a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Открытое занятие "Такой знакомый незнакомец апельсин"

Автор: Гончарова Елена Николаевна Опубликовано: 2020-02-02 14:33:53

Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре)

Задачи

Обучающие:

расширить представления детей о фруктах;

закреплять умение группировать фрукты по разным признакам;

развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

Развивающие:

развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов

ТРИЗ;

развивать свободное речевое общение, внимание;

развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь

Оборудование: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры, емкость с водой, доска, лупы, картинки с изображением птичек

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире; вызвать желание помочь Степашке.

 

В группу приносят письмо от Степашки. (помогите мне ребята узнать все о фруктах)

 

Воспитатель собирает детей около себя и читает письмо.

- А Степашка – это кто?

- Хотите ему помочь?

- Любите ли Вы фрукты?

- А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)

  1. Актуализация.

Дидактические задачи:

актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;

тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.

- Перед Вами фрукты (на подносе).

- По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)

- Сколько групп получилось? (2)

- Какие? (сладкие и кислые), группируем.

- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)

- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)

Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.

- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.

- Хотите узнать какой?

Игра «Волшебный поясок» (дети задают вопросы о свойствах фруктов, а воспитатель отвечает «да» или «нет» до тех пор, пока не узнают загаданный фрукт, им оказывается апельсин). Молодцы, догадались. Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина (сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, ароматный, душистый, пористый).

- А попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек. Подберем слова – характеристики к слову «птица». Какая она? (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д)

- А теперь вместо птиц поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)

- Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины (они стали как живые)

- А что плохого? (нельзя кушать)

- Хотите сделать апельсины необыкновенными (да)

- Тогда дорисуйте по желанию.

- Ну а теперь устроим выставку (дети прикрепляют свои работы к доске).

Фотографируем выставку для Степашки.

Физминутка Оранжевая песенка

(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)

Вот уже подряд два дня, (Сидя за столом, разминаем кисти рук.)

Я сижу рисую. (Встряхиваем руками.)

Красок много у меня -

Выбирай любую. (Хлопки в ладоши.)

Я раскрашу целый свет (Руки в стороны.)

В самый свой любимый цвет: (Повороты туловища влево-вправо.)

Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)

Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)

Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)

Оранжевый верблюд. (Руки на пояс.)

Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)

Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)

Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)

Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины

тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь

- Посмотрите какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

- Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся) Попробуйте, он тяжелый (воспитатель дает апельсин в руки детям)

- Можете точно ответить, утонет или нет? (нет) Почему? (потому что не знаем)

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого или узнать самим). А какой способ для вас интереснее? (узнать самим)

- Давай – те попробуем (дети бросают апельсин в емкость с водой)

- Что вас удивило? (апельсин не утонул)

- Как вы думаете, почему это произошло? (предположения детей)

  1. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду. Что произошло? (он утонул)

- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)

- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)

- Что произошло? (кожура не утонула)

- Хотите побыть исследователями, возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)

- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «Почему апельсин не тонет?» (ответ детей)

Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи:

расширить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.

- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)

- Как проверить? (бросить в воду)

Уточнение воспитателя, почему такое случилось?

  1. Осмысление.

Дидактические задачи:

провести рефлексию деятельности на занятии

Воспитатель собирает около себя детей

-Чем мы сегодня занимались? Кому сегодня помогали?

- Благодаря вам Степашка узнал много интересного о фруктах

-А что для вас было нового? О чем бы вы хотели рассказать сегодня родителям? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)

- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Напишем письмо Степашке о фруктах и о том, что узнали. (почему апельсин не тонет)

Вы большие молодцы, а фрукты мы сейчас поделим, скушаем

Документы для скачивания