a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Роль занимательного материала в реализации программы естественного математического развития дошкольников.

Автор: ИЛЬИНА ИРИНА ГЕРМАНОВНА Опубликовано: 2020-02-16 13:27:03

Подготовила воспитатель 1КК:

Ильина Ирина Германовна


Роль занимательного материала в реализации программы естественного математического развития дошкольников.

Цель: Воспитывать радость познания нового мира.

Девиз: Я слышу – и я забываю,

            Я вижу - и я запоминаю,

            Я действую – и я понимаю.

Задачи:

  • Осуществлять комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений. Использовать наиболее эффективные методы и формы работы с детьми для развития математических способностей, творческого воображения; алгоритмического, логического, комбинаторного мышления и всех видов памяти: слуховой, зрительной, тактильной, барической.
  • Развиватькомбинаторное мышление, скорость счёта и внимание: в слуховом диктанте, в выполнении действий в разном темпе во всех видах счёта, устанавливая соответствие между числом и цифрой, его обозначающей, учить видеть число по количеству входящих в его схему элементов.
  • Развиватьлогическое мышление в составлении цифр из деталей мозаики, цифрового конструктора, заменяя одну деталь другой и преобразовывая одну цифру в другую. Учить классифицировать предметы по одному или нескольким признакам, при сравнении двух предметов определять их сходство и отличие, обосновывать в речи результаты сравнения, обобщая свойства предметов, выделять среди них противоречивые. Составляя геометрические фигуры из палочек Кюизенера, устанавливать соответствие между длиной палочки и величиной геометрической фигуры. Конструировать геометрические фигуры по заданному числу счётных палочек, составляя сложные предметы из геометрических фигур.
  • Учить понимать зависимость величины предмета от величины составных частей, подбирать к предмету детали в соответствии с величиной предмета, находить недостающую часть предмета, прослеживая закономерность расположения фигур; на основе зрительно – мыслительного анализа находить недостающую фигуру.
  • Формировать представления о символическом изображении вещей, умение видеть основную форму предмета, развиватьумение абстрагироваться от второстепенных деталей. Учить представлять себе предметы по схематическому изображению, схематически изображать различные действия, сюжеты с помощью счётных палочек или палочек разной длины, соотносить речевую форму описания предмета с графической, по- разному изображать предметы в игровой ситуации, обозначать один предмет с помощью другого, располагать предметы в соответствии с расположением заместителей.
  • Развиватьалгоритмическое мышление в упражнениях на последовательность числового ряда, частей суток. Учить ориентироваться в пространстве на плоскости, располагать несколько картин в последовательности развития сюжета объясняя, что в начале, что в конце, понимать значение моделей.
  • Развивать точность движений, тактильную и мышечную память, учить узнавать предметы на ощупь, обводить по контуру, закрашивать, не выходя за контур, штриховать, соблюдая заданное направление и параллельность линий, регулировать нажим на карандаш, неотрывно проводить прямые и кривые линии останавливаться на пересечении линий.
  • Развиватьтворческое воображение детей в придумывании названий деталей конструктора, заместителей предмета, в названии рыб, в составлении узоров, в умении войти в картину; учить видоизменять геометрические фигуры, оживлять их, создавая на этой основе относительно новые образы, используя выразительные средства, пальцевую живопись, монотипию, кляксографию.
  • Развиватьречь детей в согласовании существительных и числительных, включать в активный словарь детей слова – синонимы геометрических понятий: угол, вершина, сторона, линия.
  • Развиватьдвигательную активность детей. Воспитывать доброту и терпение, дружеские взаимоотношения в играх детей парами.

Для успешного освоения программы математического развития ребёнку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательныезадачи содержаться в разного вида увлекательном, занимательном математическом материале.

На занятиях по формированию естественных математическихпредставлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразований в средней, старшей, и подготовительной к школе группах.

Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом, с подгруппами и индивидуально.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества необходимые для профессионального мастерства в какой бы сфере он потом не трудился.

В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначениеразвивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Классифицировать занимательный математический материал можно по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительной деятельности, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Можно выделить три основные группы: 1) развлечения; 2) математические игры и задачи, логические упражнения; 3) развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения:

Загадки, задачи – шутки, числовые ребусы, математические квадраты, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Все эти развлечения рассчитаны на игру фантазии и воображения.

Математические игры, задачи, упражнения:

Это работа с блоками, кубиками на включение, нахождение. В математических играх смоделированы построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения) необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Дидактические игры и упражнения:

Они занимательны по форме и содержанию. Направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счёте, вычислениях.

Использование занимательного материала на занятиях по математике.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлеченийРоль занимательного материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, а именно: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развивать детейразвивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. При использовании занимательного материала с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями необходима система игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. Когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения, дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер проводимых проб. Здесь проявляются элементы творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежитзанимательным развивающим играмразвлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики, мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь виден поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления хода поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Особое место в занимательной математике занимают дидактические игры. Их назначение: обеспечить упражняемость детей в различении, выделении множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры формируют новые знания, знакомят детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игровые упражнения:

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения её от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли воспитателя. Их назначение - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В младшей группе обычным учебным упражнением можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом.

В практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются воспитателем. С целью показа детям способа установления поэлементного соответствия в младшей группе можно провести игровое упражнение «Посадим кукол на стулья». Здесь каждое практическое действие воспитателя, а затем и детей обыгрывается. Каждый раз подчёркивается количественное соответствие: 1 кукла и 1 стул.

В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы, и по какому признаку объединены, заменить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная и т. д.

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математическогосодержания – наиболее известные и часто применяются в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материалаМатематическая игра, включаясь в занятие, является средством формирования новых знаний, решения, уточнения, закрепления учебного материала.

Логические упражнения и задачи в обучении детей математике:

С целью развития мышления детей, активизации умственной деятельности и оживления процесса обучения, развития умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать, используются различные виды логических задач и упражнений. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами.

Последовательность выполнения упражнений:

  • Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.
  • Найди два одинаковых предмета? Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другими характерными признаками.
  • Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещён на таблице и обоснован выбор.
  • Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход.
  • Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.
  • На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака? поставить нужную фигурку.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей 5 – 6 лет решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур.

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщённые признаки одного ряда с признаками другого.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Игра на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Игра «Танграм». Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей.

Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм, зрительным и осязательно – двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и сопоставлять их из частей.

Загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы в обучении детей на занятиях математики:

В загадках математического содержания предмет анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения. Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умений выделять главное, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Занимательный математический материал:

РАЗВЛЕЧЕНИЯ: 1. Загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадратыматематические фокусы;

  1. «Танграм»«Пантомима»«Пифагор»«Колумбово яйцо»«Стомахион»«Кубики для всех».

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ (логические игры, задачи, упражнения):

  • С блоками, кубиками на включение нахождения, игра «Геоконт»;
  • Шашки, шахматы;
  • Словесные.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

  • С наглядным материалом;
  • Словесные.

Интенсивное развитие умственных и творческих способностей детей через систему занятий с использованием развивающей игры «Геоконт».

Осуществлять комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, включая игровые занимательные задачи, что способствует эффективному обучению и воспитанию детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, Ростов - на – Дону: ТЦ «Учитель», 2001 г.
  • З. А. Михайлова, Э. Н. ИОФФЕ «Математика от трёх до семи», Изд. «Детство - пресс»,2001 г. Санкт- Петербург.
  • Печерога. «Развивающие игры для дом-в»М: ВАКО, 2008 г.
  • З. А Михайлова. Игровые задачи для дом-в «Детство-Пресс»Санкт-Петерб. 2001 г.
  • Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрия для малышей»М., 1975 г. «Математическая азбука»М., 1980 г.
  • Соболевский Р. Ф. «Логические и математические игры»Минск 1977 г.
  • Гришин В. Г., Ильин Е. И. «Шахматная азбука», «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» М., 1978 г.
  • З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»М., «Просвещение»1985 г.

 

Документы для скачивания