a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника (из опыта работы)

Автор: Сабитова Гульфия Фаритовна Опубликовано: 2020-02-09 12:45:46

Документы для скачивания

«Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника».

МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» города Нижневартовск.

Выполнили: Сабитова Гульфия Фаритовна, Королева Ирина Юрьевна.

 

Достойным существованием человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как состояние полного социального и духовного благополучия». Для ребёнка быть здоровым, значить развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья – вот его основные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребёнка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигает в том , случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо поняты не только воспитателем, но и родителям.

 

Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания ЗОЖ.

Сегодня закон « Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.

 

Цель нашей работы: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • Обучать родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно- психологического климата;
  • Оказать конкретную помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
  • Учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы.
  • Привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды.
  • Расширить спектр средств и способов работы с родителями.

 

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступать в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

Таким образом, необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Мы используем классификацию форм, которые предлагает

 Т.В Кротова. Она выделяет следующие формы:

*информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты.

 

Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, « почтовые ящики», изучение социального портрета семей воспитанников.

 

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам относятся семейные спортивные досуги, праздники, олимпиады.

Родители с энтузиазмом принимают участие в семейных мероприятиях. Вместе с детьми они бегают, преодолевают различные препятствия, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно. Активно общаются, переживают и подбадривают друг друга. Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении таких мероприятий отводятся родителям, так, как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребёнка к игре и руководить её, следить за выполнением правил.

Родителям предлагается найти и подготовить атрибуты к какой любой игре, выбирается любой день. Когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.

Также родителям предлагаем картотеку игр, составленную воспитателем с учётом особенностей детей. Она представляет собой описание игр, которые можно поиграть во дворе, на детской площадке в детском саду среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут её брать домой, что бы подробней ознакомиться с предлагаемым материалом. Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания, групповые консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников;

Так же проводятся родительские гостиные - встречи родителей с гостями ДОУ «Воспитание» родителей (школа молодой матери, групповые семинары, практикумы); групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, организация Дней открытых дверей, Дней счастливой семьи для родителей; Дней здоровья.

Темы встреч различны, но все соответствуют одной тематике «Здоровый образ жизни».

Ещё один приём в работе с семьёй - привлечение родителей и детей к изготовлению спортивных атрибутов своими раками. Родители вместе с детьми принимают участие в работе « мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.

Проводятся театрализованные представления для детей с участием родителей.

Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов , пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей к здоровому образу жизни используются: буклеты, газеты ( они могут быть как групповые, или изданы творческой группой педагогов детского сада),рисунки, информационные бюллетени.

Педагогическое просвещение родителей, удовлетворение индивидуальных запросов родителей – творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяют наладить доверительные отношения с ребёнком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

Выпуск газеты, журнала – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, что бы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей. В процессе изготовления газет, журнала: подбираются статьи, необходимые фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети сочиняют подписи к снимкам.

Составление альбомов о спортивных достижениях семьи – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса. На первом этапе воспитатель проводит с детьми беседу о спортивных увлечениях в семье и предлагает родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная семья».

Так же можно дать задания – отобрать фотографии, на которых дети с родителями занимаются спортом или делают зарядку, и составить по ним небольшой рассказ или смонтировать фильм, сделать презентацию. Детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких. Организовать конкурс семейных талантов при составлении семейных альбомов о спортивных увлечениях, о досугах и т.д.

Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный характер людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми , живое общение с ними даёт возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек. Стоит лишь приложить старание и упорство. На пример, приглашаем на встречу воспитателя группы или спортсмена, физ. инструктора, которые расскажут о своих спортивных увлечениях (катание на велосипеде, коньках, лыжах) и спортивных достижениях. Данная встреча позволяет по-другому взглянуть на руководителя и воспитателя. Дети узнают, чем они занимаются в свободное время. Как проводят свой досуг. Или медсестру, которая расскажет о правильном питании, о значении витаминов для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или вредных привычках.

 

Таким Образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа, не может дать хороших результатов ,если она не решается с семьёй.

И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны. Но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие в результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка, сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.

 

 

 

Оставить комментарий: