a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с ПЕДАГОГАМИ

Автор: Харланенкова Ольга Николаевна Опубликовано: 2020-02-05 17:25:12

 

  • Непременным условием правильно организованной работы с детьми, является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, и пр.
  • Речевое общение на протяжении всего занятия должно сопровождать весь творческий процесс совместной деятельности педагога и ребенка.
  • Речь воспитателя должна иметь яркую интонационную окраску и сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой, все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею.
  • Занятия по нетрадиционному рисованию лучше проводить в первой половине дня т.к. это поможет уберечь детей от информационной и эмоциональной перегрузок.
  • Очень важно в процессе рисования следить за реакцией, эмоциональным настроем и состоянием ребенка.
  • Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.
  • Для занятий необходима специальная одежда. Лучше, если это будут яркие фартуки и косынки, т.к. это несомненно заинтересует и вызовет восторг у малышей.
  • Перед организацией занятия следует провести предварительную работу, которая может включать в себя: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, пальчиковая гимнастика и т.д.
  • Во время занятия рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, например такие произведения как: А. Вивальди "Времена года", С. Прокофьев "Дождь и радуга" и др.
  • После завершения занятия необходимо похвалить юных художников. Это создаст позитивный настрой и желание рисовать снова и снова.

Методические рекомендации

 

  1. Занятия лучше проводить днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений полученных за день. Творческое "пачкание" можно устраивать раз-два в неделю, лучше в первой половине дня, выбирая наиболее активное, позитивное состояние ребенка. Рисование в первой половине дня поможет уберечь детей от информационной и эмоциональной перегрузок.
  2. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией, эмоциональным настроем и состоянием ребенка. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия
  3. Перед началом работы с ребенком готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.
  4. Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависи
  5. Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 детьми возможны только после того, как ребенок привыкнет и овладеет техникой работ
  6. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении. Работа с красками проводится за письменным столом.
  7. Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении. На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объяснить, что это краски и их не едят.
  8. Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками. Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней». После окончания занятия надо похвалить малыша.
  9. Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.
  10. В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.
  11. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.
  12. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим является музыка. Поэтому во время занятий рекомендуется использовать спокойную фоновую музыку.

 

 

 

Перспективный план работы с педагогами

 

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Консультации для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Октябрь

Консультация «Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у детей»

Ноябрь

Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).

Январь

Изучить опыт педагогов по данной теме.

Февраль

Мастер-класс «Золотая рыбка» (открытая образовательная деятельность)

Март

Мастер-класс «Изготовление штампов для нетрадиционного рисования»

Апрель

Круглый стол «Художественные техники рисования в старшей группе»

Май

Отчет по теме самообразования , выступление на педагогическом совете, презентация

 

Консультации

Подготовила

воспитатель Харланенкова О.Н.

 

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

 

Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать и на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей использовать нетрадиционные способы изображения.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного

 

материала (листьев деревьев). На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.           Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию

воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.    Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима

 

на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть). Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
  • рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными   техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + гуашь
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки;
  • монотипия предметная

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование солью, песком, манкой;

 

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография
  • граттаж.

           

 Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая  среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

При организации предметно - развивающей  творческой среды в изобразительной деятельности  нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно  и доступно  пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

 В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве.

 

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
         

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

 

Документы для скачивания