a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Проект «Социализация дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

Автор: Ягупова Наталья Викторовна Опубликовано: 2020-02-18 05:59:16

Тема проекта: «Социализация дошкольников через организацию разных видов

детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

1.Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОС ДО, развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. Социализация – процесс усвоения определенных представлений, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Главная цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры. Для реализации цели необходимо создавать специальные условия, внедрять и использовать современные педагогические технологии.

Дошкольная образовательная организация как социально – педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Люди, непосредственно окружающие ребенка в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда

детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной ее организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности и социализации ребенка. Социализация включает в себя разнообразную детскую деятельность: игровую, коммуникативную, познавательную, исследовательскую, проектную, где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребенка, приобретается социально – индивидуальный опыт. Процесс обеспечения социализации в нашем ДОУ осуществляется через разные формы и способы организации детской деятельности, такие как:

- организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

- реализация совместных детско – взрослых проектов;

- организация игровой деятельности с дошкольниками;

- организация детских клубов по интересам;

- реализация рабочих программ педагогов;

- осуществление поддержки детской инициативы;

- организация культурных практик и другие.

В инновационный проект «Социализация дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» входят проекты, разработанные педагогами ДОУ, рабочие программы педагогов с учетом регионального компонента; рабочие программы по организации кружковой деятельности, направленные на развитие творческого самовыражения и развитие одаренности дошкольников. Новизна идеи состоит в том, что содержание этих рабочих программ способствуют эффективной социализации дошкольников.

На этом совместная деятельность по социализации не заканчивается. Открываются новые направления проектирования образовательного процесса, где главными становятся дети, родители, их запросы, потребности и возможности. Позитивная социализация невозможна без организации конструктивного сетевого взаимодействия с социальными партнерами. Реализация инновационного проекта предусматривает реализацию проекта «Мой любимый город» по взаимодействию с социально – культурными учреждениями города, в рамках которого дети посещают библиотеку, городской музей, знакомятся с людьми разных профессий, достопримечательностями города - курорта и другими объектами, участвуют в конкурсах, акциях, фестивалях. Это также способствует развитию процесса социализации и проектной деятельности ДОУ.

Информирование педагогического сообщества и общественности о ходе реализации проекта предполагается осуществлять через разные формы и способы: презентацию опыта работы, методические рекомендации по организации процесса социализации дошкольников, статьи на сайте ДОУ, отчеты с приложениями по завершении каждого этапа реализации проекта, видеофильмы по реализации мини – проектов.

Инновационный проект «Социализация дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций к использованию в профессиональной деятельности, слушателям курсов повышения квалификации. Данный проект может иметь интерес для аудитории родителей и студентов педагогических учебных заведений.

 

 

  1. Актуальность

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. Ректор Московского городского психологопедагогического университета Виталий Рубцов, один из разработчиков документа отмечает, что в стандарте впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком дошкольного возраста, какие условия обеспечивают  ее эффективность и качество, какие требования предъявляются к системе подготовки кадров для дошкольного образования. В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка. По словам Ольги Карабановой, заместителя декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, стандарт дошкольного образования должен быть, прежде всего, стандартом условий, т.к. в этом возрасте принципиально важно создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребенка. Мы понимаем социализацию, как процесс усвоения детьми определенных представлений, норм, культурных ценностей, позволяющих им активно и компетентно участвовать в жизни общества. Согласно ФГОС ДО, процесс позитивной социализации должен сопровождаться выполнением ряда требований:

-   усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-  развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-   становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-    формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к разным видам труда и творчества;

-   формирование уважительного отношения к своей семье, к сообществу детей и взрослых;

-   воспитание основ безопасного поведения в социуме, быту, природе.

Таким образом, главная цель социализации - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры.

Изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста определяется рядом факторов: усложнением социальной среды, растущим темпом развития общества, обилием противоречивой информации, снижением воспитательного потенциала семьи. Анализ практики воспитания детей показывает недостаточное развитие коммуникативных качеств дошкольников, являющихся одним из главных показателей их социализированности. Это происходит в связи с преобладанием в большинстве семей электронных средств коммуникации, с недостаточным уровнем семейной культуры общения.

Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее в процессе

его общественной жизнедеятельности, социального развития, самоутверждения, самовосприятия, самосознания и формирования социальной ответственности. Вопросы позитивной социализации призвана решать дошкольная

образовательная организация, как социально-педагогическая система. В нашем ДОУ созданы условия, позволяющие эффективно решать проблемы социализации дошкольников. Основная образовательная программа, реализуемая в ДОУ, спроектирована как программа психолого-педагогической

поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития детей. В  ДОУ создаются условия для успешного личностного и профессионального роста педагогов, развития их профессиональных компетенций.

Одним из основных условий обеспечения целостности социализации выступает организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и

взрослых, двигательной активности детей, а также возможностей для уединения.

В группах созданы различные «Центры развития». В работе центров царит

атмосфера психологической творческой свободы, детям предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, реализовать свои возможности и способности. Выбор ребенком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Между тем не все педагоги дошкольного учреждения в достаточной мере владеют технологической готовностью по проблеме социализации дошкольников. В связи с этим возникла необходимость разработать и реализовать систему проектирования образовательного процесса в профессиональную деятельность педагогов ДОУ для обеспечения процесса позитивной социализации дошкольников.

  1. Идея эксперимента:

В данном проекте будут представлены проекты, разработанные и реализованные педагогами, детьми и родителями по организации разнообразных видов детской деятельности, способствующих позитивной социализации дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

  1. Замысел эксперимента:

В условиях реализации ФГОС ДО представляется очень важным:

- Повысить уровень роста педагогов ДОУ;

- Обеспечить научно-методическую поддержку;

- Создать целостную систему обеспечения процесса позитивной социализации

дошкольников в ДОУ;

- Осуществление психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка

по индивидуальным образовательным маршрутам.

- Осуществление педагогического взаимодействия будет осуществляться на

высоком уровне партнерской позиции и конструктивного общения;

- Обобщение прогрессивного педагогического опыта.

 

  1. Объект эксперимента:

Позитивная социализация дошкольников

 

  1. Предмет эксперимента:

Процесс позитивной социализации через организацию разных видов детской

Деятельности

 

  1. Цель проекта:

Создать условия для позитивной социализации детей через организацию разных

видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

 

  1. Задачи проекта:
  • Создать условия для освоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности, дляразвития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий дошкольников;
  • Формировать у детей позитивные установки к разным видам труда и творчества, безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Для педагогов:

  • Проанализировать возможности педагогического коллектива в оказании образовательных услуг в процессе модернизации содержания дошкольного образования (обеспечение позитивной социализации детей).
  • Разработать и внедрить систему проектирования образовательного процесса в инновационную деятельность педагогов ДОУ для обеспечения процесса позитивной социализации дошкольников.
  • Реализовать систему методического сопровождения инновационной деятельности педагогов.
  • Формировать умение у педагогов разрабатывать и реализовывать проекты, рабочие программы по организации разных видов детской деятельности, способствующие позитивной социализации.
  • Поддерживать инициативу и творческий подход педагогов в осуществлении поддержки детской индивидуальности и инициативы.

 

  1. Планируемые результаты у детей:
  • ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребенок соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно объясняет явления природы и поступки людей;
  • ребенок имеет начальные представления о себе, о природном и социальном мире;
  • ребенок способен к принятию собственных решений.

Планируемые результаты у педагогов:

  • В ДОУ разработана система проектирования образовательного процесса в рамках инновационной деятельности педагогов, направленная на позитивную социализацию дошкольников.
  • У педагогов сформированы технологические, презентационные, акмеологические и аналитические компетенции.
  • Педагоги разрабатывают и реализуют проекты, направленные на социализацию дошкольников в разных видах детской деятельности.
  • Педагоги осуществляют поддержку детской инициативы с учетом индивидуальных способностей и возможностей дошкольников.

 

Стратегия реализации проекта

1 Этап - Подготовительный – октябрь 2017 - август 2018 года.

Цель: Обеспечить мотивационно – технологическую готовность педагогов к

реализации проекта, через:

  1. Участие в разработке самого проекта: «Социализация дошкольников через

организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС

ДО».

  1. Разработку нормативно – правовой базы реализации проекта.
  2. Проектирование развивающей предметно – пространственной среды.

Содержание:

  1. Создание Проектного совета по разработке проекта «Социализация

дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в

условиях реализации ФГОС ДО».

  1. Изучение научной и учебно – методической литературы по теме.
  2. Изучение использования современных педагогических технологий при

организации образовательного процесса.

4.Разработка проекта «Социализация дошкольников через организацию

разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

  1. Разработка критериев для проведения педагогической диагностики

позитивной социализации дошкольников.

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.

2 Этап – Основной (Организационно – исполнительский) – сентябрь 2018 –

август 2019 года.

Цель: Создать условия для реализации проекта через:

  1. разработку системы деятельности ДОУ по осуществлению процесса

позитивной социализации.

  1. внедрение современных педагогических технологий в образовательный

процесс;

  1. разработку и реализацию мини – проектов, рабочих программ;
  2. организацию разных видов детской деятельности в целостном

образовательном процессе;

Содержание:

  1. Разработка и реализация рабочих программ педагогов («Веселый

английский»; «Лего – город»; «Социализация дошкольников через организацию сюжетно – ролевой игры»);

Разработка и реализация мини – проектов «Мой любимый город»; «Откуда в хлебе дырочки»   «Дизайнерский узор на ткани»;  «Снежинки»,   «Добрый наш Э. Успенский», «Клуб юных экскурсоводов»

 

  1. Разработка и реализация комплексного проекта «Социализация дошкольников через организацию игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО».
  2. Организация кружковой и студийной деятельности по обеспечению художественно – эстетического развития дошкольников:

 

  1. Организация клубов по интересам детей: «Юный экскурсовод», «Маленькие исследователи», «Юные мыслители»;
  2. Освоение и использование современных педагогических технологий при организации разных видов детской деятельности;
  3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.
  4. Разработка рабочих программ педагога – психолога по сопровождению детей с аутизмом, ОВЗ, мигрантов для обеспечения психолого – педагогического и логопедического сопровождения дошкольников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами.
  5. Организация культурных практик.
  6. Создание коллекций, музеев, авторских выставок и т.д. для поддержки

детской инициативы.

  1. Использование ИКТ и учебно-лабораторного оборудования в образовательном процессе ДОУ.
  2. Создание видеоматериалов по результатам проектирования

разнообразных технологий позитивной социализации детей.

 

3 Этап – Завершающий (Рефлексивно - аналитический) – сентябрь 2019-

август 2020года.

Цель: Систематизация, коррекция результатов проекта «Социализация дошкольников через организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» для диссимиляции педагогического опыта в образовательную деятельность  

Содержание:

- Оценка результатов реализации проекта «Социализация дошкольников

через организацию разных видов детской деятельности в условиях реализации

ФГОС ДО»;

- Организация разнонаправленной и разноуровневой рефлексивной деятельности всеми педагогами ДОУ;

- Обсуждение результатов педагогической диагностики по социализации, принятие тактических и стратегических решений по ее результатам;

-  Обобщение опыта и результатов деятельности за 3 года и подготовка презентации результатов;

-  Разработка методических рекомендаций для педагогических коллективов ДОУ по осуществлению процесса позитивной социализации в условиях реализации ФГОС ДО;

-  Определение перспектив развития ДОУ;

- Корректировка: проекта, планов образовательной деятельности педагогов, рабочих программ, технологических карт.

 

Предполагаемые продукты проекта:

- Инновационный проект «Социализация дошкольников через организацию

разных видов детской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»;

- Рабочие программы педагогов ДОУ;

- Презентации опыта работы педагогического коллектива;

- Методические рекомендации по организации процесса социализации

дошкольников;

- Статьи на сайтах ДОУ,  

- Отчеты с приложениями по завершении каждого этапа реализации проекта.

- Видеофильмы по реализации мини – проектов.

Документы для скачивания