a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Краеведческое занятие в подготовительной группе«Мои знаменитые земляки Осетии»

Автор: Юновидова Елена Васильевна Опубликовано: 2020-03-01 16:49:37

 

«Краеведение — основа патриотического воспитания»

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду.

Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.

На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Задачи краеведческой работы в ДОУ:

– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к городу (природа);

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:

культурно-историческое;

военно-патриотическое;

духовно-нравственное.

  1. Культурно-историческое.

Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:

-благотворительный проект «День добрых дел» в  республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов «Забота»;

-акции «По родному краю Осетии»;

-и т. д.

  1. Военно-патриотическое.

Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.

Направление реализуется через следующие мероприятия:

-экскурсии в краеведческие музеи на темы: «Быт осетинского народа»;

-фотовыставки: «Мы помним ваш подвиг»;

-встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.

  1. Духовно-нравственное.

Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности. Это направление реализуется через следующие мероприятия:

-концертные программы «Люблю тебя мой край Осетия»;

-выставки рисунков «Моя семья», «Моя Родина»;

-праздники;

-и т. д.

 

 

 

 

«Мои знаменитые земляки Осетии»

 

Ход праздника

 

Дети подготовительной группы входят парами под осетинскую мелодию, садятся на заранее подготовленные места.

Ведущая: Мы живем в родном краю, где шумит наш Терек

И где горы достают до всех звезд на свете.

Ребята, а вы знаете в каком краю мы живем?

Правильно - Северная Осетия-Алания

Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить знаменитых земляков Осетии!

- Ребята, а вы знаете кем был Коста Хетагуров?

Правильно - поэтом. И не только ребята поэтом, у него было много талантов: художник, музыкант, артист, поэт и переводчик.

Константин Леванович Хетагуров положил начало искусствоведению и литературы в Алании, в каждом городе Северной Осетии есть улица Коста и проспект с его именем, он так и подписывался просто Коста.

Стихи поэта знает каждый осетин, их учат в саду и в школе, их даже знает Президент Республики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Чтение стихотворений К. Л. Хетагурова.

  1. Когда-то пел Коста об осетинах,

Он бедным называл родной народ.

Он не узнал бы горы и долины,

Где Родина любимая живет.

  1. Осетия – чудесный край Отчизны,

Где быстротечный, сбегая шумно с гор,

Поет наш Терек песнь о новой жизни,

Ведет о новых нартах разговор.

  1. Край мой любимый,

Под солнцем Кавказа

Ты, словно в сказке, расцвел!

Крылья расправил

Народ твой свободный

Как будто горный орел.

Исполняется песня «Коста» муз.Цаллаговой

1 куплет

В детстве ходил в пастухах

Сердце оставил в горах

Припев:

Коста, Коста родной

Ты с нами о- рай-да – ой (2 раза)

2 куплет

Птичий язык понимал

Песни ручьям напевал.

Припев:

3 припев.

Бедный народ к свету звал

За его счастье страдал

Припев.

 

Ведущая: Осетины глубоко уважают старость и в семье и в общественной жизни были окружены почетом, их знания ценились, молодые люди всегда прислушивались к мнению старших.

Стук в дверь: под осетинскую мелодию в зал входит старец (садится на пенек).

Дед: Когда я был молодым, считалось, что настоящим мужчиной должен был быть человек чести и долга. Добрая слава и достоинство ценились больше жизни, для настоящего осетина мужество - это честность, прямота, выдержка, стойкость и отвага. Мне бы очень хотелось, чтобы вы были смелыми как ваши предки – нарты - аланы. Вы знаете кто это такие?

Правильно – Аланы, они прославились своей воинственностью, храбростью и мужеством.

Ведущая: А вы знаете дедушка наши дети тоже сильные и они вам это покажут.

 

Исполняется «Танец Нартов» осетинская мелодия

 

Дед: А вы знаете, что с детства осетин учили петь, правильно вести себя за столом, танцевать, играть на музыкальных инструментах – фандыре, каждый из нас гордится своими предками. Сейчас я вам расскажу одну историю про одного мальчика, который родился в горном ауле – Нар, звали его Коста.

 

Коста известен не только в Осетии, но и по всей России. Рос Коста очень добрым, послушным мальчиком, никогда никого не обижал, защищал всегда тех, кто меньше и слабее. Очень любил всех детей, эту любовь он пронес через всю свою жизнь. Уже когда стал взрослым написал много стихов для детей, некоторые стихи вы знаете.

 

Чтение стиховна осетинском языке:

  1. « СКЪОЛАЙЫ ЛАЕППУ».

-Каей фырт дае?

_ Толайы.

Каем уыдтае?

-Скъолайы,

Алы бон даер дзы ваеййын.

Фаекаесын

А-бе-тае.

Фаефыссын

Бе –ве- тæ

Ахуыр каенынмае баеллын.

 

  1. КÆМÆН ЦЫ

Алы куыстæн - рад

Дзидзидайæн – фос,

Хорз фыййауæ-фос,

Бирæ фосæн-хос.

Хоры кæндæн-зад,

Хоры хæрдæн-кад;

Сонт рæдыдæн-барст,

Хорз зæрдæйæн – уарзт.

Рагон мастæн – тад,

Загъдкъахæгæн – над:

Магусайæн – цæф,

Цырд лæппуйæн – кæф!

 

6.ÆРРА ФЫЙЙАУ

Раджы хохы цъуппæй касти

Иу æрра фыййау.

Мигъ æнгом йæ быны бадти

Урс цагъд къуымбилау.

Бахъазыд дын æм йæ зæрдæ, -

Тæккæ былгæрон,

Дурыл авæрдтæ йæ къæхтæ:

« Агæпп æм кæнон, -

Загъта, - фос уа лам мæ сæрмææ

Хизæд уæзæгыл,

Æз фæхуысдзынæн изæрмæ

Уыцы бæмбæгыл ….»

Дардыл йе уæнгтæ фæхаста, -

Гъопп, - зæгъгæ, йæхи

Пуртийы зыввытт фæласта…

Лæг ныххæррæгъ и!

 

Ведущая: А вы знаете, ребята, по рассказу отца Коста мысленно представлял образ своей матери и написал ее портрет и слова.

 

«Широко открытыми глазами:

Я гляжу на звездные пути

Я не сплю, я думаю о маме

Лучше друга мамы не найти».

Дед: А вы знаете, ребята, что у Коста был хороший друг, которого звали Кобада.

Поет песню «Кобада на осетинском языке»

Ведущая: Дед! Наши дети умеют играть в различные игры.

Игра «перетягивание каната»:

По сигналу ведущей дети начинают тянуть канат - каждая команда в свою сторону. Выигрывает команда, которая первая перетянула ленточку (середину каната) за свою черту.

Ведущая: Дети! А кто руководит оркестром?

Дети: Дирижер

Ведущая: А каких вы знаете дирижеров?

Дети: Валерий Гергиев.

Ведущая: Правильно - Валерий Гергиев родился в Северной Осетии. Его знает весь мир, он руководит большим оркестром и сейчас мы с вами поиграем в игру «Дирижер».

Игра «Дирижёр»:

  1. Обручи раскладывают на полу девочки и мальчики выполняют свободные движения – танцуют. Дирижер дирижирует в центре.
  2. Со сменой музыки все дети выполняют поскоки по кругу за обручами, с окончанием музыки забегают в обруч, кто остается лишний, тот дирижер.

Музыка «Владикавказ».

Игра повторяется 2 раза.

Песня «Моя Осетия»

1.Посмотри какое небо

голубое над тобой

Это горы, это Терек,

Это все – наш край родной.

Припев:

Мы в Осетии живем

Песни звонкие поем,

Говорим орайдам - хорш,

Лучше края не найдешь.

2.Сколько песенок от солнца

Разливаются вокруг.

Вместе за руки возьмемся,

Ты мой друг и я твой друг!

Припев:

Ведущая: Ребята, вы сегодня были на высоте, правильно отвечали на поставленные вопросы, пели, танцевали, рассказывали стихи. По вашим ответам можно сказать: вы знаете и любите свой край, знаете своих знаменитых земляков, чтите традиции и обычаи.

 

 

 

 

Заключение

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт осетинского характера, кавказской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

 

Документы для скачивания