a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка: « Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Зотова Екатерина Александровна Опубликовано: 2020-03-02 17:39:45

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения   Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательный центр»   имени Героя Советского Союза С. В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский   Самарской области – Детский сад «Колокольчик»   Окружной конкурс методических разработок по организации образовательной деятельности в ДОО с учетом требований   ФГОС дошкольного образования   НОМИНАЦИЯ: «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Тема: « Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» Автор: Зотова Е. А. , воспитатель 2017год Пояснительная записка Сенсорное развитие   во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания   детей. Выдающиеся зарубежные ученые в об ласти дошкольной педагогики( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) , а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии( Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. ) справедливо считали, что   сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного   сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие ребенка – это развитие   его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах   предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение   сенсорного развития   в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального   развития ребенка,   развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного   развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. При организации работы по сенсорному развитию детей 2- 3 лет большую помощь педагогу оказывают дидактические игры, позволяющие не только формировать у ребенка определенные представления о предметах и их свойствах, но и обогащать их чувственный и игровой опыт. В совместной деятельности с детьми использую как фабричные дидактические игры по   сенсорному развитию, так и игры, изготовленные своими руками:   « Сварим компот для Ёжика», «Игра с прищепками», « Один- много», « Найди чайную пару», « Игра разноцветные крышки», « Красивый хвост у петуха», « Подбери тычинку», « Зонтик », « Подбери матрешке наряд», « Подбери по цвету варежки», «Четвертый лишний. Геометрические фигуры» и др. Описание дидактических игр. Дидактическая и гра « Сварим компот для Ёжика » Цель: закрепление соотно шений предметов по цвету: красный, желтый, зеленый. Материал: трафареты деревьев и яблок из цветного картона, ламинированная пленка, липучки. Ход игры: П редлагается собрать яблоки в баночку. Какой выбрать цвет яблока подсказывает цветная крышка баночки( красная крышка – красные яблоки и т. д) Дидактическая и гра «Найди чайную пару» Цель:   закрепление умений детей подбирать чайную пару по цвету. Материал:   вырезанные из картона чайные чашки и блюдца Ход игры: в оспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайну ю пару – соотнести цвет чашки с цветом блюдца. Дидактическая и гра с прищепками. Цель: закреп ление цветов( красного, зеленого, желтого) . Материал: прищепки( красного, зеленого, желтого цвета) , вырезанные платья таких же цветов. Ход игры: подобрать прищепку по цвету платья и прикрепить к нему. Дидактическая и гра « Разноцветные крышки» Цель: формирование умений у детей выкладыв а ть фигуры из бросового материала- крышек, по образцу. Материал: разноцветные крышки. Ход игры: из разноцветных крышек выложить цветочек по образцу( тычинка- желтая, лепестки – красные, стебель – зеленый) ; выложить зеленую гусеницу и т. д. Дидактическая и гра « Один – много» Цель: освоение способа распределения предметов по количеству( много; мал о- один) . Материал: вырезанные из картона поезд и вагончики, морковь Ход: на столе лежат вагончики. В одном вагончике одна морковь, а в другом много. В один вагончик вы положите одну морковь, а в другой много моркови. Дидактическая игра «Красивый хвост у петуха» Цель:   формирование у детей умения различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Материал: петух из фетра, фетровые пёрышки для хвоста. Ход игры: - Давайте сделаем петуху красивый хвост. Вставьте ему в хвост синее перышко( красное, желтое, оранжевое, зеленое) . Дидактическая   игра « Подбери тычинку». Цель:   закрепление знаний цветов( желтый, синий, зелёный, красный) . Материал: вырезанные цветочки( жёлтые, синие, зеленые, красные) и тычинки таких же цветов. Ход игры: У каждого ребенка по цветочку. Воспитатель просит детей подобрать по цвету цветочка тычинку. Дидактическая игра « Зонтик » Цель: развитие умений самостоятельно выбирать подходящую по цвету «заплатку»; закрепление названия геометрической фигуры  - круг Материал: разноцветный зонтик( желтый, зеленый, красный) , кружки таких же цветов. Ход игры: Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Зонтик порвался. Что же делать? Чтобы дождь не замочил, надо зонтик заштопать, поставить круглые заплатки! » Дидактическая игра «Подбери матрёшке наряд» Цель: формирование умений у детей   подбирать   предметы, распределяя по одинаковому цвету Материал: вырезанные матрешки, наряд для матрешек. Ход игры: Разделяются набор матрешек, у которых желтый и зеленый платок. Дети должны по цвету платка подобрать платье. Д идактическая игра «Четвертый лишний. Геометрические фигуры» Цель: з акрепление знаний у детей о   геометрических фигурах и цвете. Материал: наклеенные на картон геометрические фигуры( квадрат, круг, треугольник) . Ход игры: рассмотреть геометрические формы – круг, треугольник, квадрат.   Затем найти лишнюю геометрическую фигуру на картоне. Дидактическая игра «Подбери по цвету варежки» Цель: закрепление представлений об основных   цветах. Материал: вырезанные из картона варежки синего, зеленого, желтого цвета. Ход игры: предложить ребенку подобрать по цвету пару варежек. Заключение: Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. Поможет этому дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.   Она способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мотивом выполнения заданий становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры. Список литературы https: / / moluch. ru/ conf/ ped/ archive/ 96/ 4278/ https: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ raznoe/ 2016/ 04/ 06/ sensornoe- vospitanie- detey- rannego- vozrasta Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие. 2- 4 года. Автор: С. И. Сумнительная, К. Е. Сумнительный. Издательство: Карапуз- Дидактика Год: 2006  . «Сенсорное развитие д етей раннего возраста. 1–3 года ». Методическое пособие для воспитателей и родителей» автор: Елена Янушко.

Оставить комментарий: