a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Готовы ли к школе… родители?»

Автор: Николаева Людмила Николаевна Опубликовано: 2020-03-03 10:45:32

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка Семинар- практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Готовы ли к школе… родители? » Ответственный: Николаева Л. Н. , с тарший воспитатель МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка 2019 г. «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Леонид Абрамович. В условиях реализации ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ», где говорится о непрерывности образования, и дошкольное учреждение выступает первой ступенью образования детей в начальной школе, наиболее актуальной задачей становится преемственность детского сада и школы, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в 1 классе. Чтобы каждый ребенок был успешен и имел равные стартовые возможности, чтобы помочь детям адаптироваться в школе, необходимо создание единой развивающей среды, где все участники образовательного процесса( педагоги и специалисты дошкольных учреждений, учителя начальной школы, родители воспитанников, дети) будут взаимодействовать и сотрудничать. Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей вносят родители, именно они являются авторитетом в глазах ребенка. Поэтому наша задача сделать родителей нашими партнерами, сформировать у них правильный взгляд на проблему готовности к школьному обучению и создать условия для активного включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе. Для привлечения родителей необходимо использовать не только традиционные родительские собрания и консультации, но и интерактивные методы, такие как семинар- практикум, мастер- класс, круглый стол, т. к. «я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю»( Конфуций) . В семинаре–практикуме раскрываются основные компоненты психологической готовности детей к школе: интеллектуальная, волевая, социальная, личностная и физическая готовность. Материал носит практико- ориентировочный характер, содержит игры и упражнения на развитие психических процессов, стимулирование умственной деятельности дошкольников и рекомендации по подготовке детей к школе. Цель:  формирование родительской компетентности в области психолого- педагогической готовности детей к школе Задачи: Познакомить родителей с содержанием понятия психологической готовности. Повысить компетентность родителей в использовании игр и  игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу; Способствовать оптимизации общения с детьми. Участники:  родители и воспитатели детей подготовительных групп. Планируемый результат:   повышение родительской компетентности по вопросам  готовности детей к школе в условиях введения ФГОС ДО. Оборудование:  проектор, ноутбук, листы бумаги А- 4 на каждого участника, ручки или фломастеры, доска, мел или маркеры для доски, мячик, фигурки- силуэты мальчиков и девочек, картинка с изображением школы и три дороги к ней: сиреневая, желтая, зеленая, анкета- отзыв, памятки для родителей, видеофильм с интервью детей, школьные фотографии родителей, клей, ватман. Ход семинара 1. Упражнение «Имя- движение»( «Снежный ком») Цель:   повысить тонус группы и сплотить участников,  дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность. Упражнение проводится по типу игры «Снежный ком». Все участники сидят в кругу и каждый по очереди называет свое имя, при этом показывает какое- то движение. Следующий участник повторяет за первым его имя и движение и называет свое имя и показывает свое движение, третий называет имя и действие первого и второго, а потом свое и т. д. 2. Упражнение «Закончи предложение» Цель:   определить, какие компоненты «готовности ребенка к школе» являются значимыми для родителей. Родителям предлагается, передавая мяч по кругу, закончить предложение: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…», формулируя свой вариант окончания данного предложения. Варианты ответов записываются на доске. Затем идет обсуждение. 3. Мини- лекция «Понятие готовности к школе»  «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»( Венгер Л. А. ) . Прошу вас обратить внимание на эту схему( педагог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске) . Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие:   физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя  интеллектуальную, мотивационную, эмоционально- волевую и коммуникативную готовности. Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Но, как вы считаете, для чего это нужно делать? » Родители включаются в обсуждение, высказывают свои мнения. Педагог подводит итоги обсуждения: «Конечно, в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3- 4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения. Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития «ловких» мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикого и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме. Педагогическая готовность  – это тот багаж  знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т. е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем( животных, транспорте, временах года и т. д. ) , знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в «Занимательные фигуры» или «Назови одним словом»; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких- либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе. Следующий вид готовности к школе  – это психологическая готовность.   Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение. Это интеллектуальная, мотивационная, эмоционально- волевая и коммуникативная готовности. Интеллектуальная готовность. Умение ориентироваться в окружающем мире. Наличие кругозора, запаса знаний об окружающем мире. Любознательность, желание познавать новое. Способность устанавливать простейшие причинно- следственные связи, сравнивать, находить лишнее, обобщать. Развитие речи, внимания, памяти, фонематического слуха в соответствии с возрастной нормой. Мотивационная готовность. У ребёнка высокая учебная мотивация, если он: хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний. Волевая готовность. Волевая регуляция поведения( умение контролировать и сдерживать своё поведение) . Умение сознательно подчинять свои действия общим правилам, ориентироваться на заданную систему требований. Умение принять учебную задачу( внимательно выслушать, вникнуть в содержание того, о чём говорит учитель) . Умение работать в соответствии с предлагаемой инструкцией. Умение доводить начатое дело до конца. Коммуникативная и социально- психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Потребность в общении. Умение общаться со сверстниками и взрослыми, доброжелательность, отсутствие агрессии. Умение действовать совместно с другими детьми, подчиняться интересам группы. От того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: память, зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение- будет во многом зависеть успешность  интеллектуальной готовности  к обучению. 4. Игра- ассоциация «Школа» Цель:   поделиться представлениями о школе, опираясь на опыт школьного обучения родителей К поступлению ребенка в школу готовятся и родители, и у каждого из нас школа ассоциируется с разными эмоциями, т. к. за плечами уже есть опыт. Родителям предлагается подумать, с каким словом у них ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д.  ( Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу. ) После выполнения упражнения обсуждаются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра эмоций и ощущений, связанных с представлениями о школе, которые определяются на опыт родителей, оставивших за плечами школьные годы. 5. Упражнение:   «Знаем ли мы своих детей? ». Цель:  Узнать переживания и опасения родителей по поводу предстоящего обучения ребенка в школе. Родителям предлагаются фигурки человечков( Приложение №1)  и карандаши или ручки для записи. Дается  инструкция: подумайте и напишите в верхней части человечка те черты вашего ребенка, которые, по вашему мнению, помогут ему в школе. А в нижней части те черты, которые, по вашему мнению, затруднят предстоящую учебу в школе. После выполнения упражнения, родителям предлагается поставить фигурку на одну из трех полосок- дорожек, которые ведут в школу( На мольберте прикреплены 3 дорожки разного цвета: сиреневая, желтая, зеленая) : сиреневая полоска означает ваше сильное беспокойство, желтая – умеренное, а зеленая полоска- нет особого беспокойства.  ( Родители выполняют задание и делятся своими опасениями) 6. Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу »( авт. С. К. Нартова- Бочавер, Е. А. Мухортова) 1.  Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже подумать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью. 11. начальная школа, по- моему, редко способна научить чему- либо ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учитель не имеет возможности оценить точно успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок, говорит часто: «Мама, пойдем в школу вместе» Инструкция: если Вы согласны с утверждением, поставьте+ , если нет- оставьте клетку пустой. до 4 – у Вас есть все основания ждать 1 сентября, по крайней мере, Вы сами готовы к школьной жизни своего ребенка; 5- 10 – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом- психологом. 7.   Упражнение  «Гимнастика мозга» Цель: Научить родителей стимулировать умственную деятельность ребенка. « Колечко»  - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. От указательного пальца к мизинцу и обратно, сначала 1 рукой, затем другой. «Ухо – нос»  - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение. « Симметричные рисунки »- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки( начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока) . Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга. « Лягушка»  - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук. Упражнения на развитие внимания. Упр. «Летит – едет- плывет» Я буду называть различные предметы. Если летит- машем руками над головой, едет- топаем ногами, плывет- разводим руками «плывем». Самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолет. «Съедобное- не съедобное» «Летает- не летает»… «Тише едешь- дальше будешь». Упр. «Графический диктант» Муха в клетке Корректурная проба. ( Найди и вычеркни) . Лабиринты Найди сходства( отличия) Упражнения на развитие слуховой памяти «Повтори»- я скажу тебе слова, а ты повтори. Разучивание стихов, пересказ прочитанного. «Слово- картинка»- я говорю слово, а ты его зарисуй. Упражнения на развитие зрительной памяти «Что где стояло? » «Чего не стало? Что изменилось? »( Чудесный мешочек) «Посмотри- запомни- нарисуй( или назови) » «Добавь слово»( с группой детей) «Повтори действия»( руки вперед, присядь, ип, голову повернуть вправо, ип. , сделать хлопок над головой) . «Вспомни где ты был…, где стояла ваза, какого цвета она была…» «Парные картинки» Упражнения на развитие мышления «Что общего между двумя предметами и в чем отличие? » «4- й лишний» «Продолжи ряд закономерностей» «Противоположности» «Аналогии» «Разложи картинки в той последовательности, в которой происходили события» «Что к чему подходит? » 8. Практические советы: Памятка- Рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе»  9. Творческая работа «Как родители в школу ходили» Цель:   Рефлексия. Получение обратной связи от родителей. На столе перед родителями лежит ватман, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага и т. п. Всем родителям заранее было дано задание, принести свою школьную фотографию( отсканированную, напечатанную, отксеренную и т. д. ) . Участникам предлагается, используя те знания, которые они получили в ходе семинара, составить коллаж для детей, где ребята смогут найти фотографии своих родителей и прочитать пожелания от своих родителей и напутствия в первый класс. 12. Анкета- отзыв родителей о мероприятии   Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции, не кричать, не обижать, не унижать. Не наказывать без причины. Не сравнивать своего ребёнка с другими. Быть щедрым на похвалу за достигнутые успехи, всегда встречать ребёнка из школы с улыбкой. Список использованной литературы ФЗ «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29. 12. 2012г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 №1155 Лютова Е. К. ,  Монина Г. Б. -  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми - Издательство: Речь 2005. Оптимизация детско –родительских отношений. Школа для родителей будущих первоклассников: : Статьи Фестиваля «Открытый урок»/     http: / / festival. 1september. ru/ articles/ 537829/ Учебно- методическое пособие по теме: Сборник тренингов и семинаров- практикумов с родителями. Методическая разработка. | Социальная сеть работников образования  - http: / / nsportal. ru

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ будущих первоклассников Как организовать подготовку ребенка к школе? Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия. Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение- всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам( сейчас в продаже большой выбор пособий для детей) , но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что- то не получается или он чего- то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого- не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что- то, чаще всего- это ошибки взрослого( неправильное объяснение материала) . Помните, ребёнок 5- 6 лет не может работать долго, 15- 20 минут- вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть. Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном. Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение. Не старайтесь « натренировывать » ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий. Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок. Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п. Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких- либо действий. Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их. Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги( но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами) , нанизывание бус. Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей. Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера( капитана корабля, мамы, учителя, врача) .

Оставить комментарий: