a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект открытого мероприятия в средней группе "В гостях у русской избы"

Автор: Попова Надежда Алексеевна Опубликовано: 2020-02-17 20:33:21

Цель: Закрепить у детей знания о традиционно-бытовой культуре русского народа.

-познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, носочками)

-уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра)

-развивать интерес к народным традициям и обычаям.

-воспитывать бережное отношение к народному наследию

-обогащение словарного запаса: ухват, чугунок, спицы, пряжа, веретено, изба, лавка, люлька, красный угол, сундук, самовар, сарафан, рубаха, порты, кокошник.

Оборудование: Макет- «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.), Д\и «Найди пару», мультимедийная установка, CD –проигрыватель.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия).

-А вы, знаете, как называются жители нашей страны? (Россияне).

-Молодцы, ребятки, всё правильно!

-А в прошлом как называлась наша страна?  (Русь)

-Ребята жители Руси как назывались?  (Русичи, славяне).

Звучит фонограмма -звон колоколов.

В-ль: Ребята, послушайте кажется звенят колокольчики, что же это может быть?

(1 слайд).

- Внимание на экран. Это тройка лошадей зовёт нас совершить путешествие в прошлые времена.

В-ль: Хотите отправиться в путешествие? (да).

В-ль: Рассаживайтесь поудобнее в сани и поехали! (дети рассаживаются на стульчики, под фонограмму звон колоколов, отправляются в путешествие). (2 слайд).

В-ль: Ну, вот мы и прибыли на место. (3 слайд). Посмотрите нас встречают в необычном наряде.

  Это старинная русская одежда. В древние времена Русичи (славяне) одевались совсем не так, как в наши времена.  

Давайте мы с вами его рассмотрим. Из чего состояла женская одежда.

(4 слайд). Дети описывают, в случаи затруднения, помогает воспитатель.

Рубаха - главный элемент женского русского костюма, непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. 

(5 слайд).

Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх рубахи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани, украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. 

В-ль: Молодцы, ребятки всё правильно и интересно рассказали.

(6 слайд).

В-ль: Не допустимо было ходить без головного убора. Какой головной убор носили женщины?

(Ответы детей: кокошник, платки).

(7 слайд).

 В-ль: Ребята, а теперь давайте рассмотрим одежду мужчины. (дети описывают).

Рубаха- основа мужского костюма. Украшали вышивкой. Носили на выпуск, обязательно подпоясывали узким поясом или шнуром.

(8 слайд).

Штаны (порты). Широкие штаны сужались к низу, заправлялись в обувь.

(9 слайд).

В-ль: Ребята, перед нами головной убор мужчин, как он называется? (грешневики, картуз).

В-ль: Какой же была обувь?

(10,11,12 слайд).

На ноги в давние времена мужчины и женщины одевали лапти и валенки.

В-ль: Молодцы ребята!

В-ль: Ребята, вы знаете почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

В-ль: Вот мы с вами и подошли к такой избе.

Демонстрация макета «Изба»

В избе была одна комната.

-Ребята, а кто знает, как она называлась? (Горница).

-Правильно! Молодцы!

- она была и кухней, и спальней.

Стол занимал главное место в избе. Угол где он стоял назывался «красным», т. е самым важным и почётным.

В-ль: Посмотрите, какая мебель была в избе. (показывает на мебель, дети называют, рассказывают предназначение).

 Люлька — это подвесная кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

Лавка- днём на ней сидели, а ночью спали.

В-ль: Ребята, кто знает, что это такое?  (сундук).

В-ль: Стоит секретный сундучок.

          Висят витые ручки, а петля под замок.

          Он ковкой обрамлённый,

          Ну как же интересно, что он в себе хранит?

В-ль: Ребята, а вам интересно. Что в себе хранит сундучок? (Да)

В-ль: Сундучок секретный, просто так его не открыть, чтобы его открыть, нужно сказать секретные слова.

Тук-тук-тук,  (ударяют кулачком по кулачку).

Чок-чок-чок,  (притопывают ногами),

Открывайся, сундучок! (хлопают в ладоши).

(звучит фонограмма, открывается сундук).

-Посмотрите, ребята, что внутри сундука. (варежки и носочки).

В-ль: Ребята, а вы одеваете варежки и носочки?(да)

-для чего вы их одеваете? (чтобы было тепло и не замёрзнуть, не простудиться и не заболеть).

-кто вам вяжет варежки и носочки? (мама, бабушка).

- А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки? (Из ниток)

-Правильно, ребятки. А нитки пряли из шерсти овцы. Её обстригали летом, а затем пряли пряжу и уже потом вязали спицами носки и варежки.

(Демонстрация спиц, клубок пряжи).

В-ль: В этом сундуке варежки и носочки потеряли пару, помогите пожалуйста навести порядок каждой варежке и каждому носочку найти пару, похожая по орнаменту на вашу.

(дети рассаживаются за столы, подбирают своей варежке пару).

В-ль: молодцы, каждой варежке и носочку нашли пару.

В-ль: Ребята, нас ждёт загадка:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает. (Печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

В-ль: Печь - это сердце дома.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Печь считали главным украшением и достоянием дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Ведь печка- отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней.

Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

В-ль: Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).

Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.

- Послушайте ещё одну загадку:

В печи стоит, закрытый крышкой.

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой

Щи варит в печке. (Чугунок)

Демонстрация чугунка.

В-ль: Это чугунок. Посуда, предназначенная для приготовления пищи в печи. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? (Ответы детей).

В-ль: Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват).

В-ль: Молодцы! Правильно!

Демонстрация ухвата.

В-ль: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

В-ль: А, после сытного обеда или ужина русичи (славяне) выходили на улицу в игры поиграть. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

Подвижная игра «Ручеек» под фонограмму.

В-ль: Наигрались мы с вами, самое время выпить чаю. Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар).

В-ль: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А пока мы играли, в печи испеклись вкусные пироги.

Проходите гости дорогие, угощайтесь!

В-ль: Ребята, расскажите пожалуйста какую вы знаете пословицу про избу и пироги?  («Красна изба углами, а печь пирогами!»).

В-ль: Какие вы молодцы!

- Нам пора возвращаться в детский сад. Пирогами мы угостим ребяток.

 (Рассаживаются на стульчики (сани), под фонограмму звон колоколов отправляются в детский сад).

(13 слайд).

В-ль: Вот, мы с вами и вернулись в детский сад.

- ребята, где мы с вами побывали? (ответы детей).

- с чем познакомились? (ответы детей).

-понравилось вам в гостях у русской избы? (ответы детей).

 

Документы для скачивания