a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Основные требования и подходы к проведению психологической диагностики в ДОУ» подготовила педагог-психолог Трунова О.А.

Опубликовано: 2014-12-15 12:33:34

Документы для скачивания

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Ш ебекино Белгородской области». Выступление на ПДС педагогов- психологов ДОУ на тему: «Основные требования и подходы к проведению психологической диагностики в ДОУ» Подготовила: педагог- психолог МАДОУ д/ с №14 Трунова О. А. 2014г. План: 1. Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ. Цели и задачи. 2. Виды диагностики. Методы и основные принципы. 3. Основные требования к проведению психологической диагностики в ДОУ. 1. Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ. Цели и задачи. Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами.   1. Реализация декларируемого в образовании личностно- ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.   2. В настоящее время остается дискуссионным, что понимать под результатом деятельности дошкольных образовательных учреждений. Если исходить из того, что результатом педагогической деятельности являются изменения в развитии ребенка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, то определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей до и после проведения образовательной работы.   Что же такое психодиагностика? Под психологической диагностикой понимается психолого- педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью: - выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении, - определение сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, - определение изменений в психофизическом, сенсорном и личностно- социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно- развивающего процесса в ДОУ. Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности. В плане развития ребенка она необходима для: - обеспечения контроля за динамикой его развития; - предупреждения возможных отклонений; - определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития; - оценки эффективности проведенных психолого- педагогических мероприятий. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка( интеллектуального, психического, физического и т. д. ) , врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Диагностика тесно связана с коррекцией. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность. Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка- дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.   2. Виды диагностики. Методы и о сновные принципы. В работе педагогом- психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики.   1. Скрининговая диагностика.   Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.   2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.   3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/ или коррекционных ме роприятий. Может проводиться не сколько раз в течение одного коррекционного курса.   4. Итоговая диагностика.   Цель — оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной рабо ты. В своей деятельности педагог- психолог чаще всего использует следующие методы исследования детей: - наблюдение, - опрос, - эксперимент, - тестирование. При проведении любого вида диагностики педагог- психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:   1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка: – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения. С тремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик. 2. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально- соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования. 3. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен. 4. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку. 5. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять. 6. Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования. 7. Принцип объективности: выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование. 8. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. При заключени и договора между ДОУ и родителя ми в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.   3. Основные требования к проведению психологической диагностики в ДОУ. Система психодиагностической работы строится следующим образом. 1. В начале учебного года( а по запросу администрации можно и в конце учебного года) психолог проводит экспресс- диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп, кроме подготовительной. На его основе и анализе педагогической диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно- развивающая работа.   2. Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.   Такой вариант приемлем для осуществления плановой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования.   3. Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно- развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.   Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток и на процедуру диагностического обследования.   Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребенка, она не должна прерываться посторонними. Поэтому лучше привести ребенка в кабинет.   Дети должны просто знать психолога, чему будут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми.   Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия.   Детям нравится все необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ним.   Необходимо уделить внимание подготовке к проведению диагностического обследования. Персонал и педагоги должны знать о начале проведения диагностики. Психологом заранее должны быть оговорены время, место и участники, а также подготовлен диагностический инструментарий. Чтобы предупредить вмешательство посторонних, на дверь можно вывесить специальную табличку, информирующую о занятости специалиста( например: «Спасибо, что не мешаете: идет диагностика») .   Ребенок должен комфортно чувствовать себя в ходе обследования, не отвлекаться от выполнения задания. Для этого лучше убрать все постороннее и посадить его спиной к окну.   Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т. е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него. Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью- игрой. Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания между ребенком и экспериментатором- необходимое условие для получения достоверных результатов. Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на необременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения( здороваться, обращаться на «вы» и т. п. ) , положительная оценка его личности и его действия создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности. Отмечается, что важна и последовательность предъявления методик в ходе обследования. Например:   1- я часть: изучение мышления; изучение памяти; исследование креативности; исследование восприятия.   2- я часть: изучение личности ребенка.   В самом начале необходимо побеседовать с ребенком, расположить его к себе, узнать о его настроении и т. д. Это немного снизит официальность ситуации, позволит ему расслабиться.   Начинать диагностическое обследование необходимо с анализа следующих моментов:   — внешний вид ребенка( опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность) ;   — контактность;   — проявление инициативы;   — усидчивость( или расторможенность) ;   — интерес к обследованию.   Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу- психологу нужно принимать во внимание:   — физическое развитие и состояние ребенка;   — психофизиологические особенности его возраста;   — динамику физического развития( анамнез) ;   — состояние слуха, зрения;   — особенности развития двигательной сферы;   — нарушения общей моторики( общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений) ;   —к оординацию движений( особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений) ;   —особенности работоспособности( утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль) .   Полученная информация соотносится с результатами обследования. На этой основе можно делать выводы о личностных особенностях ребенка.   ЛИТЕРАТУРА: Бодалев А. А. , Деркач А. А. , Лаптев Л. Г. Основы социально психологических исследований М. : Гардарики, 2007г. Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М. , 1997. Казанская В. Г. Педагогичес кая психология: Учебное пособие СПб. : П итер, 2003г Немов Р. С. Психология Кн. 2: Психология образования- М. : В ЛАДОС, 2003г. Немов Р. С. Психология Кн. 3 Психодиагностика- М. : В ЛАДОС, 2003г. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. : Владос, 2001г. Широкова Г. А. С правочник дошкольного психолога. Ростов н/ Д: Ф еникс, 2004г.

Оставить комментарий: