a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

Автор: Бахвалова Елена Владимировна Опубликовано: 2020-02-24 16:16:52

Документы для скачивания

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы «Забавный счёт» Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел. Оборудование: для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке. Содержание. В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 20, указывая на соответствующие цифры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием. «Времена года» Цель: закрепить знания о времени года. Оборудование: Конверты с пазлами с изображением времени года. Содержание. Раскладываются конверты. Играющие выбирают любой конверт и собирают картинку. Они превратились в 4 «времени года». Каждый вспоминает, что он может рассказать о себе. « Угадайка » Цель: упражнять детей в счёте. Оборудование: коробочки из- под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую- нибудь игрушку, которая поместится в чашку. Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: " Под второй? " . - " Нет, больше" . «Найди фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах Содержание. Задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите». «Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка. Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое- либо изображение или фигуру. «Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. Оборудование: 6- 8 коробок разного размера. Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место! »( или по ширине, высоте) . Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд( например, от самой высокой до самой низкой) . «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию. Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10. Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. «Расскажи, что видишь» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. Содержание. У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу- солнышко, в левом нижнем углу- домик, в правом нижнем углу- дерево, в середине – птицы, и так далее. «Звездочки» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Оборудование: карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10. Содержание. Дети выбирают карточки. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку! »- они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается. «Где какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. Оборудование: набор фигур. Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. Оборудование: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее( вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) . Содержание. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания. «Кто больше, а кто меньше? » Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокая», «низкая», «толстая», «худая», «самая толстая»; «самая худая», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать. Содержание. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут девочек, а затем ответить на вопросы. «Как зовут девочек? » В одном городе жили- были неразлучные подруги: Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку( указку) и покажи, кого, как зовут, если: Валя — самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя — самая толстая из них, а Зина — самая худая; Аня— самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей. Теперь покажи по порядку девочек: Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя. А теперь покажи девочек в таком же порядке: Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы «Кто где стоит? » «Числа, встаньте по порядку» Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. Содержание. Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и  говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу  2:   «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? ( Число 2  отвечает:   «Я больше тебя на 1») . А что ты скажешь числу 3? и т. д. «Заполни прямоугольник» Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам. Оборудование: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме. Содержание. Первый игрок кладет в прямоугольники, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки прямоугольника так, чтобы в соседних клетках по горизонтали ( справа и слева)  и по вертикали ( снизу и сверху)  были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки т оже могут меняться местами ( ролями) . Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест ( клеточек)  прямоугольника. «Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. Оборудование: наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10( по 3- 4 карточки на каждое число) ; карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10( по 3- 4 карточки на каждое число, ( причем предметы расположены по- разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали) 1- 2 карточки на каждого ребенка. Содержание. Воспитатель ставит на стол три группы предметов в ряд и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек? » 0дному ребенку предлагает сосчитать какие- либо игрушки слева направо, а другому- эти же игрушки- справа налево. В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета? И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз. Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это». «Найди парную картинку» Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках. Содержание. На доске вывешивается 7- 8 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». «Игра с флажками» Цель: знакомить с составом числа 10 из двух меньших единиц. Оборудование: 10 флажков разного размера и цвета, набор предметных картинок разных видов птиц и цветов( по 12 штук) . Содержание. «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок? » Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов птиц, а другому справа- 10 разных видов цветов. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов птиц( цветов и сколько их всего) . «Поровну ли картинок птиц и видов цветов? По сколько их? » «С Мальвинами» Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число. Оборудование: набор из 5 Мальвин. Содержание. Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему? »( Количество Мальвин доводится до 5) . Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число? Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз». «Домики» Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты. Оборудование: 5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. Содержание. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать домики нужной высоты. Кто найдет такой домик, подойдет ко мне и покажет, как измерял свой домик. Мерить надо, поставив мерку рядом с домиком, чтобы низ и верх у них совпадал, если у вас совпало, значит вы нашли нужный домик( показывает прием измерения) «Разделим пополам» Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам. Оборудование: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка- по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке. Содержание. Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот- другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина- это одна из 2- х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ». Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам. «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. Оборудование: модель суток, картинки. Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток? «Кто первый» Цель: развитие внимания. Содержание. Воспитатель вывешивает картинку, на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены предметы. Обязательно договариваемся договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Хлопает в ладоши несколько раз. Дети должны посчитать количество хлопков и найти предмет, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет предмет, становится водящим. «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. Оборудование: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов( по 7 штук, карточки с 2 свободными полосками. Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим, расположены по 6 рисунков маков и астр. В. говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? ( Добавляет 1 мак) . Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше( меньше? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? ( меньше: 6 или 7? ) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр?

Оставить комментарий: