Консультация на тему "Народные подвижные игры в дошкольном возрасте"

Опубликовано: 15:29:23 15-12-2014

Современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью в нашем детском саду используется программа «Мы в Мордовии живем». Эта программа является комплексной образовательной программой и предлагает насыщенное образовательное содержание, нацеленное на решение целого ряда задач. Это формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности (игровой, учебно-познавательной, речевой, музыкальной, изобразительной, спортивно-двигательной), нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире. Развитию интереса у детей к культуре мордовского народа будет способствовать разучивание народных песен, подвижных игр, широкое использование их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством направлено на решение задач речевого, познавательного развития, формирования основ эстетической культуры личности дошкольника. Особое внимание я уделяю в своей работе мордовским подвижным играм, так как дети в дошкольном возрасте постоянно находятся в движении. Я творчески использую мордовскую подвижную игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждая у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. При этом я должна замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, в их поведении, определять изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные. В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «Тканье полотна», «В базар» и другие), подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В волков», «В журавлей», «В голубей» и другие). Сюжет игры обуславливает действия детей. Некоторые игры сопровождаются текстом («В ворону», «В голубей», «Ткань полотна» и др.). Бессюжетные мордовские подвижные игры содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели («Салки», «Круговой», «В котел» «В ямки» и другие). Мордовские спортивные игры направлены на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. Используя ту или иную игру, я учитываю условия работы с детьми каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития, развитие их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка и индивидуально-типологические особенности; время года, особенности режима, место проведения игры, а также интересы детей. Организуя игры с младшими дошкольниками, я учитываю, прежде всего, возрастные особенности детей. В работе с малышами чаще использую сюжетные подвижные игры. Основным их содержанием являются воспроизведение действий животных, птиц. Детей двух-четырех лет в подвижных играх привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, искать. Поэтому для малышей рекомендую совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии. В играх с текстом я не только произношу его, но и проделываю движения, а дети подражают мне.  Игры могут быть на разные виды движений, например, с бегом, а затем с ходьбой. Подбирая игру, необходимо учитывать состояние детей, их физическую и психологическую нагрузку перед игрой с тем, чтобы не допускать переутомления.  Начинать игру следует с создания интереса к ней. Тогда дети лучше усвоят правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Для малышей характерно эмоциональное восприятие образа, данного в игре, поэтому я могу внести игрушку, палочки – атрибуты. Хороший результат дает мини-сказка, рассказанная перед игрой.

  Одна из любимых игр детей «Гуси и волк» ( «Мацикс да врьгазкс»)

  Играющие выбирают хозяина и волка, остальные - гуси. На одной стороне площадке чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой- прячется волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями: - Гуси-лебеди, домой! - Серый волк под горой! - Что волк там делает? - Костер разводит, вас жарить собирается! Как хотите, убегите, но себя поберегите!   Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят их игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

 Правила игры: Гуси должны летать по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Как хотите, убегите, но себя побере

Оставить комментарий: