a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для педагогов "Круги Луллия"

Автор: Радкевич Лариса Михайловна Опубликовано: 2020-02-01 16:03:33

Консультация для педагогов

«Круги Луллия в работе с детьми дошкольного возраста».

Сентябрь 2017г.                                    Воспитатель: Радкевич Л.М.

Слайд 2.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС, происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Уделяется большое внимание  творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей.

Современных детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

 Слайд 3.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство всестороннего развития дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.

Слайд 4.

Изобретение Р. Луллия и  взято  за основу  игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятия «объект – признак – проявления признака»; развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам.  Такие игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.  Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

 Слайд 5.

Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги.

В современной педагогике существует два вида изготовления пособия:

Слайд 6,7,8, 9

1вид: нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов. Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к творческому мышлению.

Слайд 10,11

2 вид: круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

Слайд 12.

Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех. Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

 

Слайд 13.

Методические рекомендации при использовании этого метода

  • Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
  • Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
  • В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
  • Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
  • Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.

Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.

Слайд 14.

Чем интересно это пособие?

Оно вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Содержание игр позволяет использовать их в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям. Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.

 Слайд 15.

Игра может состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

Слайд 16,17.

Игры с кругами Луллия можно разделить на два вида:

  • Иры на подбор картинок
  • Игры с элементами случайности в установке колец (на развитие творческого воображения)

Слайд 18.

Можно выделить этапы участия педагога в играх с кругами Луллия:

  • педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
  • педагог косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
  • педагог осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями;
  • педагог осуществляет обучающее руководство играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Слайд 19.

Технологическая цепочка проведения игры

  1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.  
  2.  Ставится задача.                                                                                                             
  3.   Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.                                                                         
  4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ. 5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.)

Слайд 20.

Ожидаемые результаты:

  • Познание языка и мира в их взаимосвязях;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Свобода в своих высказываниях;
  • Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
  • Формулировка и решение проблемы.

 

Слайд 21,22,23,24.

Пример: Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на малом - их детенышей.

Реальное Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

 

Слайд 25.

Примерные игры с использованием кругов Луллиля:

« Кто, что ест?»                             «Чей нос? Чей хвост?»

«Назови, сколько»                       «Подбери пару»

«Кто, где живет?                           «Подбери заплатку»

«Подбери по цвету»,                      «Подбери по форме»

« Из какой сказки?»                       «С какого дерева листок?» и др.

   Слайд 26.

Итак, методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы