a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект Речевое развитие

Автор: Седракян Наталья Юрьевна Опубликовано: 2020-03-16 16:05:40

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

«Посуда бывает разной»

Цель:

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде)

Задачи:

Образовательные:

Сформировать и углубить представления детей о посуде;

Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);

Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе антонимов.

Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;

Развивающие:

Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;

Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их;

Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие;

Расширять кругозор;

Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

Воспитательные:

Формировать субъективные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Воспитывать бережное отношение к посуде, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи;

Здоровьесберегающие задачи:

Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.

Предварительная работа:

Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.

Методы и приёмы:

Наглядные: использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный);

Словесные: загадываюние загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок);

Практические: планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.

Активизация словаря по теме «Посуда»:

Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз», названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная).

Оборудование педагогического процесса: Диск с записью, ноутбук, мяч, иллюстрации с изображением посуды, разрезные картинки «Посуда», плакат «Назови лишнее», предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.

Ход совместной деятельности с детьми:

Воспитатель вносит в группу коробку, объясняет, что обнаружила её рано утром в приёмной.

-Давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт диск и предлагает посмотреть, что там.

(На записи бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой).

-Дети, а вам знакома эта сказка? Как она называется?

-Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский

-Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр»«Телефон»«Доктор Айболит»«Краденное солнце»«Муха-Цокотуха»).

-Что же произошло?

«… Бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой,горе Федоре!

Горе!»

- Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.

-Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла. Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)

  1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдаёт поклон.

Чайник

  1. Для нас она необходима,

Ведь пищу из неё едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут её….

Тарелкою

  1. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

Кастрюля

  1. На кухне ей всегда почёт

Она и жарит и печёт,

Не приготовить нам еды

На кухне без…

Сковороды

  1. Её за ручку мы берём

Чай, кофе из неё мы пьём.

Чашка

  1. Сама не ем,

А людей кормлю.

Ложка

  1. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

Стаканы

  1. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

Вилка

  1. Новая посуда, а вся в дырках

Дуршлаг

-Молодцы, все загадки отгадали, - хвалит детей Федора.

- Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде! По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить(Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?

-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.

- Столовая – посуда, из которой мы едим.

- Кухонная – посуда, в которой готовят еду.

- Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной), рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудойПосуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

- Игра «Скажи наоборот»

Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.

Глубокая – мелкая.

Чистая - …

Сухая - …

Твёрдая - …

Широкая - …

Горячая -…

Сладкая-…

Острая-…

(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая, целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, прозрачная- матовая, чистая- грязная, взять- положить, налить- вылить, уронить- поднять, аккуратно- небрежно)

- Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды(Ответы детей)_ТРИЗ

-А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

- Вот какая она помощница – посуда!

- Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда(на кухне).

И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду». Показывает иллюстрации.

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальём …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Салат положим в …

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

-Почему вся посуда убежала от Федоры? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. И пока посуда Федоры, обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.

- Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего её делают.

Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Маслёнка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

Итог

Документы для скачивания