a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр по ФЭМП подготовительная группа

Автор: Гутова Надежда Юрьевна Опубликовано: 2020-04-26 09:45:10

Документы для скачивания

Дидактические игры по математике Количество и счёт Средняя группа «Правильный счет» Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Материал: мяч. Описание:  дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке( прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку. « Много- мало » Цель:  помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». Описание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много( мало) . Например: стульев много, стол  один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет- 7, а красных- 5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать? Старшая группа «Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором- 3, на третьем- 4, на четвертом- 5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание. «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память. Материал. Цветные косынки( красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук. Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд- это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз. Старшая группа «Назови «соседей» числа» Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10 Материалы: Карточки с изображением кругов( от 1 до 10) , наборы из 10 карточек с кругами( от 1 до 10) . Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов( от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами( от 1 до 10) . Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа- числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа». Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов. После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями. Величина Младшая группа «Длинное- короткое» Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала( разноцветные ленточки, полоски) . Педагог достает две игрушки- плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую- поясок для Кати, другую длинную- поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины- длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски- длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная. «Широкое- узкое» Цель: формировать представление «широкое- узкое». Содержание. д ети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски- широкая и узкая( одинаковой длины) . По широкой полоске( дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой- только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами «Три медведя» Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. Оборудование. У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки. Ход игры. Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает' : «Жили- были три медведя. Как их звали? ( Дети называют) . Кто это? ( Ставит силуэт Михаила Ивановича) . Какой он но размеру? А это кто? ( Настасья Петровна) . Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? ( Маленький) . Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? ( Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя») . Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? ( Дети устраивают ему комнату) . А эти предметы для кого остались? ( Для Настасьи Петровны) . Какие они по размеру? ( Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки) . Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? ( Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки) . Средняя группа « У кого хвост длиннее? » Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», " длиннее" , " широкий" , " узкий. Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини- Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни- Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д. Старшая группа «Сложи дощечки» Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2- х направлениях: по убыванию и возрастанию. Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки. Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд( одна по убывающей ширине, другая по возрастающей) . По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно. «Новогодние елочки» Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты( одного из параметров высоты) . Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. ( елки могут быть изготовлены их картона на подставках) . Узкие картонные полоски той же длины. Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку( показывает прием измерения) ». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам. Масса Подготовитнльная группа «Что тяжелее» Цель: обучение умению сравнивать предметы по тяжести Материалы: два одинаковых ведерка и коробочка с морской галько й( пуговицами) Способ выполнения: педагог организует беседу: - Как вы думаете, какое ведерко тяжелее: где много камешков или где мало? Возьмите оба ведерка в руки. Какое из них тяжелее? - Что надо сделать чтобы ведерки стали стали одинаковыми по тяжести? ( Либо убрать камешки из того ведерка, где много, либо добавить в то где мало. ) Педагог обсуждает с детьми оба варианта и предлагает на практике убедиться, что оба- подходят, нов первом случае оба ведерка станут легче, а во втором- тяжелее. Тяжесть ведерка дети прикидывают на руках. , самостоятельно определяя, где тяжелее. Вариант 1 Эти упражнения можно провести с водой. Воду можно наливать в ведерко кружкой, чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка. Вариант 2. Можно предложить продумать, как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Если ребенок догадается, что нужно наливать воду по очереди в каждое ведерк о( кружку- в одно, кружку- в другое) . То он сможет самостоятельно сделать выводы: надо наливать в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведерки будут одинаковыми по тяжести. « Узнай где больше» Цель: о бучение оценке массы визуального и с помощью мерки. Материалы: стеклянные банки, картонный пакет из- под сока, стакан, вода Ход: педагог оказывает пол- литровую банку с водой и картонный пакет из- под сока с водой. - Кто может сказать, сколько стаканов воды в этой банке? В этом пакете? Педагог подводит детей к выводу о том, что легче высказывать предположение, если вода налита в прозрачный сосуд, но на «глаз» трудно определить точно. Затем желающие измеряют воду в обоих сосудах, используя стакан. Педагог снова обращает внимание детей на технику отмеривания: воду надо наливать одинаков о- « по край» Средняя группа « Веселые гномики » Цель: о бучение детей использованию заместителей при сравнении масс. Материал: 3 мешочка одинаковых по внешнему виду, но разной тяжести. Ход: педагог показывает игровой сюжет: Я расскажу вам про весел ых гномов. Они очень трудолюбивые. Добывают разные красивые камешки и носят к себе домой в мешочках. Но вот мешочки у них разной тяжести: оди н- тяжелый, другой- полегче, третий- совсем легкий. Чтобы работы было поровну, они все время меняются мешочками, пока идут. Но вот сели отдохнуть, мешочки поставили рядом и зыли, где самый тяжелый, где полегче, где самый легкий. Давайте им поможем. - Обозначим кружочками мешочки по тяжести. Кто догадался, какому мешочку должен соответствовать самый большой кружок? ( Самому тя желому) . Самый маленький? ( Самому легкому. ) А средний? ( Среднему. ) Педагог предлагает детям 3 мешочка. Они могут быть заполнены песком, мелкими камешками. Дети «взвешивают» мешочки в руке и распределяют кружки, ориентируясь по своим ощущениям; кружки можно приколоть к мешочку булавкой. Задание повторяется несколько раз, чтобы дать возможность нескольким детям поработать. Дети проверяют друг друга. Затем можно использовать и обратный – педагог кладет кружок, дети должны выбрать их трех мешочков тот, который ему соответствует Геометрические фигуры Младшая группа «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) . Ход: Д ети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном- геометрические формы, на втором- предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам. Срдняя группа «Подбери по форме» Цель:  учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. Материал:  по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм,  карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета( большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) . Описание:  детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? ( далее этот вопрос повторяется с показом других фигур) . Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку. " Лото" Цель: освоение умений выделять различные формы. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры. Старшая группа «Назови свой автобус» Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером, Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. ( марки автобусов) . Дети садятся в автобусы( становится в 3 колонны за стульями Педагог- кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка! » дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2- 3 раза. Подготовительная группа «Мастерим геометрические фигуры» Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Материалы: наборы счетных палочек, веревочки( шнурки) Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек. Жили- были два брата: Треугольник с квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Тот кричит ему: - Смотри, ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, У тебя же их четыре. Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры. Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на углы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал: - Приятных, Я желаю тебе снов! Спать ложился ты квадратом, А проснешься без углов! Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. ( Круг) . Дети делают круги из веревочек. Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел – нет квадрата. Онемел … Стоит без слов. . Вот так месть. Теперь у брата Восемь новеньких углов! Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры. Арифметические задачи Подготовителььная группа «Найди свой вагон» Цели: развивать умение применять знания в действии, обдумывать, контролировать, устранять ошибки; познакомить детей с действием сложения, со знаком «+ », обозначающими это действие; закрепить порядковый счет, умение находить место цифры в ряду, понимать вопрос( Какой по счету? ) ; показать принцип образования натурального ряда чисел: в результате увеличения на 1 получается число, то есть последующее. Материалы: карточки с примерами, макеты вагонов. Содержание: детям дают карточки в виде примеров: 2+ 1; 3+ 1; 4+ 1; кроме 1+ 1. Они делятся на две команды по 10 человек, им предлагается по гудку паровоза отправиться в Страну знаний. Нужно обежать «змейкой» цветные прямоугольники с цифрами( вагоны) , выложенные в ряд на полу, и, решив свой пример, найти номер своего вагона, встать в него. Когда дети обеих команд найдут свои вагоны, педагог просит назвать его номер и проверяет правильность решения примера, подводит детей к выводу, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Дети осуществляют порядковый счет. Вопрос: вагон с каким номером остался без пассажира? Движение: бег «змейкой» между предметами. Правила: детям нужно быть внимательными при нахождении номера вагона, знать, что каждое последующее число увеличивается на единицу. При беге не задевать детей, вставших на свое место, работать быстро; счет осуществлять последовательно, отвечая на вопрос: «Какой по счету синий вагон? » и т. д. При последовательном пересчете друг за другом уметь на слух определить, номер какого вагона не был произнесен. Если дети не догадались, счет повторить. Старшая группа группа Цепочка примеров Цель: упражнять в умении производить арифметические действия Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+ 2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т. д. «Примеров много, ответ один». Цели: Закрепить состав числа в пределах 10. Учить детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Игровой материал: игровое поле, 2 набора карточек с цифрами( большого и маленького размера) . 259715186055 Варианты заданий: 1. Взрослый выкладывает на середину поля большую карточку с цифрой( например 8) и спрашивает: - Ваня как можно составить число восемь из двух других чисел? ( Ребёнок должен положить в пустые кружочки с двух сторон маленькие карточки с цифрами так, чтобы в сумме получилось число 8. - А как Оля образует число восемь? и т. д. 3034665242570 2. Решать арифметические задачи используя картинки и карточки с цифрами. Например: на пустые кружочки кладутся карточки с цифрами 4 и 3 напротив друг друга. Взрослый говорит условия задачи: - Под кустом сидели 4 улитки к ним приползли ещё 3 улитки. Сколько улиток спряталось под кустом? ( Ребёнок должен сосчитать и положить в середину игрового поля большую карточку с цифрой) . Аналогично можно составлять задачи на вычитание. 3. Можно предложить ребёнку самому придумывать задачи. Средняя группа Упражнение «Сколько» Задачи: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послу шать стихотворение: Вот жаворонок с нивушки Взвился и полетел. Вы слышите, как весело Он песенку запел? Три зайца от охотника Прыжками в лес бегут, Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут! Две лодочки по озеру Широкому плывут; Гребцы сидят на лавочках И весело гребут. Четыре скачут лошади, Во весь опор летят, И слышно, как по камешкам Подковы их стучат. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей? Средняя группа Сложение и вычитание Цель: Подводить детей к пониманию смысла действия сложения и вычитания. Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника, цифры от «1» до «9», знаки «плюс», «минус». Содержание игры: Педагог выкладывает перед детьми фигуры и спрашивает: что может означать запись «2+ 3»? Составляя различные группы, соответствующие этой записи, дети глубже осознают смысл действия сложения: два больших желтых круга и три маленьких зеленых круга, два больших желтых круга и три больших желтых квадрата, два больших желтых круга и три маленьких зеленых треугольника. Что бы ни входило в группу, ее общая количественная характеристика постоянна, а символическая модель( 2+ 3) отражает общее свойство всех составляемых групп независимо от формы и цвета ее объектов. Пространство Младшая группа «Спрячем и найдем» Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. Оборудование. Разные игрушки. 1- й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку( полка должна быть открытой) . А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка. 2- й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх- наверху нет, посмотрю вниз- внизу нет. Пойду дальше» и т. п. 3- й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто- либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату. Средняя группа «Кто где» Цель:  учить различать положение предметов в пространстве( впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху) . Материал: игрушки. Описание:  расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д. Старшая группа «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого ребенка картинка( коврик с узором) . Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу- круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу- овал, в правом нижнем углу- прямоугольник, в середине- круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг- от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу- волнистые линии, справа и слева- по одной волнистой линии с листочками и т. д. Подготовительная группа «Поможем Элли вернуться домой» Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями. Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой: 3 4 5 1 2 Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1( В котором размещен текст с заданием на счет) . Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку( слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Дети находят в группе конверт с цифрой 2( с заданием) . Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно. «Рисуем дорожку к участку» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Материалы: листы бумаги с изображением плана территории Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\ сада( здание и участок д\ сада) . Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания: - придумайте, как мы будем обозначать направления движения. ( Прямой линией со стрелкой) - положите треугольник посередине листа- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника. - положите круг посередине одной из боковых сторон листа( участок другой группы) Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга. - уточните дальнейшее направление движения до участка- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку. Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\ сада до участка, используя пространственные понятия. «Линии и точки» Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. развивать внимание, мыслительные операции, воображение. Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши. Ход игры: В оспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии( клеточки) . Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. ( Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек. Время Младшая группа «Наш день» Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается( утро) , обедает( день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию( утро или вечер) . Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной: Кукла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя. Средняя группа «Когда это бывает» Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку. Материал: картинки по временам года. Описание:  Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2- 3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием. Старшая группа «Вчера, сегодня, завтра» Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Ход: Д ети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера! » Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. «Части суток» Цель: упражнять детей в различении частей суток. Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь. Содержание. В оспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого- либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. 1. Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят… 2. Случится в солнечный денек Ты в лес уйдешь поглуше Присядь попробуй на пенек Не торопись … П ослушай… 3. Вот уж вечер. Роса. Блестит на крапиве. Я стою на дороге, Прислонившись к иве… 4. Плакали ночью желтые клены: Вспомнили клены, Как были зелены… Подготовительная группа «Назови скорей» Цель: формирование знании о днях недели. Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому- либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера? »( Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей) .

Оставить комментарий: