a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Деловая игра по эффективному взаимодействию с родителями "Откровенный разговор" Подготовила и провела педагог: Реутина З.А.

Автор: Реутина Зоя Александровна Опубликовано: 2020-02-26 19:21:14

Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью «Откровенный разговор» Цель:  формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; искать оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива. Форма проведения:  две рабочие группы. 2 Теоретическая часть На мгновение представим себе следующую картину. . . . Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте! » – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. . . А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания! », уводят ребятише к домой. Педагоги и родители мало общаются, не обсуждают успехи детей, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Согласитесь, картина получилась безрадостная. . . И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. 3 В процессе общения, возникают трудности следующего характера: -   родители не проявляют интереса к сотрудничеству; - избегают контакта с педагогами; - не активны в жизни группы; - проявляется непонимание со стороны родителей; - наблюдается безответственное отношение к собственным детям; - нехватка времени для взаимодействия с родителями; - проявление скрытности в разговоре; - не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога. Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. 4. Все это приводит нас к понятию  «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». В содержание профессиональной компетентности входят: личностные качества и установки( личностный компонент) ; знания( содержательный компонент) ; умения и навыки( деятельностный компонент) . Составляющими личностного компонента являются: Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями Установка на доверительное и без оценочное взаимодействие с родителями Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность. . . Содержательный компонент включает в себя знания: о семье, об особенностях семейного воспитания о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания о методах изучения семьи о современных формах организации общения о методах активизации родителей. 5 Составляющие деятельностного компонента – это: Владение методами изучения семьи Умение преодолевать психологические барьеры общения Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение конструировать программу деятельности с родителями Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения. Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это  педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе. 6. Начнём с" Деловой игры" Перед началом игры предлагаю тест, который поможет вам оценить свои затруднения в общении с родителями. Он будет использоваться не для контроля, а для осознания вами ваших трудностей. Поэтому, отвечайте максимально искренне, ничего не скрывая. Если вы согласны с суждением, подчёркивайте ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». ( Воспитатели получают бланк с тестом) . 1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребёнка, структуру семьи, уровень развития родителей.   Да. Нет. 2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка.   Да. Нет 3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнёрские отношения.   Да. Нет. 4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.   Да. Нет. 5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувство и поведение.   Да. Нет. 6. Владею техникой диалогического( безоценочного) общения.   Да. Нет. 7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями.   Да. Нет. 8. Как правило с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей.   Да. Нет. 9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы.   Да. Нет. 10. Удаётся развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребёнка, осознанное отношение к родительству.   Да. Нет. 11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребёнком и причин трудностей в его развитии.   Да. Нет. 12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребёнка в различных жизненных ситуациях( в детском саду и дома) , размышлять над мотивами его поведения.   Да. Нет. 13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье.   Да. Нет. 14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном( и дифференцированном) общении с родителями.   Да. Нет. 15. Развиваю интерес родителей к чтению научно – популярной, художественной и прочей литературы по семейному воспитанию.   Да. Нет. 16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений.   Да. Нет. 17. Удаётся объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов( родителей и педагогов) .   Да. Нет. 18. Использую в контактах с родителями наглядно – текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах.   Да. Нет. 19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями.   Да. Нет. 20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями.   Да. Нет. Обработка результатов: - Я называю номера вопросов. Если вы ответили на них отрицательно, обведите эти номера кружком.   № 1, 10, 11, 13, 16, 17.   Если у вас получилось три и более кружка, значит, вы испытываете трудности в   умении учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей. - Я называю следующие номера, если в этих вопросах у вас отрицательный ответ, ставьте рядом с номером вопроса точку.   № 3, 4, 5, 6, 7, 8.   Если у вас оказалось три и более точки, значит, вы испытываете трудности   в  гибкости стиля общения, в умении сопереживать родителям. - Следующие номера. Если у вас отрицательные ответы в вопросах    отметьте их галочкой № 2, 9, 12, 14, 15, 18,  . Если у вас получилось три и более галочки, вы испытываете трудности в умении использовать активные методы и формы общения с родителями. -   Об искренности ответов говорят вопросы  №19, 20.   Если в этих вопросах у вас одинаковые ответы, значит, вы были искренни с собой. 7. Игровое упражнение" Современная семья – какая она? " Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия. Ход проведения. Предлагаю педагогам разделиться на 2 группы. Каждой группе вручается набор иллюстраций, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Через 20- 25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи. ( Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе) 8. А сейчас п сихологическая пауза-  Развитие коммуникативной культуры – непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к эмпатии, рефлексии и самоконтролю – основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьей. Цель:  активизация творческого потенциала педагогов; развитие эмпатии. Всем педагогам раздаются полоски бумаги с написанными на них словосочетаниями: Стыд. Поза Обида. Губы. Грусть. Лицо. Огорчение. Лицо. Радость. Ноги. Удивление. Глаза. Любопытство. Голова. Злость. Руки. Гордость. Спина. Страх. Глаза. Высокомерие. Голова. Страх. Зубы. Усмешка. Губы. Недовольство. Поза. Интерес. Походка. Самодовольство. Походка. Огорчение. Губы. Испуг. Глаза. Недовольство. Губы. Огорчение. Спина. Все педагоги, прочитав написанное, должны это изобразить. 9. Упражнение «Произнеси фразу» Педагогам одной группы раздаются карточки: Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком  иронии. Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком  упрёка. Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком  вызова. 4 Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего радостно ( «Наконец- то! ») 5. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно ( «Быстрей садись! ») Второй группе раздаются карточки: 1Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком безразличия. 2Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком требовательности. 3Произнесите фразу  «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка»  с оттенком доброжелательности. 4 Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего вопросительно ( «Что– нибудь случилось? ») 5 Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего удивлённо ( «Не ожидала») Следующее упражнение. 9. Упражнение «Решение педагогических ситуаций». Цель:  игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. - В процессе работы с родителями нередко возникают разные ситуации. 1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем? 2. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. " Вечером попросите родителей перенести песок" , - предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия? 1. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем? 2. Родители порой переживают потерю игрушки как утрату материальной ценности, как памятного подарка, дорогого предмета. Родители требуют срочно найти игрушку и в тех случаях, когда сталкивались с переживаниями ребенка уже вечером дома. Это проявляется в следующих высказываниях родителей: «Сколько раз тебе говорить, чтобы не брал ничего из дома. Где теперь искать будешь? Ты знаешь, сколько она стоит? », «Раз потерял, больше не проси, не купл ю, раз такой растеряха», приказывает: «Ищи игрушку». Они могут обращаться к воспитателю и другим детям с предложением пойти поискать игрушку. Для воспитателя эта ситуация затруднительна особенно в режимные моменты. Как вы разрешите эту ситуацию? Какими будут ваши действия в дальнейшем? 10. Рекомендации для воспитателей «Как вести себя в конфликтной ситуации» Если между вами и родителями воспитанников возникают противоречия, не старайтесь избегать их или обвинять во всём родителей, вызовите человека на общение; Если вы понимаете, что собеседник будет скандалить, сделайте так, чтобы ваше общение проходило наедине; Во время общения жёстко контролируйте свои эмоции, не срывайтесь на крик, не позволяйте себе неэтичных высказываний;   нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя; Подавите в себе отрицательное отношение к собеседнику и попробуйте понять, в чём причина его недовольства;   реагируйте не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;   на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является; Оцените своё поведение, может вы действительно в чём- то не правы; В спокойной форме постарайтесь высказать собеседнику ваше мнение по данной ситуации;   попробуйте воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее. Общайтесь с собеседником на равных, не показывайте своего превосходства, одинаково оценивайте свои поступки и поступки собеседника Оцените ситуацию и попробуйте найти решение, которое будет устраивать вас обоих. 11. Подведение итогов Педагогу в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия( детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо»- представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. В этом вам поможет кодекс общения. - А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенной деловой игре. Как вы считаете, все ли сегодня удалось? На столе лепестки. Требуется сложить цветы – красный цвет – удалось, желтый – не совсем удалось, зеленый – совсем не удалось.

Оставить комментарий: