a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Опыт работы воспитателя. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Автор: Харланенкова Ольга Николаевна Опубликовано: 2020-02-04 13:21:19

  Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

        Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

       Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изобразительных материалов и техник.          

      Поэтому темой моего самообразования я выбрала: «Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

     Цель работы: Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

     Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

      И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

1.Создать систему работы с детьми по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;

  1. Найти наиболее оптимальные способы, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
  2. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
  4. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  5. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  6. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

Диагностика проводится в начале года, в середине и конце года.

Критерии диагностики::

-  умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

- умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

- проявление желания участвовать в выставках детских работ.

     Конечно, эти критерии больше запланированы на перспективу, но  некоторые я применила и в начале своей работы с детьми младшего дошкольного возраста.

      Начальная диагностика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Уровни развития

художественное мышление

нетрадиционные способы рисования

экспериментирование с материалами

высокий

0%

0%

0%

средний

30%

20%

20%

низкий

70%

80%

80%

 

     Результаты были не высоки, хотя кое-какие успехи у нас были, потому что некоторые приемы нетрадиционных техник я использовала в раннем возрасте, такие как рисования пальчиками и ладошками.

     Во второй младшей группе свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

 Основные техники, используемые в этом возрасте:

-рисование пальчиками, ладошками

-рисование тычками из поролона, ватными палочками

-печатание листьями, картофелем, морковкой;

-Рисование свечой, углем

В среднем возрасте - нетрадиционные техники:

- Рисование свечой, углем;

- Кляксография с трубочкой;

- Монотипия;

- Набрызг;

- Восковые мелки + акварель;

- Оттиск смятой бумагой;

- Рисование поролоном;

- Гравюра (граттаж);

- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

- Тиснение;

- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;

- Рисование по сырому;

- Кляксография с ниткой;

- Рисование на ткани;

- Рисование солью;

- Расчёсывание краски;

      Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, использовала  детскую  литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволило сделать  рисование доступным, содержательным и познавательным.

 Система работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

месяц

тема занятия

Задачи и техника нетрадиционного развития

сентябрь

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

Познакомить с техникой рисования пальчиками

октябрь

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

Закрепить умения рисовать пальчиками

ноябрь

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

рисование ладошками

декабрь

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

   Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок- рисование ватными палочками

январь

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

  Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное- тычок

февраль

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

  Познакомить с техникой оттиск (штамп) пенопластом. Развивать у детей воображение

март

Платье для Катюши

оттиск (штамп) пенопластом

Спрячь зайку

рисование губкой

Веселые животные

рисование трафаретом

Солнышко

Познакомить с техникой рисование по-мокрому

апрель

Березки

Одуванчики

Ёжик

Познакомить с техникой рисование смятой бумагой

Воздушные шарики

Познакомить с техникой монотипия

май

Салют

Звездочки на небе

Познакомить с техникой набрызг

Дождь идет

Мухомор

Познакомить с техникой рисование пипеткой.  Развивать у детей воображение

  Система работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Месяц

Тема занятия

задачи

Сентябрь

 

Путешествие по цвету

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Сентябрь

Осенние волшебные цветочки (печатание листьями)

   Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Октябрь

Веселый жучок

  Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Октябрь

Волшебная осьминожька (рисование ладошками)

  Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Ноябрь

Волшебная разноцветная ручка

  Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Ноябрь

Как прекрасен мир природы (рисование + аппликация)

    Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Декабрь

Снегири на ветке (метод тычка)

    Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Декабрь

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

  Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Декабрь

Снежинка

  Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Январь

Мой маленький добрый друг (техника тычка)

 Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Январь

Волшебная зимняя сказка (рисование + аппликация)

 Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Январь

 

Новогодняя елочка

 Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Февраль

Я в волшебном  лесу

 Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Февраль

Морозные сказочные узоры

 Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования - набрызг.

Март

Весёлые животные у меня дома

 закрепить с детьми умение рисовать тычком по

контуру, развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями.

Март

Звёздное небо и его чудеса

  Учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Март

Птицы прилетели весной

  закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении  рисунка.

Апрель

Цветы весной

 преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы, -развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму.

Апрель

Волшебный дождик

 познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик),

-аккуратно закрашивать лист жидкой краской.

-развивать творческое воображение,

-воспитывать интерес к рисованию.

Май

Воздушные цветные  шарики

 Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Май

Летнее небо и его красоты

 

 Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому, знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

Май

Мячики для неваляшек летом

 Закреплять рисование округлых форм слитным движением кисти. Продолжать учить правильно,  держать кисть, по окончании работы промывать кисть в воде и сушить её о салфетку. Закреплять знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Воспитывать у детей доброе отношение к игрушкам, желание нарисовать для них мячики.

     Для освоения нетрадиционных способов я постаралась обогатить и предоставить широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:

- бумага разной фактуры, формы и размера;

- гуашевые и акварельные краски;

- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

- восковые и цветные мелки;

- маркеры, фломастеры;

- простые и цветные карандаши;

- графитный карандаш или уголь, свеча;

- глина, пластилин, соленое тесто;

      А также дополнительные средства: бумажные салфетки, доски для лепки, формочки для лепки, палитра, поролон, зубная щетка, двойные баночки для воды, коктейльная трубочка, высушенные цветы и  листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль, черная плакатная тушь, нитки и  т. д.

    Планируя работу с детьми, продумываю  сотрудничество с их родителями: использую любую возможность общения  для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится  в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, мастер классы, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества  детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

       Для родителей подготовила консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

     Подводя итоги второго года работы по этой теме вот, что у меня получилось.    Критерии уровня развития творческих способностей я использовала те же что и для первоначальной диагностики.

     Сравнительная диагностика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

 

уровни развития

художественное мышление

нетрадиционные способы рисования

экспериментирование с материалами

 

2012

2015

2012

2015

2012

2015

высокий

0%

30%

0%

40%

0%

20%

средний

30%

50%

20%

40%

20%

60%

низкий

70%

20%

80%

20%

80%

20%

 

        Из всего этого можно сделать вывод, что нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышает интерес к художественной деятельности, развивает психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

 

 

Документы для скачивания