a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ

Автор: Галуаева Майя Гимзеровна Опубликовано: 2020-03-10 20:15:13

Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось.

Они не откликаются на тактику внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях, плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания, изгнания из класса, запреты выходить на перемену и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются учителя и родители. Школьный директор (самый большой начальник!) не внушает им такого почтения, какое питали к нему некогда мы. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно поставить на место.

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности – для нас. Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое.

Что им нужно – так это ощущать радость от учебы и новых открытий, а также побольше читать об истории, математике, физике, экологии и науках о земле, чтобы воплощать свои идеи в жизнь.  Этих детей нужно научить тому, что читать можно просто ради удовольствия от чтения, а еще тому, как видеть все вокруг по-своему.

Им нужно знать, что они не одиноки. И тогда они смогут учиться по-новому. Тогда они приложат все силы, чтобы понять, как много способны им дать мы, взрослые, но только в том случае, если мы тоже проявим интерес к тому, что могут дать нам они.

Они знают, что будут править миром. Они знают, что у них будет широкий выбор, и побаиваются этого. Они, все до одного, хотят делать лучшее, на что способны, кем бы ни довелось стать – звездой футбола или ученым. Они хотят быть заметными и особенными, хотят, чтобы их услышали. Самое главное, они – все как один! – хотят делать что-то хорошее.

Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть неблагополучные дети. У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться. Конечно, не всем это удастся. У одних эта сила настолько спокойна, что остается едва заметной, у других она выплескивается наружу бурным потоком. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Так они смогут осознать, что им «все по плечу», и не утратят своих мечтаний о грядущем величии.

Пусть нам кажется, что это лишь дети, описывающие простодушные грезы и фантазии, но в действительности это полноценные люди, стремящиеся найти свой путь в жизни и обуздать собственную силу. Когда слушаете их, прислушивайтесь именно к этому. Когда говорите им что-то, рассказывайте о великих свершениях и говорите разумно. Когда призываете их к порядку, делайте это честно и открыто, держась в тех рамках, которые понятны детям и нерушимы для вас. Это и есть уважение. Это они понимают. И на это они непременно откликнутся.

 Они приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочное и дурное.

 Они твердо знают, как должны относиться друг другу человеческие существа. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются, как к взрослым. Наши дети знают, чего хотят, и непременно объяснят это нам, если мы будем открытыми и научимся слушать их по-настоящему. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются простыми шагами по изменению поведения, но только если мы хотим начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка может оказаться для многих непривычным.

 Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать  детей – общаться с ними! Они носители глубочайшей мудрости, если к ним прислушаться. 

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как вы бы хотели, чтобы они говорили с вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд вопросов:

  1. Какой меня видит мой ребенок?
  2. Чувствует ли он, что я его люблю?
  3. Считает ли он, что я его понимаю?
  4. Есть ли у него основания считать меня справедливым, добрым, отзывчивым человеком?
  5. Нравится ли ему, как я с ним говорю?
  6. Хотела бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?
  7. Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?
  8. Хотела бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?
  9. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
  10. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?
  11. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с удовольствием?

 

Особенности современных детей

 

Они могут читать вас, как открытую книгу, быстро подметить и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. И делают это так, что вы этого не осознаете! Они от природы обладают установкой прорабатывать все самостоятельно и хотят только, чтобы их немного направляли, при условии, что руководство осуществляется уважительно по отношению к ним и обеспечивает реальную свободу выбора.

Они приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравится предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов. Приобретение жизненного опыта помогает им лучше учиться, поэтому они сами решают, в какой области необходимо его набираться, чтобы разрешить насущные проблемы или пополнить свои знания. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми.

С помощью своей интуиции они не только прекрасно распознают скрытые намерения и мотивы других людей, но и с не меньшим мастерством могут переключить внимание их же авторов на другое. Часто используемый ими метод психологического «давления на кнопки» приводит к тому, что их считают нонконформистами. Если они замечают скрытый мотив в ваших попытках заставить их сделать что-то, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если вы не выполняете своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить вам вызов.

Дети – прекрасные знатоки «кнопок»: они работают с нами, взрослыми, чтобы помочь нам узнать, как мы манипулируем своими партнерами. Поэтому, если вы постоянно сталкиваетесь с сопротивлением со стороны  детей, первым делом проверьте себя. Возможно, они держат перед вами зеркало или в своей непримиримой манере просят вас помочь им в установлении новых границ, проявлении их скрытых талантов и способностей или в подъеме на новый уровень развития.

 

Принципы воспитания современных детей

 

  1. Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию.
  • Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации.
  • Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.
  1. Обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.
  • Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора!
  • Не говорите с ними свысока.
  • Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы.
  • Проявляйте к ним уважение ничуть не меньше, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу.
  1. Если вы говорите детям, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят.
  • Они не поверят вам, что вы их любите, если вы относитесь к ним неуважительно. Никакие слова в мире не заменят проявлений искренней любви.
  • Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку на вопрос, любите вы его или нет!
  1. Общение с ребенком – это одновременно тяжелый труд и привилегия.
  • Он заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ним хитрить!
  • Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться!

 

Документы для скачивания