a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема “Волшебный сундучок Гнома Грамотея”

Автор: Крицкая Наталья Григорьвна Опубликовано: 2020-02-25 19:29:05

Доминирующая область: речевое развитие.

Цель: Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его, развивать у детей разговорную речь.

Задачи:

    Образовательные: Учить детей составлять рассказ по мнемотаблицам, соблюдая последовательность в рассказе. Закрепить умение подбирать прилагательные и антонимы к словам. Учить составлять предложение от простого к сложному, изменяя окончания. Формировать умение выстраивать фразы по картинкам,  закреплять технику выполнения  упражнений дыхательной гимнастики. Познакомить детей с элементами аквагимнастики.

    Развивающие: Развивать мышление, зрительную память, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук и движений.

Развивать  умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

   Воспитательные: Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

 

    Виды детской деятельности: Социально-коммуникативная игра «Говорящие очки», игра «Угадай настроение», дидактическая игра «Составь предложение», игровое упражнение «Скажи фразу», разгадывание загадок, рисование по точкам.

    Оборудование и материалы: мнетаблицы, кусочки ваты, блестки, презентация, ноутбук, рисунки штриховки, схема дождя и солнца, развивающие кубики.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.                                                   

    Организационная образовательная деятельность: составление рассказа по мнемосхемам, социально-коммуникативная игра «Говорящие очки», игра «Угадай настроение», дидактическая игра «Составь предложение», игровое упражнение «Скажи фразу», разгадывание загадок, рисование по точкам.

 

   Взаимодействие с родителями: чтение рассказа «Зимовье зверей», сказки «Снегурочка», заучивание стихотворений о зиме. Составление коллажа «Зимний лес».

   Индивидуальная работа: проговаривание скороговорок с Миланой.

   Методы и приёмы: игровой (сюрпризный момент _ игру «Угадай настроение», практические (рисование по точкам).

   Словарная работа: фейерверк, искриться,  

   Ожидаемые результаты:   дети овладели знаниями  о зиме, согласно программным требованиям.                                                                                    

 

                  Ход занятия:

     Организационный момент.  Приветствие  гостей.

     Дети входят, встают в полукруг, берутся за руки  и выполняют действия под приветствие:

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

    Воспитатель:

Молодцы! Вы дружные ребята?

Дети: Да!

     Социально-коммуникативная игра «Говорящие очки»

Дети надевают очки и произносят фразу:

«Наяву или во сне ,что прекрасного во мне». Затем говорят друг другу комплименты.

 

 /Стук в дверь/

   Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Гнома Грамотея из страны Поиграй-ка»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо).

   Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам гном Грамотей из страны Поиграй-ка! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Гном Грамотей».

   Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

   Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

   Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

   Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Гнома Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

    Задание №1.

- Дети, когда вы шли в детский сад  заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Небо высокое, лазурное и безоблачное. Безветренно. Какое настроение у вас вызывает это утро? (ответы детей).

Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться и улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на…. (воспитатель показывает схему «солнце»)

- А еще настроение может быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой набегают слезы. И похоже такое настроение на… (воспитатель показывает схему «дождя»)

-А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то о своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И похоже это настроение на….. (воспитатель показывает схему «солнце из-за тучки»).

- Дети, почувствуйте свое настроение. Какое оно: веселое, грустное или спокойное. Подойдите к столу и возьмите ту схему, которая соответствует нашему настроению (дети показывают схему и объясняют свой выбор).

-  А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай настроение». Я буду вам читать ситуацию, а вы показывать  настроение схемой.

- С каким настроением ты…..

      - встречаешь маму;

      - идешь по парку;

      - гладишь кошку;

      - упал в лужу;

      - рисуешь в альбоме;

      - идешь к зубному врачу;

      - разговариваешь с другом;

      - смотришь на свою испачканную одежду;

      - танцуешь на празднике;

      - любуешься природой;

      - мажешь зеленкой разбитую коленку;

      - кушаешь мороженое.

 

   Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

   Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

   Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

   Задание №2.

   Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, кто пишет рассказы, повести,  сказки, которые затем печатают в книгах. Правильно, писатели. Гном  Грамотей очень любит  слушать интересные рассказы. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем  Грамотею!

Составление рассказа о зиме по мнемотаблицам (работа в парах).

     Послушайте загадку: Белое покрывало весь мир одело ( снег).

Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времён года?

Ответы детей.

-Какой снег зимой?

Ответы детей.

-Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?

Дети: Хрустит, скрипит.

-Какая бывает погода зимой?

Дети: Холодная, снежная, вьюжная. Морозная

-Что происходит зимой с деревьями?

Дети: Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.

-Как живут зимой птицы и звери?


Дети: Зимующие птицы не бояться снега, но большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать.

-Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

Дети: Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная….

А сейчас придумайте рассказ о зиме. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в книгу для Грамотея, чтобы они увидел, чему вы научились.

 (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

    Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

Задание №3.

     Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это аквагимнастика.

  «Медуза»

Исходное положение – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в исходное положение.

Прозрачная медуза так красива,

Но только обжигает больнее, чем крапива.

   Игра «Рыбка»

Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

    Игра «Дельфин»

Исходное положение – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнистые плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

 

     Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

    Физминутка: «Хорошее настроение»

Видео.  

     Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

   Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №4.

     Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать) Гном просит нарисовать его портрет.

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

    Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

     Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

     Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

   Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

    Задание №6.

    Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание!  

     Игра «Насос и мяч»

     Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.

     Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса.  Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш» . Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым  звуком).

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

     Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

     Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

      Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Гному  Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Гнома Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем)

Оставить комментарий: