Конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей логопедической группы на тему: «Школа юного космонавта»
Конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей логопедической группы на тему: «Школа юного космонавта»
Цель: расширение представления детей о космосе.
Задачи:
- Уточнять и закреплять знания детей о космосе и космическом пространстве. Расширить представление детей о профессии космонавта, продолжать обогащение словарного запаса детей по теме «Космос», закреплять навыки слогового анализа одно-, двух-, трехсложных слов, упражнять в образовании относительных прилагательных, совершенствовать координацию движений и речи.
- Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности; развивать мыслительную активность; развивать зрительную память, внимание, смекалку; развивать творческие способности; развивать речь, воображение.
- Воспитывать уважение к профессии космонавт; воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения (умение работать в подгруппе).
Ход занятия:
- Организационный момент, приветствие
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
Дети: - Доброе утро!-
Солнцу и птицам
-Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
- Отгадайте-ка, ребятки,
О чем речь в моей загадке?:
«Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. Кто это?» (Космонавт).
А без чего не может быть космонавтов? (Без космоса).
Проходите на стульчики. Наша беседа на тему «Путешествие в космос».
Презентация
Слайд 2
С давних времён люди мечтали летать. Придумывали сказки, истории в которых герои летали… на чём-то летали? (на метле, в ступе, на ковре, в туфлях и т. д.)
Слайд 3
- И, конечно, мечтали о полётах в неизведанный и манящий космос.
Слайд 4
В необъятных просторах вращается наша планета. Как она называется (Земля).
Слайд 5
Какие еще планеты вы знаете? Все планеты вращаются вокруг Солнца.
Как вы думаете, что такое Солнце? (раскалённый шар, ближайшая к нам звезда)
Какое солнце? (горячее, жгучее, ласковое, доброе)
Слайд 6
Люди задумались – как же им покорить космическое пространство? И решили отправить в космос животное.
Какое животное впервые было отправлено в космос? (Самым первым космическим пассажиром была собака Лайка).
Слайд 7
А затем кто полетел в космос? (отправились в полёт Белка и Стрелка.)
Слайд 8
Ребята, кто такой космонавт? (это человек, который летит в космос и там работает).
Слайд 9
- Как звали первого космонавта, полетевшего в космос?
(Ю. А. Гагарин). Да, и с тех пор, каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается праздник – День космонавтики. В этом году также отмечали День космонавтики. Поздравляли космонавтов, по телевизору показывали документальные фильмы.
Слайд 10
Как называлась ракета, на которой полетел Гагарин?
В космической ракете «Восток».
Слайд 11
Когда ракета поднимается на нужную высоту и от неё отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно вокруг Земли.
Слайд 12
- Чем космонавт занимается в космосе? (Живя на космических станциях, космонавты ведут свои исследования, изучают космос, растения, вещества в невесомости, климат Земли и т. д.)
Слайд 13
- Какую пользу для народа приносят космонавты? (через спутник мы получаем информацию о погоде, телевидение, мобильную связь; они помогают кораблям совершать плавания, людям прокладывать маршруты, изучать планеты и другие космические тела; делать фотографии любой точки Земли).
А как вы считаете, каким должен быть космонавт? Подберите слова - признаки к слову космонавт, и определим космонавт какой? Называя признак передаём мяч по кругу.
Смелый, ловкий, быстрый, сильный, выносливый, умный, находчивый, уверенный, храбрый, здоровый, мужественный, решительный, добрый, веселый, внимательный, наблюдательный, любознательный.
А вы хотели бы стать космонавтами? (Да). Тогда я вас приглашаю в школу «Юных космонавтов».
- Вы готовы выполнить все задания, чтобы стать настоящим космонавтом??? Тогда вперед!!!
Ребята, вы сказали, что космонавт должен быть умным. Вот и первое задание для вас…Игра «Собери картинку».
Задание непростое. Вам надо разделиться на 2 команды и собрать картинку, а также ответить на вопрос что это?
(детям предлагается собрать разрезную картинку из нескольких частей).
С первым заданием вы справились! Но космонавт должен многое уметь: читать, писать, считать и правильно говорить. (Дети присели на стульчики). Следующее задание для вас «Сосчитай-ка». На мольберте появятся космические объекты, вам нужно будет их правильно посчитать, например: одна яркая звезда, две… ярких звезды, три… и т.д.
