a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

ЗАНЯТИЕ-ЭКСКУРСИЯ в краеведческом мини-музее ДОУ на тему: «Центр русской культуры в усадьбе Тенишевых»

Автор: Васькина Людмила Александровна Опубликовано: 2020-02-07 15:20:12

 

Задачи: расширить представления детей о знаменитых людях Смоленщины, воспитывать любовь и уважение к истории родного края.

       Талашкино – место особенное, меньше всего похожее на  обычный музей, на что-то застывшее, бесследно ушедшее в далёкое прошлое. Здесь всё будит воображение: Теремок, Тенишевская школа, Белая роща, которая наверное, ещё помнит шум и веселье детских голосов, и которую так любила княгиня. Можно на мгновение закрыть глаза, и картина оживёт, как сто лет назад…

       Гостей Смоленска обязательно везут в Талашкино. И всякий, кто побывал здесь однажды, непременно захочет вернуться, каждый раз открывая для себя в этом волшебном уголке что-нибудь новое.

        Итак, мы отправляемся в путешествие.

      Внимание посетителей Всемирной выставки в Париже в 1900 году привлекли 14 балалаек, расписанных фантастическими картинами по мотивам русских сказок и былин и привезенных туда Марией Клавдиевной Тенишевой из России. Генеральным комиссаром русского отдела на Парижской выставке по назначению императора Николая II был ее муж - Вячеслав Николаевич.    Русский отдел выставки произвел тогда целый фурор. А коллекция балалаек, расписанных знаменитыми русскими художниками М. Врубелем, К. Коровиным, С. Малютиным, А. Головиным, и две самой Тенишевой, очень понравились своей оригинальностью, и она даже получила предложения продать всю коллекцию. Но приняла решение поместить ее в Смоленском музее.

        В 18 километрах от Смоленска расположен поселок Талашкино-бывшее имение князя В.Н.Тенишева. Он купил это имение в 1893 году у подруги жены - княгини Е.К. Святополк- Четвертинской.

        Князь В.Н. Тенишев был известен в России как крупный промышленник, инженер и ученый-этнограф. Жена его - Мария Клавдиевна обладала большими познаниями в искусстве, училась рисунку и живописи у французского художника Г. Жильбера и в Парижской академии Жюльена. Три года она занималась пением в Париже у известного педагога того времени М. Маркези, а позднее у профессора Московской консерватории - Ф.П. Комиссаржевского. Их дом в Петербурге был центром притяжения для многих художников, музыкантов, ученых.

          В течение многих лет М.К.Тенишева изучала историю и технику эмали, выполнила много работ декоративно-прикладного искусства, а в 1916 году в Московском археологическом институте защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация», которая позднее была издана в Праге отдельной книгой.

        В имении Талашкино М.К. Тенишева решила создать центр возрождения русского национального стиля в прикладном искусстве, распространив влияние центра и в крестьянской среде.

        Вскоре после приобретения имения на хуторе Флёново было выстроено здание для сельскохозяйственной школы. В школе должны были обучаться крестьянские дети - и мальчики, и девочки. Кроме общеобразовательных и нужных в сельском хозяйстве предметов, здесь, в художественных мастерских, учили столярному делу, резьбе по дереву, живописи, гончарному и керамическому мастерству, а девочек - вышивке.

       Художественными мастерскими руководил известный в России художник С.В. Малютин. Работы учеников экспонировались на выставках в Смоленске, Петербурге, Париже и Лондоне. А в Москве для товаров были открыты специальные магазины.

       Талашкинский центр изучал и пропагандировал русскую музыку. Здесь был организован балалаечный оркестр. Смоленские свирели и рожки были позднее включены в знаменитый в России оркестр русских народных инструментов.

      По проектам С. Малютина в усадьбе много строили. Художник декорировал дом Тенишевых, оформил под театр флигель, сделал въезды в усадьбу, построил здание - «Теремок» и принимал участие в разработке проекта оригинальной усадебной церкви.

        В ансамбль Талашкино входили еще хозяйственные постройки, мастерские и большой парк с участками регулярного и пейзажного планирования.

        В Талашкино приезжали известные в России художники, музыканты, композиторы. Многие оставались здесь работать - писали музыку, картины, учили крестьянских детей. Среди них были знаменитые художники В. Поленов, М. Врубель, В. Серов, М. Нестеров, К. Коровин. В. Васнецов, А. Головин. И. Репин, А. Бенуа, музыкант В. Андреев, композиторы П. Чайковский, И. Стравинский.

          Князь В.Н. Тенишев, находясь в заграничной командировке, умер в Париже. Мария Клавдиевна похоронила его в церкви в смоленской усадьбе. Церковь была построена в течение 1902-1903 годов. В создании ее, кроме С. Малютина, принимали участие специалист по древнерусскому искусству И. Барщевский и сама Тенишева. В 1908 году художник Н. Рерих взялся украсить храм росписями и смальтовой мозаикой. К сожалению, с началом Первой мировой войны работы пришлось прекратить.

         В 1917 году М.К. Тенишева покинула Россию и последние годы жизни жила во Франции, близ Парижа. До последних дней она работала в мастерской и занималась творчеством. Она умерла в 1928 году в возрасте 61 года. На кладбище Сен-Клу под Парижем над одной из могил на плите выбиты 4 имени и 4 даты-даты смерти похороненных: «Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева- 1/14 апреля 1928 года, княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская - 7 апреля 1842 года, Василий Александрович Богданов-Лидин - 1 декабря 1942 года, Елизавета Грабкина (няня княгинь) - 5 февраля 1936 года». В.А. Богданов-Лидин был организатором балалаечного оркестра в Талашкино, постановщиком спектаклей, преподавателем в сельскохозяйственной школе. В эмиграции он помогал княгиням устраивать жизнь в чужой стране.

       После Великой Отечественной войны усадьба стояла разрушенной. Смоленские реставраторы возродили здания. Сейчас в них расположены музейные экспозиции. Недавно на территории бывшей усадьбы установлен памятник М.К. Тенишевой. Ее имя носит сегодня одна из улиц Смоленска.

        Талашкино на рубеже ХIХ-ХХ веков объединило выдающихся творцов и просветителей, стало культурным центром России. А княгиня М.К. Тенишева одна из первых в России начала XX века, кто познакомил Европу с русским национальным искусством.

Документы для скачивания