a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация детского экспериментирования дома

Автор: Смирнова Наталья Анатольевна Опубликовано: 2020-04-07 12:58:20

Документы для скачивания

Консультация «Организация детского экспериментирования дома» Детское  экспериментирование  – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди  родителей  часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Дома  можно организовать несложные опыты и  эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для  эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла. Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты ( крупы, муку, соль, сахар) . Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного)  ответа, необходимо обратится к  справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком. Эксперимент  можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель   экспериментирования  – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые  правила: 1. Установите цель  эксперимента ( для чего мы проводим опыт) 2. Подберите материалы ( список всего необходимого для проведения опыта) 3. Обсудите процесс ( поэтапные инструкции по проведению  эксперимента) 4. Подведите итоги ( точное описание ожидаемого результата) 5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами Помните! При проведении  эксперимента  главное – безопасность вас и вашего ребёнка. С  детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить  эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают ( туф, пемза) . А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель( в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно  увидеть, как некоторые из них шипят. Чем больше вы с малышом будите  экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес. Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребен ка? 1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское  «почему? » 2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами. 3. Побуждать ребенка к самостоятельному  эксперименту при помощи мотива. 4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать. 5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию. 6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к  экспериментированию. 7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы. 8. Создавайте ситуацию успешности. Чего нельзя делать? 1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа  экспериментирования. 2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого. 3. Нельзя ограничивать деятельность  ребенка: если что- то опасно для него, сделайте вместе с ним. 4. Нельзя запрещать без объяснения. 5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что- то не получилось, лучше помогите ему. 6. Нарушение  правил  и детская шалость — разные вещи. Будьте  справедливы к своему ребенку. 7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение. 8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним. Вот н есколько несложных опытов для детей дошкольного возраста Спрятанная картина Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло- желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика. Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге Накрыть картинк у красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла Почему? Красный цвет- не чис тый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Живот ные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окруж ающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников. Мыльные пузыри Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху на лейте чашку водой и размешайте. Окуни те соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. «Делаем творог» Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку. Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона( можно использовать и хлористый кальций) . Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2- 3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием. «Жареный» сахар Возьмите два кусочка сахара- рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте кондитерскую фабрику! «Утопи и съешь» Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: " В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет" . «Живые дрожжи» Известная русская пословица гласит: " Изба красна не углами, а пирогами" . Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги. Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами( а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные) . Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, " поднимает" тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте. Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Спросите у ребят, что произойдет? Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик. «Греет ли шуба? » Этот опыт должен очень понравиться детям. Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети? Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба- вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу? » Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет. «Шуба из стекла» Спросите ребенка, знает ли он, что бывают «шубы» из стекла? Это термос. У него двойные стенки, а между ними- пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам. Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30. «Упорная воронка» Может ли воронка" отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим! Материалы: - 2 воронки- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру- пластилин- кувшин с водой Подготовка: 1. Вставьте в каждую бутылку по воронке. 2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели. Начинаем научное волшебство! 1. Объявите зрителям: " У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку" . 2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: " Вот так ведет себя большинство воронок" . 3. Поставьте на стол бутылку с пластилином. 4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет. Результат: Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем. Объяснение: В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку. Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из- за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее. «Сортировка» Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей! Материалы: - бумажное полотенце- 1 чайная ложка( 5 мл) соли- 1 чайная ложка( 5 мл) молотого перца- ложка- воздушный шарик- шерстяной свитер- помощник Подготовка: 1. Расстелите на столе бумажное полотенце. 2. Насыпьте на него соль и перец. Начинаем научное волшебство! 1. Предложите кому- нибудь из зрителей стать вашим ассистентом. 2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца. 3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть. 4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер. 5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите? Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда- остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику. «Гибкая вода» В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду. Материалы: - водопроводный кран и раковина- воздушный шарик- шерстяной свитер Подготовка: Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет. Начинаем научное волшебство! 1. Объявите зрителям: " Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой" . 2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой. 3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера. 4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер. 5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить? Результат: Струя воды отклонится в сторону шарика. Объяснение: Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе. Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно. Экспериментируйте с детьми – это очень интересно! Успехов вам, Уважаемые  родители!

Оставить комментарий: