a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Деревья родного края»

Автор: Васькина Людмила Александровна Опубликовано: 2020-02-07 15:03:11

Документы для скачивания

 

Цель: формирование основ патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с природой родного края.

 

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с новым для них деревом - осиной - в сравнении с березой.
  2. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  3. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

Развивающие задачи:

  1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
  2. Развивать связную речь у детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  1. наблюдения за живой природой на прогулке;
  2. разучивание стихов о природе;
  3. наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  4. чтение литературы природоведческого характера;
  5. рассматривание иллюстраций о лесе;
  6. знакомство с Красной книгой Смоленского края.

Словарная работа:

береза, осина, ель, сосна;

березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  1. ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  2. иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  3. хвоя сосны и ели в тарелочках;
  4. шишки сосны и ели в контейнерах;
  5. иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  6. мяч для игры;
  7. раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

 

                                              Ход занятия

Дети входят в группу, где звучит пение птиц.

-Ребята, куда это мы с вами попали?

-В лес.-

-Почему вы решили, что это лес?

-Птицы поют, вокруг много деревьев.

-Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:

 

                 «Нам в дождь и зной поможет друг,

                  Зеленый и хороший,

                  Протянет нам десятки рук

                  И тысячи ладошек».

                                                                  (Дерево)

-Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.

-Чем похожи все деревья между собой?

-У них есть ствол, ветви, листья, корни.

-Но не все деревья, которые вы назвали, растут в нашем крае. Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

 

2 часть.

 

-Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:                                      

                 «Русская красавица

                  Стоит на поляне,

                  В зеленой кофточке

                  В белом сарафане».

                                                               (Береза)

-Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина).

 

-Послушайте загадку:

                 «Если дунет ветерок,

                  Задрожит ее листок.

                  Ветерок совсем не сильный,

                  Но дрожит листок.. .осины».

 

Как вы думаете, чем отличается береза от осины?

 

-У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

-Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

-БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

-Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

-Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?

 

                               (Варианты детских ответов).

-Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

-Чем еще отличаются эти деревья?

-Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

-Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

-Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

-У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

-Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

-Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

-Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

-Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок - подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

Повторите, пожалуйста.

-Лес, в котором растут только осины, называется - ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.

(Из книги «Лесная мозаика»)

-Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

-Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

-На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

                         «Наступило утро,

                          Солнышко проснулось,

                          И березки к солнцу потянулись.

                          (руки вверх, встать на носочки)

                          Поздоровались друг с другом,

                          Наклонившись в стороны.

                          (наклоны в стороны)

                          С солнцем поздоровались,

                          Радуясь дню новому.

                        (руки вверх, помахать ими).

3 часть.

-Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

-Какие деревья растут в хвойном лесу?

-Сосны, ели.

-Кто знает загадку про ель и сосну?

«Зимой и летом одним цветом».

-Почему эти деревья стоят зеленые?

-Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

-Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

-Что вы можете рассказать о ёлочке

-Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

-Какой ствол у сосны?

-Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

-Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

-Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

-Чем они похожи?

-Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

                 «Даже елки мы вначале,

                  От сосны не отличали:

                  Раз растут иголочки,

                  Значит, это елочки.

                 А когда на ветку ели

                 Мы поближе поглядели,

                 Оказалось, что она,

                Не такая как сосна».

-Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

-Иголочками.

-По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

-Скажите, почему хвойный лес так называется?

-Какие хвоинки у сосны?

-Длинные, мягкие, светлые.

-А у ели?

-Короткие, колючие, темные.

-Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

-Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

-Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

-Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

-Какие шишки у ели?

-Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

-Что вы расскажете про сосновые шишки?

-Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

-Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

 

 

 

 

 

4 часть.

 

-Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес.

 

     (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

 

5 часть.

-Красивы леса Смоленщины в любое время года!

              (Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).

-Какие краски использовал художник в зимнем лесу?

-Синие, белые, голубые.

-В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?

-В красный, желтый, коричневый, золотой.

-Как сберечь такую красоту?

-Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.

-Ты чего скрипишь, береза?

-Стынут корни от мороза.

-Ты чего вся побелела,

-Прячешь ветки в кружева?

-Я совсем заледенела.

-Но не бойся... я жива».

-Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

 

                               ( Прошу ребенка прочитать стихотворение).

 

                    «Мне по нраву только тот,

                     Мир лесной кто бережет,

                     Тот, кто веток не сломает,

                     Тот, кто птичку не спугнет,

                     Мухомор сшибать не станет,

                     И костер не разведет,

                     Кто всегда, всегда в лесу,

                    Уважает тишину».

 

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!

Оставить комментарий: