Развитие интеллектуальных особенностей у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 13:21:32 15-04-2020

Автор: Нечаева Ольга Александровна

Содержание
Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Закономерности развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в психолого - педагогической литературе……….6
Выделение показателей и критериев оценки уровня интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Характеристика уровней одарённости…………………………………….12
Глава 2
2.1. Актуальный опыт работы по формированию элементарных математических представлений с детьми среднего дошкольного возраста……………………..16
2.2. Детская одарённость. Актуальность исследования склонности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….19
Глава 3.
3.1. Общие подходы к диагностике детей дошкольного возраста……………..22
3.2. Описание диагностического исследования…………………………………26
Выводы по исследованию………………………………………………………...30
Список используемой литературы……………………………………………….32

 

 

 

 


Введение
Современная система образования в нашей стране заинтересована в том, чтобы у каждого представителя подрастающего поколения от дошкольника до студента были максимально развиты черты, характерные для личности у которой есть свои способности и склонности, создающие ее индивидуальную неповторимость.
Проектировать развитие личности воспитанников с учетом их индивидуальных способностей на близкое и отдаленное будущее, требует от педагога не только владения системой средств и методов формирования личности, но и умения правильно разбираться в том, что представляет собой каждый воспитанник, чем особенно он одарен, к чему больше прослеживаются склонности. Какие способности в интеллектуальном или физическом плане преобладают в личности дошкольника. Воспитатель должен уметь оценивать актуальные и потенциальные возможности ребенка для того, чтобы:
- Выявить индивидуальные способности, наклонности, одаренности в разных направлениях развития личности.
- Прогнозировать и проектировать развитие личности ребенка относительно способностей наиболее ярко выраженных.
- Помочь родителям определить нужное направление в развитии ребенка на ближайшее и отдаленное будущее.
- Формировать высокий уровень развития ребенка личности в целом.
Умственное развитие- это развитие интеллекта или интеллектуальных способностей.
Знаменитый исследователь детской психологии Ж. Пиаже отдавал развитию интеллекта главную роль в развитии индивида. В классификации психического развития ребенка в центре внимания Ж.Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций – память, внимание, воображение- на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.
В процессе умственного или интеллектуального развития детей в группе, я отметила, что некоторые дошколята очень легко на занятиях по математике выполняют задания, отвечают на вопросы, быстро и правильно выкладывают раздаточный материал. И весь процесс обучения на занятиях им даже не интересен. В то время как подавляющее большинство других

детей действительно учатся, пытаются понять, запомнить, подумать, ответить на вопрос. И демонстрируют результат только после определенного проведенного объема обучающей работы. И занятия по формированию элементарных математических представлений для этих детей действительно проходили как усердная умственная деятельность по усвоению учебного материала.
Основываясь на наблюдениях за детьми с явно высокими показателями интеллекта, я решила с помощью диагностических методик, выяснить как высоки интеллектуальные способности моих воспитанников.
Программа « Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой по которой работает наше МБДОУ предлагала методику диагностики освоения определенного количества математических понятий для каждого возраста - счет , ориентировка в пространстве, знание цветов и геометрических фигур, умение различать множество по 2, 3 признакам и по ним же выделять. Диагностировать уровень интеллектуального развития « Своих гениев» с помощью данного инструментария я не смогла так как диагностика, представленная в программе такие задачи не решает. Результаты диагностики освоения программы по формированию элементарных математических представлений не отражали потенциальных интеллектуальных способностей детей.
Цель исследования: Создание диагностической методики направленной на выявление интеллектуальных способностей детей, демонстрирующих повышенные результаты в освоении программы по формированию элементарных математических представлений.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по развитию интеллектуальных способностей детей среднего возраста.
Выделить показатели уровня интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Создать методику диагностики уровня интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Определить уровень интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Составить методические рекомендации для родителей, с целью актуального и потенциального развития детей с высокими интеллектуальными способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1
1.1 Закономерности развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его « умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители, ( а порой педагоги) думают, чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоке информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление.
Пятилетний ребенок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно- образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей младшем школьном возрасте деятельности- учебной. Важное значение при этом будет формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование А.П. Усовой, обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя словесно-речевое развитие. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере владения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами ( визуально- пространственными, чувственно- сенсорными, словесно-символическими).
Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного «языка» представления информации на другой и обратно. Отражение действительности разными способами –это отражение с помощью задействования во время мыслительной деятельности всех познавательных процессов. Интеллектуальное развитие ребенка определяется комплексом познавательных процессов: память, восприятия, мышления, воображения.
-- Непроизвольное внимание возникает без сознательно поставленной цели, и преобладает у пятилетнего ребенка. Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребенка со взрослым. Первый, кто обратил на это, был советский психолог Л.С. Выготский.
Важнейшими характеристиками внимания являются устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания- возможность сосредоточения одновременно на двух и большем различных объектов.
-- Восприятие у ребенка развито буквально с первых месяцев жизни. К 4-5 годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов( он называет различные геометрические фигуры).Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразие обозначения пространственных отношений.
-- Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения- произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Воображение ребенка часто носит репродуктивный характер. Оно помогает 5-ему ребенку представить, о чем говорит педагог, что написано в книге, чего еще не было в непосредственном опыте, памяти ребенка. Но воображение ребенка этим не ограничивается. В процессе создания образов 6-ий ребенок пользуется как комбинированием ране полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений. К числу наиболее доступных для ребенка приемов преобразования действительности относится изменение величин предметов, доходящее до крайности.
Ребенок создает и новые образы, приписывая предметам несвойственные им качества. В 5 лет ребенок только подходит в своем развитии воображения к этим характеристикам.
--У ребенка 4-5 лет память является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Двигательная и эмоциональная память, так же актуальна в этом возрасте. Двигательная память детей этого возраста позволяет им не только освоить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, высокой степени.
Высокого развития достигает у пятилетнего ребенка эмоциональная память. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неотделима от образной, наглядной. Этот вид памяти хорошо развит у 5 летних детей и составляет его основу. Развитие памяти проявляется не только в значительном расширении и углублении круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных образов к обобщенным представлениям, и понятиям. В большинстве эти явления не присуще пятилетним детям. Образование понятий, по мнению ученых, играет ключевую роль в процессе интеллектуального развития, также подразумевает включение чувственно-сенсорных впечатлений, образных представлений, словесно-речевых( знаковых) определений.
-- Мышление ребенка связано с его знаниями. И к 5 годам его умственные кругозор уже достаточно высок. В исследованиях, проведенных Н.Н. Поддъяковым и его сотрудниками, выявлены интересные данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции. Первая – в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире.
Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предложений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается- они уточняются, проясняются в определенные знания. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и формы мыслительной деятельности: понятие, суждение, умозаключение. Обобщение понятий, суждения, умозаключения доступно к 6-7 годам. Мышление 5-летнего ребенка, такие мыслительные операции в полной мере не свойственны.
- Речь теснейшим образом связана с мышлением ребенка. 5 лет- период чрезвычайно интенсивного ее развития. Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевой деятельности отходит на задний план, заслоняется задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения. Акцент перемещается на смысловую сторону речи.(семантику) Значительное расширение круга общения ребенка 5-ти лет ведет к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Поэтому овладение понятиями и их значениями происходит только к 6 годам. Применять обобщение в речи доступно в большинстве детям 6-7 летнего возраста.
Итак, проанализировав педагогическую и психологическую литературу, я выяснила, что интеллектуальные способности находят отражение в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, проявляются в особенностях развития речи ребенка, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.
По мнению А. Эйнштейна в основе любой формы мышления, т.е интеллекта лежит воображение.
Первая составляющая. Воображение- это способность представить, то чего не наблюдаешь в настоящий момент.
Вторая сопоставляющая интеллекта - способность логического мышления- строить логические связи.
Третья составляющая интеллекта – это постановка цели. Когда ребенок способен поставить цель, это значит, познавательные процессы перешли из непроизвольных в произвольные. Данный переход – самое важное психическое новообразование дошкольного периода, как правило, происходит к 7 годам.
Четвертая составляющая интеллекта – память опирается на воображение и логику.
Хорошо запомнить означает правильно забыть – отправить в долговременную память, для того, чтобы извлечь и перевести снова в оперативную память. При постановки цели: запомнить- припомнить- вспомнить. Это можно сделать, используя прямые ассоциации и логические связи.
Пятая составляющая – это способность генерировать новое, творчество. Творчество- это создание нового. Новое рождается в процессе проектирования. Это более качественная, высокая степень развития интеллекта.
Шестая составляющая – это прогностические способности. Умение составлять прогнозы на основе анализа, синтеза, обобщения, классификации знаний, опыта, уровня усвоенных умений и навыков.
А. Эйнштейн выделил 4 стадии развития интеллекта.(мышления)
1. Эрудиция- владение большой базой знаний и семантикой.
2. Талант—эрудиция+ развитое воображение( фантазия)+ целеустремленность.
3. Одаренность- талант+ логическое мышление +хорошая , крепкая память.
4. Гениальность- одаренность+ высокие прогностические способности+ высокие генерирующие способности.
Изучив психологическую и педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу: интеллектуальные способности детей дошкольного возраста находят свое отражение в умении пользоваться мыслительными операциями для решения поставленной задачи- анализ, сравнение, обобщение, сопоставление, синтез. Проявляются в особенностях развития познавательных психических процессов- речь, внимание, восприятие, память, воображение, мыщление.
Вывод.
Ребенок дошкольник начинает пользоваться мыслительными операциями в полной мере к 6-7 годам, по мере перехода от непроизвольности к произвольности познавательных психических процессов. В среднем возрасте познавательные процессы не созрели для произвольности, и если ребенок 4-5 лет демонстрирует умение синтеза, анализа, сериации и обобщения на уровне старших дошкольников, то мы можем говорить о высоком потенциале логического мышления, а в некоторых случаях и об одаренности ребенка среднего возраста.
Соответственно теперь мы можем выделить критерии, показатели уровня способностей логического мышления детей среднего дошкольного возраста и охарактеризовать уровни с точки зрения выделенных критерий и показателей.
1.2 Выделение показателей и критериев оценки уровня интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
На основе психологических и педагогических особенностей развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста можно выделить механизмы работы интеллекта( мышления).
В ходе взаимодействия со взрослыми внимание ребенка приобретает произвольность после четко поставленной цели. Ребенок внимательно слушает
( воспринимает информацию). Внимание сохраняет устойчивость, концентрацию, переключаясь при этом на восприятие целой серии заданий на протяжении всей диагностики. Возникновение произвольности внимания после постановки цели взрослым устойчивое, сконцентрированное при переключении от серии к серии- правильно выполненная инструкцию на 1 и 2 этапе диагностики.
Воображение ребенка имеет воссоздающий характер. Ребенок может представить, опираясь на воссозданные образы, то о чем говорит педагог. Умение комбинировать и преобразовывать возникающие образы путем синтеза и анализа, имеющихся представлений помогает ребенку давать обобщенные понятия.
Память ребенка приобретает произвольность после постановки цели взрослым. Он способен вспомнить т.е опираясь на воображение- воссоздает образ
( опираясь на чувственный , эмоциональный опыт), из долговременной в оперативную память, преобразовывает под поставленную цель и переходит от единичного перевода к несколькими образами, строит между ими логические связи, путем подбора обобщенных образов и переходит к обобщенному представлению или понятию.
Мышление опираясь на объем четких, ясных знаний об окружающем мире помогает ребенку построить логические связи и дать простое, но логичное умозаключение по поводу выполнения им поставленной задачи.
Владение всем механизмом работы мышления помогает ребенку давать обобщенные понятия, рассуждать по поводу сделанного выбора и давать умозаключение.
Поэтому критерии оценки способности логического мышления детей среднего дошкольного возраста будут таковы:
Внимателен. Не отвлекается. Четко выполняет инструкцию воспитателя..
Опираясь на визуальную опору ( серия картинок) дает обобщающий ответ
Сохраняет внимание. Выбирает правильно..
Рассуждает о правильности выбора. Дает простое умозаключение.

Показатели уровня способностей логического мышления детей среднего дошкольного возраста.

1 уровень - Для решения задач успешно пользуется приемами мыслительной деятельности: сравнение, обобщение, классификация, синтез, сериация, обобщение. Владеет умением понимать причинно-следственные связи и выстраивает , рассуждает, простые умозаключения на их основе.
Сумма баллов максимальная.
2 уровень - Для решения задач пользуется приемами мыслительной деятельности: сравнение, классификация, обобщение. Выделяет причинно-следственные связи и выстраивает рассуждения на их основе.
3 уровень- Пользуется приемами мыслительной деятельности: сравнение, сопоставление, классификация, анализ. Выделяет причинно-следственные связи на основе возникающих образов. Визуальная память чувственных образов диктует мышлению строить причинно-следственные связи, на их основе рассуждает и делает простые умозаключения. Сумма баллов ниже среднего
4 уровень- Не пользуется приемами мыслительной деятельности. Не выделяет причинно-следственных связей. Не рассуждает. Не выстраивает простые умозаключения. Сумма баллов минимальная.
На основе выделенных критериев и показателей можно характеризовать уровни способностей логического мышления опираясь на выделенные 4 стадии развития интеллекта А. Эйнштейном.
1 уровень. Одаренный ребенок. Ребенок владеет хорошей базой знаний, активная речь имеет смысловую сторону. Развитое воображение. Познавательные процессы носят произвольный характер при постановке цели. Мыслит логично, системно имеет хорошую память. Ребенок эрудирован, талантлив.
2 уровень. Потенциально одаренный ребенок. Ребенок имеет хорошую базу знаний, но пользуется ей не в полной мере. Активная речь имеет смысловую сторону в большей части высказываний и рассуждений. Развитое воображение. Хорошо умеет фантазировать. Произвольные познавательные процессы носят фрагментарный характер, только после постановке цели взрослым.
Мыслить логично, не системно. Имеет хорошую память, основанную на чувственном опыте, непроизвольную.
3 уровень. Ребенок потенциально одаренный к творчеству и продуктивной деятельности. Ребенок имеет хорошую базу знаний, но пользуется ею, только после постановки цели взрослым. Речь активная имеет смысловую сторону в половине высказываний и рассуждений. Развитое воображение, которое подчиняет все познавательные процессы чувственным образом, представлениям, граничащим с фантазией.
Познавательные процессы непроизвольны даже при постановки цели. Мыслит логично . Имеют хорошую память.
4 уровень. Успешный ребенок. Способности к логическому мышлению не развиты. База знаний ребенка достаточно для освоения программ ДОУ. Речь активная. Воображение развито, опирается на чувственный опыт. Познавательные процессы непроизвольны. мышление наглядно-действенное. Память хорошая.
Вывод. Проводя исследовательскую работу я вплотную подошла к проблеме диагностики интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста. Изучив подходы к диагностике детей дошкольного возраста в программе М.А. Васильевой, я пришла к выводу: диагностический инструментарий образовательной программы не позволяет определить уровень интеллектуальных способностей, выделить уровни одаренности, характеристики детской одаренности в среднем дошкольном возрасте. Данное противоречие явилось аргументом и движущей силой для создания своей диагностической методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2
2.1Актуальный опыт работы по формированию элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте.

И родители, и педагоги знают, что математика - мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что при подготовке к школе - это познакомить с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать ( на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем ( система Л.В. Занкова, система В.В.Давыдова, система « Гармония», « Школа 2100» и др.) эти умения недолго очень выручают ребенка на уроках математике. Запас заученных знаний кончается очень быстро ( через два- месяц), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить( то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению « проблем с математикой».
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?
В современных, обучающих программам начальной школе важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а так же умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
В то время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы ( счет, вычислениям и т.п.).
Однако не следует думать, что логическое мышление- это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься ( даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Тем более, если эти задатки выше нормы и ребенок определенно имеет способности к математике.
Для развития математических способностей в своей возрастной группе, я организовала уголок с азбукой, цифрами и геометрическими фигурами, картотека игр для развития логического мышления, в которые дети играют вместе со мной; настольно-дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно; подборка познавательной литературы для детей « энциклопедия для малыша»,
« Большая энциклопедия для дошкольников», « Мой первый атлас», « 125 развивающих игр», счетный материал. Планируем вместе с родителями купить развивающее пособие « палочки Дьениша». Эту работу я провожу как с подгруппой детей, так и индивидуально. Закрепляем полученные знания в других видах деятельности: лепим, рисуем, читаем математические сказки ( придумываю сама). Работа интересная, насыщенная и продуктивная.
В процессе работы по развитию математических способностей, путем наблюдений, я отметила интересный факт: некоторым детям очень легко дается учебный и дидактический материал. Они с легкостью считают далеко за 100, знают числовой ряд предыдущих и последующих цифр, цвета, форму, величину освоили уже к 3 годам. До того как я начала знакомить детей способам определения величины предметов и объема жидких тел, эти дети казалось, знали это, т.к. легко и просто повторяли действия, давали комментарии, рассуждали и делали умозаключения. В то же время творческие, продуктивные виды деятельности не вызывали у них энтузиазма , и « мои математики» демонстрировали невысокие показатели. Поэтому я обратилась к теме « Детская одаренность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Детская одаренность. Актуальность исследования интеллектуальных склонностей детей среднего дошкольного возраста.

Надо сказать, что , несмотря на большую- длительную и временами широкую историю изучения одаренности на Западе и нашей стране, тем не менее терминология еще не вполне установилась. Понятие « одаренность» имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития, характеризующем каждого человека. Что одарен не сам по себе ум человека, одарена его личность. Противоположное мнение. Одаренность –это наделенный развитыми способностями человек, т.е. дан дар от рождения.
В своем исследовании приведу определение одаренности А.И. Савенковой - педагога много лет занимающегося проблемой детской одаренности.
Одаренность- это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развитые интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одаренностью характерны следующие черты:
- высоко развитая любознательность, пытливость;
- способность самому « видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая ( относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность ( в области его интересов);
- раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
Как строить развивающую работу с одаренными детьми, как определить чем они одарены, и на каком уровне.
А.И. Савенкова в пособии « Детская одаренность: развитие средствами искусства» ( Педагогическое общество России, 1999) предлагает несколько основных направлений в работе с детьми имеющими склонность к математике.
1. Определение склонности ребенка
2. Диагностика интеллектуальных способностей.
3. Организация индивидуальной работы с ребенком по усвоению знаний и развитию логического мышления в ДОУ и в семье.
4. Использование средств занимательной математики. Рекомендации родителям по организации дополнительного образования одаренного ребенка.
Для определения склонности ребенка А.И. Савенкова предлагает в том же источнике методику. Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов
« карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей.
Подробная инструкция проведения диагностики оформлена (Приложение № 11 )
В группе детей из 21 ребенка. 4 человека на протяжении всего учебного 2010-2011года демонстрировали большие успехи в математике, отличались особой любознательностью, активной речью, стремлением к рассуждению. Учебный материал осваивали в разы быстрее и качественнее. Для определения склонности, я взяла именно этих детей:
Торонов Тимур- 4г 3 мес.
Ярмаркина Алена- 4г. 10 мес.
Черепанова Арина- 4г. 8 мес.
Безруких Сережа- 4г. 6 мес.
Анализ листов ответов воспитателя и родителей показал, что трое детей имеют склонность интеллектуальную, один ребенок- склонность к творческому мышлению, у одного ребенка имеющего интеллектуальную склонность, прослеживается двигательная склонность.
Торонов Тимур- склонность интеллектуальная.
Ярмаркина Алена- склонность к продуктивному, творческому мышлению.
Черепанова Арина - интеллектуальная склонность.
Безруких Сережа - интеллектуальная и двигательная активность.
Выделив интеллектуальную склонность у детей участвующих в исследовании, закономерен следующий шаг- создание собственной методики.

Глава 3
3.1 Общие подходы к диагностике детей дошкольного возраста.


Одной из главных задач нашего исследования является вопрос о разработке диагностики и методики для диагностики интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы данная методика была научной и грамотно составлена необходимо в первую очередь в этой главе рассмотреть общие подходы к диагностике детей в психологических исследованиях.
Основы отечественной дошкольной психодиагностики заложены Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым С.Л.Рубинштейном, Б.Г.Ананьевым и другими выдающимися психологами нашей страны.
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С.Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксировало именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей. ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования, не говоря уже о том, что уравнивает всех детей в их пути развития. Это еще усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые «экзаменационные» вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий.
Целью диагностической работы с детьми является изучение и выявление особенностей развития каждого ребёнка и группы детей для последующего учёта в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения. Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!».
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие ребёнка должно быть раскрыто в его собственных закономерностях и объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение детского коллектива проводится последовательно, через определенные промежутки времени.
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другим, что оно вызывается целым комплексом причин.
Принцип развития предполагает, что взаимоотношения в группе постоянно изменяются.
И, наконец, принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно обоснованными, Такими считают методы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.
- Термин «валидность» - буквально означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий».
Критерии валидности - это основные признаки, по которым можно практически судить о том, является или не является данная методика валидной.
Такими критериями могут стать следующие:
Поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого
Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других.
Данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий.
Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства)
- Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.
- Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определённом смысле можно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов.
- Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени и получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то считается, что методика не соответствует критерию однозначности, хотя при этом частично может оставаться валидной.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям относиться сравнительно низкий уровень сознания и самосознание. Когда мы говорим о сознании, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено.
Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста Что же касается детей более старшего дошкольного возраста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возраста все же характеризуется доминированием непроизвольных познавательных процессов, и именно на такие процессы опирается ребенок, познавая окружающий мир.
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики. Как только непосредственный интерес ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста, вызываемую
прежде всего психогенными факторами.
Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Таким образом, важнейшие требования к диагностике детей дошкольного возраста:
ориентация на «зону ближайшего развития ребенка», использование результатов тестирования для организации процесса дальнейшего воспитания и обучения ребенка;
-четкое определение цели и постановка задачи диагностики;
-подбор диагностического материала с учетом возрастных особенностей дошкольника, валидности, точности, надежности диагностического материала;
-создание комфортных психолого-педагогических условий проведения диагностики, что будет способствовать наибольшей достоверности полученных результатов.

3.2 Описание диагностического исследования
Для диагностики любого психического процесса или свойства необходимо не одна, а несколько методик. Это необходимо для получения надежных результатов.
Для диагностики интеллектуальных способностей, я использовала две методики: диагностические методики были созданы мной и отвечают следующими требованиям.
Валидность- комплекс методик позволяет оценить уровень способностей к логическому мышлению у детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности : продуктивной, творческой. Так же дети выполняют различные контрольные задания, что повышает уровень пригодности данного диагностического комплекса.
Надежность- методики дают возможность получить устойчивые показатели, т.к. критерии оценки и показатели уровней выделены на основе анализа психологической и педагогической литературы, т.е. на научной основе.
Точность- измерительным инструментом в данных методиках выступает бальная система оценки. Уровни соответствуют специальной математической формуле, четко описанной методики подведения итогов. Применение математических способов для выделения уровня логического мышления, характеризует данный комплекс методик как точный.
Однозначность-данные полученные с помощью этих методик отражают именно те показатели и свойства ,которые мы выделили, основываясь на научных исследованиях. Данный диагностический комплекс ориентирован на «зону ближайшего развития ребенка». Результаты диагностики использованы для организации процесса дальнейшего воспитания и обучения ребенка.
Данные методики предусматривают так же создания комфортных психолого-педагогических условий, что способствует наибольшей достоверности полученных результатов.
Целью нашего исследования было создание методики для диагностики уровня интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что интеллектуальные способности проявляются через умение пользоваться приемами мыслительной деятельности. Такое умение в литературе называют логическими приемами мышления. Соответственно чем разнообразнее приемы, тем лучше умение, и выше уровень логического мышления. Что должен уметь одаренный ребенок среднего дошкольного возраста с высоким уровнем логического мышления? При решении поставленной задачи думать с помощью логических приемов мышления, а именно:
Сериация- построение упорядоченных возрастающих и убывающих рядов по выбранному признаку ( матрешки, пирамидки).
Анализ- выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез- соединение различных элементов (признаков, свойств),в единое целое. Анализ и синтез рассматриваются как взаимопонимающие процессы. Анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.
Сравнение- выявление сходства и различия между признаками объекта( предмета, явления, группы предметов).
Классификация- разделение множества на группы по какому-либо признаку.
Обобщение-это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.
Умозаключение- делать логический вывод после решения поставленной задачи. Дать четкие объяснения на вопрос Почему? Как?
Я определила склонности детей вошедших в экспериментальную группу.
Первый ребенок показал наклонности к творчеству.
Три ребенка с интеллектуальными математическими наклонностями, т.е дети имеют потенциальные возможности считаться одаренными детьми с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Далее при проведении диагностики по методике « Проверь себя» ( Приложение № 1) по трем сериям, я получила следующие результаты.
- Алена набрала 7 баллов-3 уровень.
- Арина-12баллов-1 уровень.
-Тимур-9 баллов-2 уровень.
- Сережа-10 баллов-2 уровень.
По второй методике « Подбери слово»( Приложение № 2 ) по четырем сериям, я получила следующие результаты .
Алена-14 баллов-3 уровень
Сережа-21 балл- 2 уровень
Тимур-20 баллов-2 уровень
Арина-25 боллов-1 уровень
По сумме набранных баллов итоговый, интеллектуальный уровень способностей детей экспериментальной группы:
Алена-3 уровень
Тимур-2 уровень
Сережа-2 уровень
Арина-1 уровень.
Интеллектуальные способности одного ребенка можно оценить, как высокие и характеризовать его как - одаренного ребенка.
Другие дети показали потенциально высокие интеллектуальные способности. Один ребенок выделился в отдельную группу. Он одарен творческими способностями, т.к. показал умение выстраивать логические связи между предметами и явлениями, не связанными между собой выделенными в критериях связями.

Вывод по диагностическому исследованию.
Результаты по проведенному исследованию в моей работе показали, что в группе есть одаренные дети. Но чаще всего мы говорим об одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая одаренность, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. В такой ситуации тем более трудно не только заметить нестандартного ребенка- трудно его оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности. Еще прибавим, что у творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчив характер, чем у « нормальных» детей, из-за чего у него не редки трудности в общении. Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, воспитатель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем , кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним- праздничной и полной непрерывного удовлетворения. Это далеко не всегда так. Многие талантливые дети на первый взгляд ни чем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в общей массе. Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодами его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.
И начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники- но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они другие- не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным особенностям. Ведь одаренность - не только подарок судьбы для отмеченных ею, но и испытание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы
1. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г. стр. 11 -16, 40.
2. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". -М.: Просвещение 1989 г.
3.Великие психологи. Серия « Исторические силуэты» Ростов- на- Дон: « Феникс»,2000-576с.
4. Гальперин П.Я. "Введение в психологию". - М.: 1976г.
5. Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий". Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.
6. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М. :
Изд.АСТ, 1997г., 8-45, 147, 155.
7.Еникеев М.И. «Психологический энциклопедический словарь»-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-560с.
8.3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
9. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. -М. : Педагогика 1988г. стр. 170-194.
10. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-32 стр.
11. Логинова В.И. "Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах". -Л.: 1964г
12. Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 1990г. стр.24-37.
13. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г.стр.
17-20.
14. Носова Е.А. "Педагогическая подготовка детей дошкольного возраста.
Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр.47-62.
15. Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 1990г. стр.24-37.
16. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет ( на
материале математики)".-М. : Педагогика 1983г. стр.7-15.
17. Обухова Л.Ф. "Этапы развития детского мышления "- М. : МГУ, 1972г.
стр.41-74.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
19. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика1981г. стр.167-168.
20. Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2т. Т.1: учебник для студентов высших учеьных заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2009.-416с.
21. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений
дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.
22. Фребель Ф. "Воспитание человека ".-М. Изд. К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.
23. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.
24. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-32 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Документы для скачивания:

54083_Razvitie intellektualnyh sposobnostey detey doshkolnogo vozrasta.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: