a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Примеры мнемотехники"

Автор: Радкевич Лариса Михайловна Опубликовано: 2020-02-01 15:15:30

Консультация для педагогов                                      «Примеры мнемотехники»

Январь 2017г.                       Воспитатель: Радкевич Л.М.

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

(слайд №2)

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от древнегреческой богини памяти Мнемозины и обозначают «искусство запоминания».                             Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

(слайд№3)                                                                                                 

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

(слайд№4)                                                                                        

 Мнемодорожки и мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. 
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.

(слайд№5) 

Основными элементами мнемотехники являются:

  • мнемоквадраты,
  • мнемодорожки,
  • и мнемотаблицы.

Занятия по данной технологии проводятся по принципу - от простого к сложному. В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а со старшими дошкольниками использовать мнемотаблицы.

 

(слайд№6)

МНЕМОКВАДРАТЫ

Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Совместное с педагогом создание мнемоквадратов, другим словом – кодирование информации, формирует ассоциативное мышление.

(примеры мнемоквадратов: таблички на шкафчике и полотенце, пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)

 

(слайд№7,8)                    

МНЕМОДОРОЖКИ

Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения

У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа  огород Федоры,
Там растут помидоры.

-разучивание (короткие стихи, простые загадки, чистоговорки);

-выполнения алгоритма действий (режимные моменты, правила поведения).

 

(слайд№9)                   

МНЕМОТАБЛИЦЫ

 И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение

Шуршат осенние кусты.
Шуршат засохшие цветы
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых, маленьких мышат.

Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается в зависимости от поставленной речевой задачи.

(слайд№10)

Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются:

  • для ознакомления детей с окружающим миром
    • при заучивании стихов
    • при пересказах художественной литературы
    • при обучении составлению рассказов
    • при отгадывании и загадывании загадок
    • для обогащения словарного запаса
    • при обучении составу числа
    • при воспитании культурно-гигиенических навыков
    • при воспитании навыков самообслуживания
    • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

 

(слайд№11,12) 

Составление описательного рассказа                                                                                     

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

(слайд№13)

 Пересказ                                                                                                           

При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

 (слайд№14)

Мнемотаблицы при разучивании стихотворений

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

(слайд№15)

Отгадывание загадок

 (слайд№16) кгн, самообслуживание

Знакомые мнемотаблицы можно предложить детям для свободной самостоятельной деятельности.

(слайд№17)

Заключение.Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Оставить комментарий: