a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Воздух-невидимка».

Автор: Крицкая Наталья Григорьвна Опубликовано: 2020-02-25 19:27:37

Доминирующая область: речевое развитие, познавательное  развитие.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                               .---Формировать представления детей о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, легкий, бесцветный).

-Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха.

-Вырабатывать  у детей умение делать умозаключения  и выводы в экспериментах.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, мыслительную деятельность, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

-Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

 

Виды детской деятельности: проведение психогимнастики, загадывание загадок, опыты с полиэтиленовыми пакетами, с салфеткой, с апельсином, рисование мыльными пузырями.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, игрушка кукла, ширма, пакеты, спасательные нарукавники,  надувные круги, миска, два апельсина, стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей, воздушные шары.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.                                                    Организационная образовательная деятельность: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулке за ветром, создание тематического альбома детских рисунков.

Взаимодействие с родителями: чтение рассказов о неживой природе, лепка подводной лодки, рисование   мыльными пузырями, собирание ракушек и камушек на пляже.

Индивидуальная работа: артикуляционная гимнастика в Сашей (проговаривание загадок).

Методы и приёмы:  наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт.

Ожидаемые результаты:                                                                                             Знания детей о свойствах воздуха в соответствии с требованиями программы.

Ход занятия.

Воспитатель: Утром встали вы , ребята, в детский сад вы все пришли.

Я вам рада, как всегда, гости здесь у нас с утра,              Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ - топ - топ,

Здравствуйте, щёчки! Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки! Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки! Щелк -щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик! Би - би - би.

Здравствуйте, гости! Милости просим.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. (Надеваю всем шапочки учёных)

А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки. Посмотрите на экран, сколько цветов растёт на поляне. Если вы правильно разгадаете загадку, то цветы по очереди распустятся.                                           *Над лесами, городами, над просторами полей

Проплывают караваны небывалых кораблей,

Держат путь вокруг земли эти чудо- корабли. (Облака).

*На тарелке колобок - золотой горячий бок.

А тарелка голубая - не видать конца и края. (Солнце и небо)

*Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит - листик дрожит.

Где пронесётся - дерево гнется. (Ветер)

*Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же                                                                   Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие учёные, а поможет нам в этом очень любознательная девочка, которую зовут Лиза. Хотите её увидеть? А вот и она.

Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе и узнать, каким бывает воздух.

Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой?

Дети: Воздух невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Что помогло вашему пакету стать похожим на подушку? Что мы поймали в пакет? (Воздух) . Вы хотите поиграть с вашими надутыми пакетами? Давайте посмотрим друг на друга через пакет. Кого ты, Рома, видишь?

Почему сквозь пакет всё видно? (Потому что воздух прозрачный.)

Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла:  Мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «закрытый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! Вы, ребята видели предметы , в которых спрятался воздух? (спасательные нарукавники и даже спасательный круг!) Посмотрите на доску. На ней находятся предметы, в которые спрятали воздух.

Кукла: Ребята, а интересно, внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. Воздух в человеке.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри нас.

Но как он к нам попадает? (Через нос)

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики.

Опыт З.С салфеткой.

Воспитатель: Давайте возьмём салфетку поднесём к лицу, будем вдыхать и выдыхать воздух. Что происходит? (Салфетка движется) Почему салфетка движется? (Потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух). А вдыхать и выдыхать мы можем с определённой силой (Сильно и слабо).

Дуем сильно и слабо на салфетку.

Давайте мы это проверим и покажем нашей Лизе силу движения воздуха.

Опыт 4. Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Опыт 5. С апельсином.

Воспитатель:  Ещё воздух есть в апельсине. Я положу апельсин в воду. Что происходит с апельсином? (Он не тонет)

Теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит?

(Апельсин утонул). Значит, воздух находиться в кожуре апельсина и воздух легче воды.

Кукла: Вот вы считаете, что воздух есть в кожуре апельсина, а я вам не верю! Докажите!

Опыт 6. Кожура.

Воспитатель:  Сейчас мы это проверим. (Достает кожуру и опускает в воду.) Что мы видим в воде?

Дети: Из кожуры выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Воздух есть в кожуре апельсина и поэтому апельсин не тонет.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить воздушные вихри. Надо из салфеток сделать маленькие шарики и положить их в пробирку, затем опустить в неё трубочку, закрыть ладонью отверстие пробирки и подуть. Вот мы и увидели, что воздух, двигаясь образует ветер, который может перемещать предметы.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. {Игра « Угадай по запаху» ) Воздух сам не пахнет ,но запахи переносит.

Воспитатель: Какие игры с воздухом вы знаете и любите?

Дети: Мыльные пузыри.

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать цветы с помощью мыльных пузырей и подарить картину нашей гостье.

Рисование мыльными пузырями. (Дарим кукле свой рисунок).

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

  • что воздух постоянно нас окружает;
  • что способ обнаружения воздуха - «закрыть» воздух, «поймать» в оболочку;
  • что воздух легче воды;
  • что воздух есть внутри предметов;
  • что воздух есть внутри людей;
  • что без воздуха не возможна жизнь;
  • что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
  • что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы