педагога;

-гигиеничность и безопасность работы со всеми элементами технических средств;

-минимальная стоимость при требуемых функциональных возможностях;

-простота и удобство в организации, применении и разработке программного обеспечения.

 

Слайд №5

Оборудование помещения, организация и режим занятий должны соответствовать требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение,площадь которого определяется из расчета 6 м на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств.Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. 
Необходимо  проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий. 

 Слайд №6

Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
 Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. 
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

 

Слайд №7

Размер настенной доски составляет 0,75 - 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7 - 0,8 м.

Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 1.

Таблица 1

Требования к организации просмотра диафильмов

Расстояние проектора от экрана (м)

Ширина экранного изображения (м)

Расстояние 1 ряда от экрана (м)

4,0

1,2

2,4

3,5

1,0

2,1

3,0

0,9

1,8

2,5

0,75

1,5

2,0

0,6

1,2

 

 

Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах – не более 20 мин., в старшей и подготовительной – не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

 

Слайд №8

Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

Слайд №9                                                                                                                     Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 мин. Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 1–2 раза в неделю, в первой половине дня. Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно.

Слайд №10

При составлении расписания необходимо предусмотреть, чтобы  занятия с использованием средств мультимедиа не шли одно за другим или не ставились вслед за теми занятиями, которые связаны со значительным напряжением (познавательное, речевое развитие), потому, что у дошкольников после НОД с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная  активность.

При организации занятий детей рассаживают с учетом роста, состояния здоровья, зрения и слуха.Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. Недопустимо использование одного  компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста),который несет ответственность за безопасность ребенка.

Из всего этого можно сделать вывод о, том, что в использовании компьютера необходимо придерживаться рекомендаций специалистов, в противном случае можно нанести непоправимый вред здоровью детей.

Оставить комментарий: