a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семейный клуб. Сюжетно-ролевые игры в жизни детей Бондарева Е. А.

Автор: Верещагина Юлия Сергеевна Опубликовано: 2020-04-06 21:35:37

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Сюжетно- ролевые игры в жизни детей» СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в  жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе  игры  ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка. Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно подражательная, которая проявляется на втором году  жизни и сюжетно- ролевая. Вот о  сюжетно- ролевых  играх мы и поговорим ниже. Что такое  сюжетно- ролевые игры? Сюжетно- ролевые игры – это игры, в которых дети  «одевают»  на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному  сюжету  или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны. Сюжетно- ролевые игры  занимают свое место в  жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с  сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых, он научится взаимодействовать с другими детьми в игре, или взрослыми. Изначально  сюжетно- ролевая  игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что- то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему  жизненные ситуации:   «посещение больницы»,   «поход в магазин»  и т. д. На этом этапе в  сюжетно- ролевую  игру добавляется диалог действующих лиц. Здесь очень кстати будет помощь  родителя. Если вы  будете  помогать малышу в игре, то уже к двум с половиной годам ребенок будет самостоятельно играть в  сюжетно- ролевые игры  вместе со своими игрушками. Далее идет усложнение  игры за счет появления сюжета  – объединение нескольких ситуаций. Например,   сюжетом  может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить, или что- то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах  игры  – развивается деловое общение. В 4- 5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру  сюжеты из сказок, мультфильмов, книг. Дети постарше легко включаются в  сюжетно- ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если  родитель  не будет предоставлять ребенку новые ситуации для  игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в  сюжетно- ролевых  играх показывает уровень развития мышления ребенка. Значение игрушки для развертывания самостоятельной  игры  детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет  сюжет, то старшие дошкольники сами  конструируют  предметно- игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода  игры, подчиняя ее игровому замыслу. Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке- заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы- заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать( «Вот это кукла»,   «Это тарелка») . Иногда наделяют игрушку- заместитель ролью( «Давай это будет папа, а это дочка») . Дети 4- 5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы- атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных  детей  должны быть свои папы и мамы. Для ребенка 6- 7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом  сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней  жизни. Это уже не только  игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д. Таким образом,   сюжетно- ролевые игры  учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками  игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти  игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению  жизненных ситуаций.

Оставить комментарий: