a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Картотека игр и упражнений на развитие вербального интеллекта для детей младшего возраста

Автор: Галиева Лилия Ахсановна Опубликовано: 2020-02-18 09:08:51

    Вербальный интеллект - это специфические для людей, связанные с усвоением языка навыки, которые, как считается, отражают общие интеллектуальные способности. Большинство исследователей признает важность вербального интеллекта, что проявляется в его выделении как отдельной составляющей во всех основных иерархических моделях человеческого интеллекта.

Кроме непосредственно лексического запаса человека в каждый момент его жизни, этот вид интеллекта помогает нам разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка. 
   Способы развития вербального интеллекта:
- с самого раннего возраста, в идеале с рождения, разговаривайте с малышом и пойте ему. Именно из речи значимого взрослого ребенок усваивает мелодику и структуру родного языка, накапливает информацию о различных речевых ситуациях, и формирует словарный запас - сначала пассивный, а затем активный. Чем раньше начнется этот процесс, тем лучше. 
- включайте ребенка в совместные беседы, например, за столом.
- эмоционально декламируйте ребенку, а потом и вместе с ним, прибаутки и скороговорки; придумывайте речевые игры, например, рифмуя имя ребенка со смешными словами. 
- ставьте перед ребенком речевые задачи, провоцируя его на перевод слов из пассивного словаря в активный. Например, если ребенок требовательным криком просит пить, не бросайтесь сразу удовлетворять его желание, а попросите сказать, что он хочет, проговаривая: "Скажи, я хочу пить! Мама, дай попить!"
- с малышом постарше, решайте словесные головоломки, например, когда нужно закончить последовательность "лошадь-жеребенок, курица - ..."

  1. Подбери пару

Начать можно с простой  игры. Предложите ребенку продолжить предложение и подобрать нужную пару:

Корова-теленок

Нога – рука

Курица - …

2.Время назад

Для этой игры нужно выбрать  тему. Например, «Магазин»  или «Лес». Каждый участник (будет легче, если игру начнет взрослый) произносит небольшой  рассказ. Но главное то, что говорит  он «Задом-наперед». То есть сначала  то, чем закончилась история, а  в самом конце о том, чем  все начиналось.

Можно потренироваться на известных сказках, а уже потом  переходить к своим собственным  историям (проверено, так проще).

3.Домино

Мы для этой игры используем карточки из детского домино. Но это  могут быть и картинки из журналов, и рисунки.

Итак, ведущий раздает  каждому игроку по карточке (причем кладет картинками вниз, чтобы никто  из участников не видел какая картинка у другого игрока). Первый игрок кладет на середину стола свою карточку картинкой  вверх и начинает рассказ. Это  может быть фантастическая история, страшилка или просто повествование  о том, что изображено на картинке.

Рассказ не нужно заканчивать, в  определенный момент (можно договориться об условном сигнале, который будет  подавать ведущий) ход переходит  к следующему участнику. Он также  выкладывает свою карточку на середину стола, картинкой вверх и продолжает повествование. То есть его рассказ  должен быть с одной стороны продолжением рассказа первого игрока, с другой – собственным рассказом с  индивидуальными подробностями.

4.Одинаковые признаки

Итак, ведущий ставит задачу – придумать предметы со схожими признаками. Например, круглый  и плоский. Это может быть блин, нарисованный на асфальте круг, раздавленная шина…

По мере продвижения  игры задания усложняются. Признаков  может быть больше, но примеры найти  уже непросто. Самое сложное – найти предметы, которые выполняют противоположные функции.  Например, окно (открывается  и закрывается), рука (гладит и бьет).

Побеждает тот, кто  придумает больше всего ответов.

5.Обзывалки

Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты..”. Например:

“А ты — морковка!” В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты — моя радость!” У детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Упражнение желательно проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

6.«Поиск аналогий»

Педагог называет какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

7.Упражнение "Не может быть!"

Любой из учеников группы называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

  1. Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.
  2. Сочинение историй, фантастических рассказов.

 

 

 

 

Документы для скачивания