a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

«Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми раннего возраста»

Автор: Кочукова Татьяна Александровна Опубликовано: 2020-02-10 23:38:20

 

  Период раннего детства  характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений. 

  В наше время становится актуальной задача применения здоровьесберегающих технологий в детском саду. Одним из факторов, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность. Это количество движений, которые малыш производит в течение всего бодрствования (ходьба, прыжки, бег, лазание, ползание, метание). Они  закаливают  сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, нервную систему.

  Правильная организованная двигательной активности способствует формированию личности ребёнка. Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворил свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей.

  Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ, который в зимнее время понижается.

  Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую - с 17 до 19 часов.

Двигательная активность должна занимать 50 - 60 % времени всего периода бодрствования ребёнка

Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. Они также имеют особое значение в воспитании здорового образа жизни детей.

Проводя физкультурные занятия, решаю следующие задачи:

содействие развитию основных движений;

развитие  навыков ходьбы;

обучение основным движениям;

закрепление уже имеющихся у детей двигательных умений;

содействие формированию правильной осанки и стопы;

развитие физических качеств (координация, гибкость);

воспитание личностных качеств (самостоятельность, смелость и т. п.);

развитие положительных взаимоотношений между детьми;

постепенно усложнять способы взаимодействия взрослого и ребёнка;

воспитывать положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

  Физкультурные занятия провожу в соответствии программой, применяя разные формы организации: традиционные и игровые. При проведении занятий учитываю уровень подготовленности ребёнка, соблюдаю принцип постепенного увеличения нагрузки и постепенного снижения её; чередования разных видов движений, обеспечивая активный отдых детей.

Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребёнка. В них детям также приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п.  У них развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребёнка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

  Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе. Игры, в которых участвуют все дети группы, провожу в начале прогулки, а игры с небольшими подгруппами - в течение всей прогулки.

  Стараюсь, чтобы каждый ребёнок в течение дня принял участие в подвижной игре. В дни, когда проводятся физкультурные и музыкальные занятия, на прогулке провожу игры малой и средней подвижности. Во второй половине дня провожу игры разной подвижности, учитывая состояние детей. На прогулке также использую игровые упражнения, стимулирующие двигательную активность: «Пролезь в обруч», «Колокольчик», «Попади в обруч», «Птички», в группе : «Проползи в воротики», «Я люблю свою лошадку».

  Утренняя гимнастика является одним из важнейших мероприятий в ДОУ и в семье. Гимнастика помогает создать бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Комплексы для утренней гимнастики состоят из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм.  Утреннюю гимнастику провожу каждый день в течение пяти - семи минут до завтрака на свежем воздухе (летом) или в помещении (в остальные времена года).   Для проведения упражнений в начале года использую свободное построение. Важно, чтобы малыши не мешали друг другу. Постепенно приучаю детей строиться в круг, используя сначала нарисованный круг на полу или на земле.

  Общеразвивающие упражнения для детей этого возраста чаще всего основаны на подражании. Малыши могут подражать известным персонажам. Например, махать крылышками как бабочки, воробышки, изображать качающиеся деревья.

   Не требую от детей чёткого воспроизведения упражнений. Важно, чтобы малыши выполняли их радостно, получили удовольствие от самих упражнений и совместных действий с воспитателем. Постепенно в результате многократных повторений дети овладевают исходным положением, выполняют заданное направление движения и могут выполнять его уже по слову взрослого.

  При организации утренней гимнастики, особенно впервые дни посещения малышом ДОУ, дифференцированно подхожу к каждому ребёнку. Некоторые дети не сразу включаются в упражнения. Я не настаиваю на их непременном участии. Важно, чтобы ребёнок постепенно сам захотел участвовать в утренней гимнастике и включался по собственному желанию. Постепенно дети привыкают и  охотно строятся на утреннюю гимнастику (провожу под бубен, под музыкальное сопровождение). Так же провожу бодрящую гимнастику  после дневного сна, ежедневное её выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т.д.

  Все здоровьеукрепляющие гимнастики провожу в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями.

   От правильного дыхания зависит здоровье детей. Применяю дыхательные упражнения: подуем на платочек, подуем на ватку, снежинку, на вертушку, султанчик (все эти атрибуты и пособия, имеются в группе), лошадка (цок-цок), гудок паровоза.

Пальчиковую гимнастику в группе провожу с детьми индивидуально, с подгруппой и со всей группой ежедневно. Для пальчиковой гимнастики использую русский фольклор «Ладушки», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Дети учат движения и пытаются повторять слова за мной. Эти комплексы советую проводить родителям дома.

  Для развития мелкой моторики использую игры-шнуровки, игры с прищепками, дидактические: «Чудесный мешочек», «Собери грибочки»; настольно-печатные игры «Пазлы», «Разрезные картинки»

  И, наконец, хочется сказать о самостоятельной двигательной деятельности детей, она  занимает наибольшее время в режиме дня. Она является менее утомительной из всех форм двигательной активности, значительно облегчает привыкание детей к детскому саду. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения.

  Самостоятельную двигательную деятельность малышей стремлюсь связать с игрой, предметами, пособиями.

  Много сделала пособий своими руками. Сделаны «дорожка здоровья», массажные коврики и рукавички, ленточки, мешочки с солью, платочки. На видном месте, в уголке физкультуры лежат мячи, обручи, шнур. В группе много машин,  каталок для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности. Дети за веревочку катают машины по дорожкам положенным на пол, нарисованным мелом на полу.

  Для повышения уровня двигательной деятельности,  создаю препятствия в группе, т. е. игрушки, пособия располагаю так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками расположены на разных уровнях. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны, подняться на носки, а к другой, наоборот, наклониться и т. п.

  Вызвать интерес у детей к движениям помогают стихи, короткие песенки, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставляется имя ребёнка, это вызывает ещё большее желание двигаться. «Макар шёл, шёл, шёл и шишку нашёл», «Паша, не уходи, наших деток подожди». «Все грибочки соберём и Аринке принесём».

  Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Нужно помнить, что это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время, для детей раннего возраста, характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребёнок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно чтобы на участке помимо стационарных пособий были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведёрки, метёлки, лопатки, санки, каталки и т. п. Этот выносной материал стимулирует детей к самостоятельной двигательной активности.

  Двигательный опыт у малышей ещё не велик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность проходит под наблюдением,  принимаю сама участие, это активизирует малышей, создаёт у них радостное настроение (ползаю с неуверенными детьми рядом, по дорожке).

  Большое внимание уделяю работе с родителями.  Моя задача - помочь родителям осознать значимость физической культуры как важного фактора укрепления здоровья малыша.

  Родителей интересуют вопросы физического развития и закаливания детей в детском саду. С родителями провожу консультации: «Организация двигательной активности детей раннего возраста», «Одеваем ребенка в холодное и теплое время года», «Закаливание детей дошкольного возраста», «Режим главное в жизни детей», «Поиграем дома» и др.; В уголке для родителей вывешиваю памятки по профилактике гриппа, ОРВИ, о правильном питании, о профилактике зубных заболеваний.  Советую родителям не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребёнка в его стремлении двигаться, быть активным, самостоятельным и создавать условия для этого.

  Рассказываю родителям, какие игрушки должны быть в семье, стимулирующие двигательную активность у детей (каталки, машины, мячи, коляски, лопатки, разнообразные коробки).

  Советую родителям выделить в комнате место для игр, где малыш может свободно двигаться, использовать для движений ближайшее природное окружение (полянки, дорожки, детские площадки). Нужно дать ему возможность взобраться на горку, спуститься с неё, побегать по полянке. В условиях деревни, дачи полезно малышу походить босиком. Это помогает правильному формированию стопы.

  Родителей должно всегда настораживать нежелание малыша двигаться. Это может свидетельствовать о наличии заболевания у ребёнка или о неправильном воспитании его (частые запреты, подавление активности, самостоятельности).

Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, для этого взрослым надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого ребенка.

 

Комплексы игровой утренней гимнастики для раннего возраста

«ПОЕЗД»

  1. Ходьба друг за другом, держась за пояс, ходьба с остановкой на сигнал.
  2. ОРУ

«Загудел паровоз»

И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.

«Чиним колёса»

И.п.- на ширине плеч, руки вниз, наклоны, постучать по коленям: «тук-тук» 4-6 раз.

«Чиним рельсы»

И.п. - остановка на сигнал, присесть, постучать по полу «бам-бам» 4-6 раз.

Загудел паровоз»

И.п. - поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.

III. Ходьба стайкой. Бег 30 с.

«ГУСИ»

  1. Ходьба стайкой. Остановка на сигнал бубна.

   Повороты головы: «га-га-га». Бег.

  1. ОРУ

«Гуси машут крыльями»

И.п. - остановка на сигнал бубна, взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.

«Гуси рассердились»

И.п. - ноги на ширине ступни («широкой дорожкой»), руки внизу, наклоны вперед с отведением рук назад, вытянуть шею: «ш-­ш-ш» 4-6 раз.

«Гуси щиплют травку»

И.п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Приседания, имитация движений 4-6 раз.

«Гуси машут крыльями»

И.п. - взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.

III. Ходьба за взрослым. Бег 30 с.

 «С КУБИКАМИ»

  1. Ходьба врассыпную, взять кубик в каждую руку.

Ходьба друг за другом, ритмично ударять кубиком о кубик. Бег.

  1. ОРУ в кругу.

«Строим высокий дом»

И.п. - остановка на сигнал - поднять руки в стороны - вверх, подняться на носки, вернуться в и.п. 4-6р.

«Стучат молотки»

И. п.- сидя руки на коленях повороты вправо-влево, постучать кубиками по полу  по 3-5 раз.

«Забиваем гвозди»

И.п. - стоя, руки вниз, присесть, постучать кубиками об пол 4-6 раз.

«Крыша»

И.п. - лёжа на животе, руки вперёд. Развести руки в стороны, не сгибать, смотреть вперёд; вернуться в и.п. 4-6 раз.

III. Ходьба по ориентирам. Бег 40 с.

«В ЛЕСУ»

  1. Ходьба «цепочкой» взявшись за руку, друг за другом с переходом на бег «Идём в лес».
  2. ОРУ

«В лесу растут маленькие и большие деревья»

И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, присесть 4-6 раз.

«Колем дрова»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, соединены в замок. Поднять руки вверх, быстро наклониться вперёд, опустить руки между коленями, быстро выпрямиться 6-8р.

«Мишки зимой спят»

И.п. - лёжа на боку, руки вдоль туловища подтянуть согнутые ноги, обхватить колени:, распрямиться 4-6 р.

«Зайчики прыгают»

И.п. - прыжки на 2-х ногах, руки свободно, остановка на сигнал.

III. Ходьба друг за другом. Бег 40 с.  

 

Гимнастика для глаз «Стрекоза»:

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы