a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект

Автор: Могильная Ирина Борисовна Опубликовано: 2020-03-29 11:49:37

Документы для скачивания

«Исследовательский проект по музыкальному воспитанию "Где живут звуки?»

«Где живёт звук?»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: средней продолжительности

Проблемные вопросы:

«что такое звуки?»

«как они получились?»

«почему их так много, целое море?»

Гипотеза: дрожит, значит звучит…

Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки, 

Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру

развивать наблюдательность

развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
  • Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое:

  • Детская художественная литература;
  • Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
  • Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат

Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.

У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;

Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.

Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

Реализация проекта


Дидакт.

и речевые игры

Слушание

 

«Почему все звучит?»

 

закрепить у детей знание звуков улицы, дома;

- подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;

- учить соотносить звуки и образы;

- развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление

 

«Музыка или шум»,

«Почему все звучит»,

«Откуда берется голос».

 

«Замри и слушай»;

«Где живут звуки?».

 

«Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик;

А/з «Звуки окружающего мира»

М. Потоловский. «Лошадка»;

Э. Григ. «Птичка»;

Л. Дакен. «Кукушка»;

Д. Россини «Кошачий дуэт».

 

«Знакомство с деревянными звуками».

деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки

Музыкальные инструменты:ложки, трещотки, ксилофон

привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;

- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;

- вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

«Найди звук»;

«Коробоч-

ка с секретом».

 

«Определи по ритму»;

«Палочка-стукалочка».

 

П. Чайковский.

«Марш деревянных солдатиков»;

Ю. Чичков. «Ложкари»;

В. Мурадели «Дятел».

 

«Знакомство с металлическими звуками»

металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлическиеМузыкальные инструменты:металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.

.

развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;

- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;

- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.

 «Как распространяется звук?»

 

«Колокольцы-бубенцы?»

«Туча», шотл. нар. песня.

 

М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»;В. Агафонников. «Сани с бубенцами»;

З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон;В. Кикта. «Гусляр Садко»

 

«Знакомство с шуршащими звуками»

бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.

Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.

 

развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;

- побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;

- воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей».

  «Почему не слышно?», «Сделай маракас»

 

«Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру»,

«Мы-веселые мышата»

 

Ж. Косма. «Опавшие листья»;

А. Токмакова «Медведь»

 

«Знакомство со «стеклянными звуками»

); Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.

 

привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты


- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;

- развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «омузыкаливать» его.

 

«Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?»

«Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько)

К. Сен-Санс. «Аквариум»;

П. Чайковский.

Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)

 

«Звуки природы»

Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.

Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч

заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;

- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);

- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

 

«Звуки в воде», «Где живет эхо?»

 

«Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик

«Осень» Г. Левдокимова; «Ветер» В. Степанова;

«Дождик и ливень»

Г. Левдокимова; «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шу-мит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева;«Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковско-го;«Весна» А. Вивальди; «Музыка»Г. Струве.

 

Итог проекта –

  1. Выставка самодельных шумовых инструментов.


Результаты проекта:

В результате выполнения проекта у детей произошло:

развитие познавательных способностей,

развитие творческого мышления,

развитие коммуникативных навыков,

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.


Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

  1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
  2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
  3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
  4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.


Литература

  1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
  2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
  3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
  4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

 

Оставить комментарий: