a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Это удивительное дерево".

Автор: Чемукова Дина Самвеловна Опубликовано: 2020-02-10 18:25:04

Цель:

-познакомить детей со свойствами дерева, продолжать знакомство с тем, как человек использует дерево.

 

Задачи:

-расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах;

-формировать умение анализировать свойства объектов;

-способствовать формированию грамматически правильной связной речи и активизации словаря;

-воспитывать бережное отношение к природе.

 

Методы:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-игровые.

 

Предполагаемые результаты: дети  имеют систематизированные представления о свойствах и качествах дерева как материала, осваивают  различные способы исследования объектов,  умеют оформлять устное завершённое высказывание об объекте.

 

Оборудование:

-телевизор с разъёмом для USB- носителя;

-видеоролик с иллюстрацией процесса горения древесины, костра и т.п.;

-бейджики с изображением дерева на каждого ребёнка;

-«ящик ощущений»;

-изображения дерева на спиле (годовые кольца);

-бруски дерева и бруски пластилина;

-ёмкость с водой;

-несколько карандашей и точилок;

-8 конвертов;

-предметные картинки с изображением: 1) деревянного дома; 2)корабля или лодки из дерева; 3)дров; 4) посуды; 5) игрушек; 6)мебели; 7) ткани; 8) бумаги;

-сюрпризы для детей (бумажные блокноты, раскраски и т.п.)

 

Ход образовательной деятельности.

 

Организационный момент.

 

Воспитатель:

-Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться :»Доброе утро!»

-Здравствуйте,- скажем и солнцу и птицам,

-Здравствуйте,- милым улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть «Здравствуйте!» слышно

И утром и вечером!

 

-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о наших верных друзьях и помощниках. А кто это, выузнаете, разгадав мою загадку.

 

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Его весной и летом мы видели одетым.

А осень наступает-

И листья облетают.

 

(Дерево).

 

Основная часть.

 

1.Вступительная беседа.

-Дерево живое или неживое?

-Почему?

-Какие части дерева мы знаем?

-Для чего нужен корень? Ствол?

 

  1. Игра с «ящиком ощущений» ( закрытая полая коробка с отверстием для руки ребёнка, накрытая непрозрачной тканью; внутри деревянный неокрашенный брусок).

- Ребята, мы с вами часто смотрим на деревья глазами. Но сегодня я предлагаю вам посмотреть «руками» - они тоже многое могут нам рассказать о предмете.

Сейчас один из вас опустит руку в мой волшебный ящик, нащупает предмет и расскажет нам, какой он. (Примечание: можно выбрать одного из детей с помощью считалки, а другим предложить поиграть с ящиком в свободное время).

Ребёнок называет сам или с помощью наводящих вопросов воспитателя качества объекта:

-гладкое

-твёрдое

-тяжёлое и др.

 

По окончании воспитатель вынимает брусок из коробки, демонстрирует его всем детям и сообщает, что сегодня им предстоит знакомство с деревом не как с растением, а как с материалом, очень полезным для людей.

-Сегодня мы с вами отправимся в очень интересное место- лабораторию.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что такое лаборатория, и поясняет, что это место, где учёные проводят разные опыты.

-А теперь давайте превратимся в учёных, которые сегодня будут исследовать дерево и проводить опыты с ним.

Детям надеваются бейджики или медальки с изображением дерева.

 

  1. Поисково-исследовательская деятельность.

 

А) Исследование возраста дерева.

 

Воспитатель  спрашивает, как узнать сколько лет дереву. После предположений детей демонстрирует картинку с изображением спила дерева и указывает на кольца на срезе, дети пробуют посчитать кольца.

Вывод: чем больше колец, тем старше дерево.

 

Б)Сравнение по твёрдости- мягкости брусков пластилина и брусков дерева.

 

Воспитатель предлагает детям согнуть, помять пластилин и дерево. Указывает на то, что дерево нельзя смять, изменить его форму с помощью воздействия рук.

 Здесь же воспитатель предлагает постучать по брускам молоточками- отмечает, что деревянный брусок не ломается.

Вывод: дерево твёрдое, прочное, крепкое.

 

В)Опыт «Тонет- не тонет».

 

Воспитатель подводит детей к столу, на котором расположена ёмкость с водой, предлагает опустить в неё деревянный кораблик/брусок и железный гвоздь и т.п. Воспитатель должен отметить влияние массы на плавучесть предметов- лёгкий материал держится на воде, тяжёлый тонет.

Вывод: дерево не тонет в воде.

 

Г) Просмотр видеоролика с изображением процесса горения.

Воспитатель проводит предварительную краткую беседу о том, что будет, если взять горящую спичку и поднести её к бруску. Далее совместно с детьми делается вывод, что нельзя что-либо поджигать в помещении во избежание пожара и предлагает посмотреть видео.

По окончании просмотра воспитатель предлагает детям подумать, может ли быть польза от горения дерева? В случае затруднения наводит детей на мысль о том, что во время горения дерево отдаёт тепло, свет- этими свойствами люди повсеместно пользовались в старину, но и сейчас в разных бытовых ситуациях люди используют это свойство.

Вывод: дерево может служить топливом.

 

Д) Опыт с карандашами и точилкой.

Воспитатель спрашивает детей, из чего изготовлен карандаш. Далее он отмечает, что дерево, хотя и прочное, можно обрабатывать. Воспитатель точит карандаш, демонстрирует воспитатель деревянную стружку. Предлагает 1-2 детям самим поточить карандаши. Далее воспитатель спрашивает, какими инструментами ещё можно обрабатывать дерево, делить на части. Дети называют сами или с помощью наводящих вопросов топор, пилу, рубанок и др.

 

  1. Оформление плаката «Это удивительное дерево».

 Воспитатель сажает детей перед большим плакатом с изображением дерева и предлагает вспомнить все его полезные свойства и качества, с которыми дети познакомились в лаборатории.

-Посмотрите, как много пользы приносит дерево. Благодаря этому, люди всегда использовали его в своей жизни и учились делать из дерева самые разные предметы. Сейчас наши ребята расскажут о том, что же люди делали из дерева раньше и что продолжают делать сейчас, и мы с вами сделаем настоящий научный доклад о пользе дерева для ребят из других групп.

 

Заранее подготовленные дети выходят по очереди с предметными картинками с изображениями домов, кораблей и др.( см.оборудование), рассказывают о предметах, изготовляемых из дерева и о тех свойствах дерева, которые являются необходимыми для их изготовления.

 

5.Рефлексия.

-Давайте ещё раз скажем, что же можно сделать из дерева?

(Дети называют дома, корабли, мебель, игрушки, бумагу, посуду и др. с опорой на плакат).

-А теперь представьте, что все деревья на планете исчезли? (Рассуждения детей).

-Как же мы должны относиться к деревьям?

Ответы детей. Делается общий вывод о необходимости беречь деревья, леса, избегать лесных пожаров и др.

 

6.Сюрпризный момент.

-Вы сегодня были замечательными учёными и отлично потрудились в лаборатории. Поэтому для вас у меня есть подарок- вот такой блокнотик (раскраска)- из чего же он сделан? (Из дерева).

Детям вручаются подарки-сюрпризы.

Документы для скачивания