- одна быстрая ракета, две … быстрых ракеты, три …
- одна далекая планета, две далеких планеты…
- один опытный космонавт, два опытных космонавта …
- Молодцы ребята, справились с заданием! Итак, космонавты должны быть очень внимательными и уметь уловить каждый звук. Задание на слух «Раздели словечко по слогам». Я буду говорить слова, а вам их надо разделить на слоги (сколько хлопков столько и слогов в слове):
- ракета
- планета
- звезды
- луна
- Марс
-полет.
И с этим заданием у вас все получилось…
Еще космонавты обладают очень хорошим качеством – это сообразительностью, потому что в сложных ситуациях надо быстро уметь принять решение. Вот и вы сейчас будете выполнять задание на сообразительность «Собери ракету». Но сначала я предлагаю вам размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика перед заданием
«Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки).
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
(Складывают руки ладошками друг к другу, имитируют полет ракеты).
Видит рощи и поля,
Горы, реки и моря.
(Соединяют пальчики на каждое слово стихотворения).
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(«Рисуют» руками в воздухе круг. Ритмично хлопают в ладоши).
Слушайте задание. Вам на листе бумаги надо собрать ракету из любого по вашему выбору материала: цветные камешки, счетные палочки, геометрические фигуры, нитки и бархатная бумага. Рассмотрите эти материалы и выберите что-то одно из чего вы будете собирать ракету. (Дети выкладывают ракету).
Молодцы, с заданием справились!
- Ребята, а еще космонавт должен быть обязательно здоровым. А что нам помогает быть здоровым? (зарядка).
Физминутка
Космонавт
Раз, два, три, четыре – (ходьба на месте)
В космос мы лететь решили (повороты туловища влево и вправо).
Чтобы в космос полететь (руки над головой)
Нужно многое уметь! (кружатся)
Вправо, влево наклонись (наклоны)
И несколько не ленись! (наклоны)
Руки вверх, вперед и вниз
Космонавтом становись!
В космическом пространстве нет земного притяжения, изобразим это стоя на одной ноге. Представьте, что вы находитесь в космосе.
(стоя на одной ноге, дети выполняют различные движения)
А вот космонавты должны быть еще и трудолюбивыми. Они часто работают в различных лабораториях.
Я приглашаю вас в нашу мини лабораторию и предлагаю вам сделать свой микрокосмос… в обычной стеклянной баночке.
- Для этого нам понадобится вата, глицерин, пищевые красители, блёстки и вода.
В баночку поместить немного ваты, добавить глицерин, блёстки, вылить немного окрашенной воды.
Затем снова добавить ваты, глицерина, блёсток и немного воды другого цвета.
И так далее, пока баночка не заполнится.
Цвета в ней красиво переходят друг в друга, почти не перемешиваясь. У каждого из вас получился свой микрокосмос. Баночку надо плотно закрыть крышкой.
- Но космонавты должны не только уметь трудиться, а еще и уметь отдыхать. Я предлагаю вам лечь на коврики головой в центр и послушать приятную музыку, (звучит музыка) и представить, что вы находитесь в космическом пространстве. Вокруг вас много звезд разной величины. Они освещают все пространство приятным, нежным светом. Вы чувствуете легкость во всем теле, вы видите красоту, вы ощущаете прохладу. Вам хочется лететь и лететь, подниматься все выше и выше. Ощущение легкости во всем теле вас радует и поднимает ваше настроение.
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывать однажды!
Вы с радостью наблюдаете за всем, что происходит вокруг вас. Но постепенно вы начинаете понимать, что пора возвращаться. Дыхание ваше спокойное, тело ваше отдохнувшее. Открыли все глаза и вернулись в детский сад!
Итак, ребята, вы прошли все испытания и выполнили все задания как настоящие космонавты.
Что вам больше всего понравилось в школе «юного космонавта»? (Дети по очереди говорят об интересных моментах).
Кто считает, что у него на занятии все получилось – возьмите себе звездочку синего цвета, у кого возникали трудности – возьмите звездочку зеленого цвета.
Ребята, а вы меня сегодня очень порадовали…….(сказать немного о каждом ребенке). И я вас всех поздравляю с том, что вы прошли школу молодого космонавта на отлично. Я вас посвящаю в космонавты и дарю вам документ – удостоверение юного космонавта.