a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОО. Место педагога в развивающей среде.» Подготовила учитель-логопед Громышева И.В.

Опубликовано: 2014-12-15 12:40:31

Документы для скачивания

« Принципы построения предметно- развивающей среды в ДОО. Место педагога в развивающей среде. » Подготовила: учитель – логопед Громышева И. В. МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» Детство- этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад- это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно- развивающей среды. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума. Предметно- развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Вопрос создания предметно- развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС. 2 слайд. Общие принципы построения развивающей среды в ДО О направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды  групп. 3 слайд. Для того чтобы предметно- развивающая среда выполняла основные функции, педагоги нашего ДОО придерживаются следующих принципов: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми. Принцип активности, самостоятельности, творчеств а – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком. Принцип стабильности- динамичности- позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения. Принцип комплексирования и гибкого зонирования- даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Принцип эмоциогенности сред ы- позволяет осуществлять личностно- ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды. Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Принцип учета половых и возрастных различий детей- позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий. –Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей. Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая, профессиональная деятельность всех п едагогов ДОО. 4 слайд. Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Считаю, что основное назначение кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во- первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и здоровьесберегающим компонентами; во- вторых, научно- методическое сопровождение образовательного процесса; в- третьих, наличие логопедической документации и, в- четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей. 5 слайд. По целенаправленному оснащению и применению кабинет логопеда можно разделить на несколько рабочих зон: . Зона индивидуальной коррекции звукопроизношения: настенное зеркало; дополнительное освещение; рабочий стол( в соответствии с САН ПИН) ; речевые профили картотека артикуляционной гимнастики; картотека дыхательных упражн ений; картотека психогимнастики; картотека на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; плакат «характеристика звуков»; трубочки – соломинки для коктейля; « ветродуйчики ». Зона развития мелкой моторики: конструкторы; шнуровки; мозаика; пазлы; пирамидки, матрешки, мелкие игрушки; игры с пуговицами, бусинками сухие пальчиковые бассейны( их можно наполнить горохом, гречкой, фасолью, рисом, песком, пшеном и тд. ) ; трафареты( в соответствии с лексическими темами) ; картотека пальчиковой гимнастики; картотека физкультминуток. Образовательная зона: картотека рассказов и сказок для пересказывания; картотека загадок( народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко») ; подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности; картинный материал по всем лексическим темам; словесные игры; . наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы; подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка( предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и т. д. ) ; схемы для определения позиции звука в слове; «звуковые пеналы»( для построения звуковых схем слов) ; предметные картинки( звук в начале слова, в середине слова, в конце слова) . Зона методического сопровождения. Рабочее место логопеда Информационная зона: график работы логопеда; сетка занятий; консультации для родителей Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ. Мне бы хотелось отметить, что этом году педагоги нашего ДОО привнесли в групповые прогулочные участки элементы тематики, сделать их объектом развивающей среды. Был разработан проект «Своя изюминка», в соответствии с которым участок каждой группы стал индивидуальным. Были подобраны методические рекомендации и дидактический материал по использованию развивающей среды тематических площадок, что бы прогулка для детей превратилась в увлекательное и полезное мероприятие. 6 слайд. Так, участок старшей группы выдержан в теме «Веселая математика» Дети других групп имеют возможность поиграть в развивающие игры, математические классики, лабиринты. Кроме этого подобран методический материал для организации познавательной деятельности детей. 7 слайд. На участке средней группы – «Казачье подворье» дети смогут рассмотреть женский народный костюм, познакомиться с элементами быта казаков. 8 слайд. Участки первых младших групп выдержаны в морской тематике, украшены морскими флажками, рыбками, дельфинами, песочницы сделаны в виде кораблей. 8 слайд. Участок второй младшей группы выполнен в африканских мотивах- « Чунга- Чанга ». Здесь лианы и обезьяны, слоны и жирафы, даже навес над песочницей имитирует жаркие страны. 9 слайд. Следующий участок – «Сказки Востока». Песочница задрапирована тканью в виде шатра, по павильону гуляют верблюды, а на входе стоит охранник. 10 слайд. В детском театре «Арлекин»- летний зрительный зал, афиша с анонсами спектаклей, маски Мельпомены. 11 слайд. На участке средней группы «Уголок России» песочница стилизована под русскую березку, все оформление выдержано в этом стиле. 12 слайд. Участок «Страна детства» служит фоном для организации веселых детских игр, создает праздничное настроение. 13 слайд. Развивающая среда английского уголка способствует расширению кругозора детей, приобщению их к миру английской культуры, знакомству с английскими символами, терминами, позволяет проводить развлечения на английском языке на свежем воздухе. 14 слад. Т ематическая площадка «Ярмарочная площадь». На специально оборудованных стеллажах выставлены элементы русского декоративно- прикладного творчества. Дети имеют возможность познакомиться с хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписями, каргопольской, калининской, богородской игрушками, матрешками, павлово- посадскими платками, а также изделиями нашей местной Борисовской фабрики керамики. 15 слад. Этнографический уголок обеспечивает знакомство детей с русским бытом, обычаями, обрядами наших предков, позволяет приобщиться к этнокультурным ценностям родного края. В 2014 году этнографическая площадка была полностью переоборудована, из дуба сделаны забор, стол и скамьи, колодец, дорожки из спилов дерева. Площадка стала стилизованной, красивой. Здесь воспроизведены элементы быта крестьянского подворья: русская печь, фигуры домашних животных( коровы, лошади, курицы с цыплятами) , фигуры бабушки и дедушки в национальных костюмах, пчелиные ульи. В деревенских уголках можно разыгрывать сказки, играть самостоятельно, учиться «доить» корову, «запрягать» лошадь, ухаживать «за пчелами». В теплое время года здесь приятно устраивать чаепитие с детьми и родителями. - Таким образом, предметно- развивающая среда, созданная в нашем детском саду, отвечает требованиям эстетики, имеет развивающую направленность, способствует созданию условий для наиболее полного раскрытия возможностей и индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Оставить комментарий: