a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы

Автор: Александрина Елена Владимировна Опубликовано: 2020-05-15 20:58:56

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВ ИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ ». Введение «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в современном обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В д/ с «Теремок» г. Цимлянска, данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. С введением в действие ФГОС( Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Одним из важнейших условий развития современного общества является воспитание успешных, социально- ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания современных детей в России является патриотическое воспитание. Современный воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому я рассматриваю ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания. Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного. Изучив разнообразные методы работы, я пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе выбрала тему «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях организации проектной деятельность». Актуальность опыта работы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье. А нализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о не разработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения. Поэтому выбранная нами тема является актуальной проблемой нашего дошкольного образовательного учреждения. Цель: создание педагогической системы, направленной на формирование представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи. Задачи: формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города. формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. развивать бережное отношение к городу и к своему району ( достопримечательности, культура, природа) . развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, донскому краю, стране. воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому. Для достижения данной цели поставила следующие задачи этапов реализации деятельности: 1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме. 2. Создать предметно- развивающую среду в группе( создание патриотического центра в группе, подбор дидактических игр нравственно- патриотическому воспитанию) . 3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 4. Провести мониторинг с целью определения эффективности работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. 5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Теоретической основой опыта стали работы К. Д. Ушинского, который отмечал, что  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин  «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно- патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковский, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и другие. Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города ( а через него Отечества) , связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка ( Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и другие) , осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода ( С. А. Козлова, О. А. Князева, Е. С. Шукшина и другие) , восприятия детьми мира предметов ( О. А. Артамонова) , формирования знаний о трудовой деятельности взрослых ( М. В. Крулехт)  и т. д. Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно- патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры: • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя; • Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств; • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности. Этапы работы над опытом: На первом этапе мною были изучены методические, нормативно- правовые документы по проблеме взаимодействия с детьми, с целью повышения своей компетентности. Предметно–развивающую среду в группе организовала с учётом ФГОС, способствующую развитию у детей познавательного интереса. Работая в данном направлении, стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, мобильной, вариативной, полифункциональной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности. В группе создан центр патриотического воспитания, который соответствует программным требованиям и целям патриотического воспитания старших дошкольников. Подготовлен видеоматериал и создан комплекс детских презентаций на электронном носителе, буклеты, разработаны дидактические игры и развивающие задания. Информационно–компьютерная технология позволяет мне более качественно проводить воспитательно–образовательный процесс, использовать Интернет – ресурсы, выходить на более профессиональный уровень. П риступая к работе, мы провели диагностику – обследования на выявление следующего: Исторические памятники нашего города Социально- культурные учреждения города Цимлянска Улицы нашего района Предприятия и учреждения нашего города Символы родного города и нашей Ростовской области Результаты диагностики- обследования на начало учебного года были следующие:  ( начало года) Результаты диагностики на начало учебного года показали следующее: что дети дошкольного возраста не ориентируются в нравственных проблемах, связанных с патриотическим воспитанием. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о том, что дети не получают достаточных сведений об истории возникновения своего родного города, его достопримечательностях, об архитектурных особенностях зданий города, о деятелях культуры и знаменитых земляках. Таким образом, результаты диагностики были недостаточно высокими. На втором этапе была проведена основная работа. На мой взгляд, основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Во- первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во- вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Свою систему работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из тематических блоков. Использование метода проектов в патриотическом воспитании можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы. - родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания. - деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. Поэтому, проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию распределена мною по следующим блокам: 1 блок – Моя семья 2 блок – Мой детский сад 3 блок – Родной город 4 блок – Родная страна 5 блок – Жить – Родине служить К каждому блоку были разработаны и реализованы образовательные проекты, приуроченные к памятным датам. Организация проектной деятельности происходила с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носили краткосрочный характер. Например, в блоке «Моя семья», происходила реализация таких проектов, как «Мое имя – моя гордость», где активное участие родителей позволило реализовать проект за неделю. К подготовительной к школе группе проекты были исследовательскими и носили уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирали исторические факты и события. Участие в проектах свободное и добровольное. Блок «Моя семья» Исходным элементом воспитания нравственности и патриотизма, я считаю, чувство любви к матери, родным и близким; ощущение ребенком сердечного тепла, которым он окружен. Проект «Дом, в котором я живу», реализованный в средней группе, способствовал формированию духовно–нравственного отношения и чувства сопричастия к родному дому, семье, городу. Проект «Мое имя – моя гордость! », реализованный также в средней группе, направлен на формирование позитивного отношения к своему имени, помощи детям в самосознании и принятии себя. Проект для старшей группы «Нарисуй пословицу» позволил собрать иллюстрированную картотеку пословиц и поговорок о семье. В пословицах ярко проявляется народная мудрость. Краткие изречения ёмко передают те самые семейные ценности, которые в большинстве своем утеряны в обществе и требуют возрождения. Иллюстрации к пословицам дети нарисовали под руководством своих родителей и презентовали в группе. Запоминая пословицы о семье, дети развивали не только память, но и усваивали их мораль. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В подготовительной группе мы с детьми и родителями реализовали проект « Моя родословная» Проект позволил развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию о своем роде. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к традициям в семьях, сохранению вертикальных семейных связей. Блок «Мой детский сад» Дети проводят в детском саду много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. В своей работе я учу детей принимать активное участие в жизни группы и детского сада: заботиться о сохранности игрушек, украшать группу к праздникам. В средней группе был реализован проект «Новогодняя игрушка своими руками». Дети совместно с родителями изготовили игрушки и украсили группу к празднику. В старшей группе нам поручили ухаживать за огородом, на котором мы самостоятельно выращивали урожай для всего детского сада. В подготовительной группе дети участвовали в театральных постановках спектаклей для малышей, отстаивали честь детского сада на городских конкурсах детского творчества, формируя тем самым у детей чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Блок «Родной город» При работе в данном направлении моя основная задача, как педагога – показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Проект «Мой любимый город Цимлянск» был реализован в подготовительной группе. Вместе с детьми мы отобрали 7 наиболее значимых для них мест родного города, которые могут носить гордое звание «Чудо города Цимлянска». Каждый ребенок самостоятельно добывал информацию о достопримечательности, оформлял работу и затем презентовал ее.   Одно из слагаемых нравственного воспитания – бережное отношение к родной природе. Наблюдая за трудом взрослых на прогулках, я формирую представления дошкольников о многообразии профессий в нашем городе, ухаживая за посадками в огороде, за растениями на участке, я знакомлю с растительным миром нашего края. В рамках проекта, проведенного в старшей группе, « Хлеб – всему голова», мы самостоятельно посадили и вырастили пшеницу и рожь, посетили пекарню, оформили мини- музей хлеба в группе. В старшем дошкольном возрасте был реализован проект «Мир камней», в ходе которого была собрана коллекция камней и минералов нашего региона. Проект позволил не только развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, но и воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Блок «Родная страна» Специально организованная среда дает возможность детям познакомиться со столицей и другими городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. Каждый год принимаем участие в днях воинской славы и памятных датах. В день Российского флага проводились тематические занятия, конкурсы рисунков на асфальте. Ко дню народного единства мы организовали выставку рисунков «Россия звучит гордо! » Воспитание любви к своему Отечеству я старалась сочетать с гуманным отношением к людям разных национальностей, уважительным отношением к их традициям и обычаям. В год проведения зимней Олимпиады в Сочи, наш детский сад реализовал проект «Малая Олимпиада». Дети узнали об Олимпийском движении, его истории и видах спорта. Вместе с детьми мы испытали гордость за победы российских спортсменов, за нашу родную страну. Участие детей в социальных акциях способствует воспитанию нравственных чувств – сострадания, сочувствия, взаимовыручки. Блок «Жить – Родине служить» Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитание любви и уважения к защитникам Родины, являются необходимым условием воспитания патриота и гражданина России. Проект «Жить – Родине служить» познакомил детей с историей, культурой, традициями нашей армии, способствовал воспитанию патриотических чувства относительно своей Родины; приобщению к духовным и историческим ценностям своего народа. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи( прабабушек, прадедушек) , я стремилась привить такие понятия как «Долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг». Для этого в ходе проекта «Наши деды надевают ордена» в подготовительной группе дети изучали боевое прошлое своих прадедов. В результате, в нашей группе была издана «Книга памяти», в которой собраны фотографии воевавших родственников воспитанников и рассказы об их судьбе. Ее цель объединить работу детей, их родителей и педагога, показать то, что родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. В год празднования 73, 74- летия Великой победы совместно с детьми и родителями был реализован проект «День Победы». Дети изготовили поздравительные открытки к 9 мая и поздравили жильцов своего дома, прикрепив открытку к двери своего подъезда. Некоторые ребята поздравили ветеранов на Мемориале, установленном на братской могиле, в которой похоронено 154 советских воина, погибших в годы войны 9 мая. Участвовали в ежегодной гражданско – патриотической Всероссийской акции с международным участием «Красная гвоздика» посвященная 73 и 74 и 75 годовщине Великой Победы. На втором формирующем этапе нами использовались следующие методы развивающего обучения: метод акцентирования деталей метод вызывания адекватных эмоций метод тактильно- чувственный метод оживления детских эмоций с помощью литературных произведений метод музыкального сопровождения Приёмы: прием  «рассказ- образец личностного отношения педагога»  по фрагменту открытки, фотографии узнать памятники, социально- значимые объекты, достопримечательности родного города и рассказать о них. После неоднократного применения рассказа- образца личностного отношения к достопримечательностям родного города, мы заметили, что речь детей значительно обогатилась; прием точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например:  «Прежде чем ответить на вопрос, что это за памятник и где он находится, внимательно посмотри, на фотографию или открытку, и назови памятник, кому он посвящён, расскажи о нём, и покажи на карте его место нахождения». Игровые приемы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о достопримечательностях города Цимлянска:   «Кто расскажет лучше, интереснее? ». Обучали детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей; прием пояснения; прием сравнения. Вводили в процесс постепенно. Вначале давали для сравнения характерные особенности старого и современного города ( как выглядели и одевались люди, как и где работали, во что играли дети, старинные и современные улицы) . Также в своей работе использовали: игровые обучающие ситуации; сюрпризные моменты; поисковую деятельность; модели; авторские пособия для занятий и дидактических игр. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.   Родители – первые помощники во всех наших педагогических начинаниях. Родители принимают активное участие в проектах: исследуют и добывают информацию вместе со своими детьми, учат стихи и песни, выступают на развлечениях, участвуют в театральных постановках. В рамках проектов всегда проводится большой консультативный блок: анкетирование, издаются буклеты для родителей, проводятся мастер- классы. Регулярно организовываю мастер – классы с родителями по изготовлению красных гвоздик, на Георгиевской ленте, которые дети при проведении акции «Красная гвоздика», раздавали людям старшего поколения в преддверии празднования 9 мая. Провожу фотоконкурсы( сотворчество детей и родителей) , ярким и запоминающимся для детей и родителей был конкурс «Город, в котором я живу»( фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему) . Регулярно организована выставки рисунков( сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, как Цимлянская земля» В апреле- мае каждый год провожу акции: «Пусть наш город будет чистым! », в которой родителям и детям предлагается очистить от мусора путь следования к детскому саду, участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада и окружающей территории детского сада, посадке цветов. В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. Вывод: Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно- воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. Использование проектного метода в системе нравственно- патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. В результате была спроектирована воспитательная модель нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Воспитательная модель нравственно- патриотического воспитания дошкольников 39204901138555 дети 00 дети 399669010795 воспитатель 00 воспитатель 5825490582295 Специалисты ДОУ 00 Специалисты ДОУ 1969770673735 родители 00 родители 336105547942500348043562547500553656545021500348297512007850033686751350645005584190134810500445135085153500464820084836000- 499110839470 Моя семья Мой дом 00 Моя семья Мой дом 11779251810385 Мой детский сад 00 Мой детский сад 64350901900555 Родная страна 00 Родная страна 81495901219200 Жить – Родине служить 00 Жить – Родине служить- 4991101979295 Семья, семейные традиции, родословная 00 Семья, семейные традиции, родословная 5536565117538500542417060325000336042047879000866140174498000783145521494750011880852974975 Моя группа, мои друзья. Профессии и труд людей работающих в детском саду 00 Моя группа, мои друзья. Профессии и труд людей работающих в детском саду 64503303066415 Столица, главный город – Москва; символика( флаг, герб, гимн) , национальные символы( береза, матрешка) ; история( богатыри земли русской) ; культура, обычаи, праздники 00 Столица, главный город – Москва; символика( флаг, герб, гимн) , национальные символы( береза, матрешка) ; история( богатыри земли русской) ; культура, обычаи, праздники 81572102449195 Защитники отечества; Боевые традиции нашего народа. 00 Защитники отечества; Боевые традиции нашего народа. 1193801812290001193803062605001817370276415500181737040513000070707252858770008792210224155000713994049568100088665053734435001107440119761000center158750 Родной город 00 Родной город 54610009627300285707959395008212455831215 «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы» 00 «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы» 64636651997075 «Любимая Россия», «Москва – столица России». 00 «Любимая Россия», «Москва – столица России». 11772901126490 «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки» 00 «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки»- 489585168275 «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи» 00 «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи» center1863725 «С чего начинается родина», «Моя малая Родина – город Цимлянск» 00 «С чего начинается родина», «Моя малая Родина – город Цимлянск» 4477385169735500center410210 Улицы города, достопримечательности, история и символика, профессии родителей, великие люди города 00 Улицы города, достопримечательности, история и символика, профессии родителей, великие люди города center12827000 Планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Тематический блок Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Моя семья Мой дом Учить называть членов; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам Формировать представления о мире семьи; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи. Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним. Детский сад Развивать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Знакомство с сотрудниками детского сада, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду. Учить ориентироваться в детском саду. Познакомить с адресом детского сада, учить находить детский сад на плане( схеме) . Закреплять навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада. Родной город Познакомить детей с названием города, вызвать интерес к своему городу. Познакомить с городом, в котором живем, с его особенностями и достопримечательностями Познакомить с историей родного города, Родная страна Познакомить с народно- прикладным искусством, вызвать интерес, чувство восхищения талантам русского народа. Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Знакомство с символикой России. Воспитывать любовь к своему Отечеству. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве. Расширять представления о государственных праздниках. Жить – Родине служить Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину. Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. В процессе занятий с детьми мы формировали: Чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям в детском саду, к своим близким; Чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому своего родного города, средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово; Воспитывать гражданско- патриотические чувства через изучение символики родного города. В процессе занятий с детьми учили их: Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы; Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации; Развивали и формировали в детях: Развивали умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; Формировать положительное отношение к искусству; Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение; Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Мы пополнили свои знания об истории родного города, людях прославивших наш город. Посетили Краеведческий музей города, в детской областной библиотеке посетили мероприятия, посвященные 70- летию ВОВ. При ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности. Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. Старались интересно и доступно рассказать им о нашем родном крае. Наметили план ознакомления детей с родным городом. Вот какие определились темы: «Героическое прошлое нашего города»; «Цимлянск– город трудовой Славы»; «Наш родной край Донской» Старались так организовать для детей сообщение о родном крае, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность. Для этого использовали различные развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста: «Узнай по описанию» «Где находится памятник? » и др. Цель этих игр закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому; о достопримечательностях Шахт, активизировать мышление и воображение, развивать речь. Мы широко использовали игры и развлечения тематического ( по каждому и его разделу)  или комплексного характера с использованием полиграфии ( лото, домино, мозаики, разрезные картинки и др. ) . Это  «игры — путешествия»,   «игры- викторины». В игре- викторине, к примеру  «Вспомни и расскажи», подбирали иллюстративный материал ( фото, открытки, календари, репродукции и др. )  по историко- краеведческому музею. Играли дети по своей инициативе в сюжетно- ролевые игры  «Экскурсия»,   «концерт»,   «Вечер песни», где проявляли своё творчество ( пели, плясали, состязались в силе, ловкости, выявляли знания) . Организация художественных выставок. Тематические занятия по изобразительной деятельности детей до и после посещения историко- краеведческого музея и экскурсии, мы завершали обязательным устройством выставок работ всех без исключения детей. Результаты диагностики на конец учебного года показали следующее: отмечается, что у детей сформировались нравственные ценности: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны и своей малой родины. Главным результатом нашей работы мы считаем, что нам в какой- то мере удаётся определить место родителей в социуме, сделать их сопричастными к нашей работе по воспитанию детей, начать прививать детям гордость за историю, культуру, жизнь родного края. Наши дети умеют быть благодарными зрителями и слушателями. Это отмечают все, кто с нами сотрудничает. Мы не останавливаемся, на достигнутых результатах и будем продолжать совершенствоваться в решении данной темы, учитывая право каждого ребёнка на охрану своей индивидуальности и гармоничное развитие. Мною накоплен, обобщен эффективный педагогический опыт по проблеме: « Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, в условиях организации проектной деятельности », результатом которой стало создание программы «Город, в котором я живу»

Обобщение опыта работы воспитателя Александриной Елены Владимировны Тема: «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям общественного воспитания ». В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду, в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку процесс адаптации, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и пр. Однако, для того, чтобы по настоящему управлять поведением детей( а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Поэтому у меня, как воспитателя, работающего несколько лет в адаптационной группе, возникла необходимость в более глубоком понятии сущности процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления – это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Не правы и те, которые расценивают беспокойства и слезы, как неизбежное состояние в период адаптации. Актуальность опыта. Множество проблем, связанных с ранней социализацией ребенка в условиях общественного воспитания формируют острую потребность в их разрешении, так как течение адаптации влияет на развитие личности ребенка, на его физическое и психическое здоровье. Это подчеркивает актуальность проблемы адаптации ребенка раннего возраста. Эта проблема касается не только детей, но и родителей, и педагогов. Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей – их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересами, впечатлениям и деятельностью. Важно не только правильно организовать процесс воспитания в детском саду, но и дома. Если до поступления в детский сад ребёнок жил по правильному режиму, его приучали к самостоятельности, то придя в детский сад, ему будет легче привыкнуть к новым условиям жизни. Актуальность проблемы адаптации к детскому саду очень велика. В специальной литературе для педагогов и психологов проблема адаптации ребёнка к детскому саду обозначается как ведущая. При этом факторами, облегчающими процесс адаптации, считаются сформированность у ребёнка навыков самообслуживания и приученность ребёнка к режиму дня, приближённому по времени к режиму детского сада. Процесс адаптации к детскому саду не может пройти безболезненно для ребёнка и родителей. Как примут ребёнка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода( который может продолжаться иногда и полгода) и его дальнейшее развитие. Важная роль в этом процессе принадлежит маме. Её чувство доверия к детскому саду, к воспитателю, её готовность оставить малыша значительно облегчает процесс адаптации. Поэтому неотъемлемой частью моей работы является информирование мам и бесед с ними об их чувствах, консультирование по вопросам психического развития детей, формирования доверия к детскому саду. В семье дети, как правило, не приобретают опыта общения со сверстниками, что затрудняет их взаимодействие с другими детьми и делает проблемной их адаптацию к ДОУ. В связи с этим возникает необходимость в помощи психолога – педагогической помощи семьям с маленькими детьми. Стоит отметить, что все взрослые осознают важность процесса адаптации в жизни ребёнка, но не всегда чётко представляют, как помочь маленькому человеку с наименьшим ущербом для психического и соматического здоровья войти в новый для него мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми – в группу, где он будет жить достаточно долго. Проблемы, связанные с ранней социализацией ребёнка в условиях общественного воспитания, формируют острую потребность в их разрешении, так как течение адаптации влияет на развитие личности ребёнка, на его физическое и психическое здоровье; то подчёркивает актуальность проблемы адаптации ребёнка раннего возраста в условиях общественной формы воспитания. Теоретическая база опыт а. Теоретическая база опыта основывается на концептуальных трудах российских философов, педагогов, психологов: А. С. Аскольда, В. В. Зеньковского, К. Д. Ушинского, А. В. Запорожца. У истоков педагогики раннего детского возраста стояли такие знаменитые ученые, как Н. М. Аксорина и Н. М. Щелованов. Ими были заложены основы педагогики раннего детства, сохраняющие своё значение и в настоящее время. Так же были определены направления экспериментальных исследований в области раннего онтогенеза, сыгравшие большую роль в разработки прогрессивных идей психологии и педагогики раннего детского возраста. За основу взят опыт работы Л. В. Белкина. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Опыт также опирается в своем содержании на законодательную базу: Закон Росс ийской Федерации «Об образовании », ФГОС ДО Принципы работы: 1. вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей; 2. научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания; 3. непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста; 4. преемственность – воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания. Средства реализации: – развивающее общение; – развивающая предметно- пространственная среда; – развивающие виды деятельности. Цель и задачи. Цель: «Создание педагогических условий для того, чтобы маленькому человеку с наименьшим ущербом для психического и соматического здоровья войти в новый для него мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми » Задачи: 1. Познакомить родителей с организацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. 2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями. 3. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада. 4. Создать непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей. 5. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 6. Способствовать формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье. 7. Использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ. 8. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 9. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Новизна опыта. Новизна опыта заключается в использовании нетрадиционных форм общения, когда знакомства воспитателя с малышом начинается заочно, с посещения участкового педиатра. Выясняем у врача следующее: каково состояние здоровья ребенка, часто ли он болеет и что страдает в первую очередь( носоглотка, органы дыхания, пищеварения, кишечник и т. п. ) , есть ли хронические заболевания, родовые травмы, каково состояние его нервной системы( как засыпает и спит, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой, как реагирует на запреты) . Впервые встретив родителей в группе и обратившись к ним по имени отчеству, называя ребенка по имени, называю родителям свое имя и отчество. Это вызывает первое доверительное отношение к воспитателю. Родители видят, что здесь, в детском саду, им рады, их ждут, знают хорошо их ребенка. Что к их мнению и пожеланиям прислушиваются воспитатели, которые готовы разделить их заботы о ребенке и вместе с ними искать к нему особый индивидуальный подход. Выяснив у родителей, как они настроены, тревожит ли их что- нибудь в связи с тем, что их ребенок пойдет в детский сад, что беспокоит! Вместе обсудив эти проблемы, родители чувствуют, что их малыш в детском саду не просто один из многих, а здесь готовы принимать во внимание личные особенности их характера проявлять индивидуальный подход. Это облегчит ребенку период адаптации. Ведущая педагогическая идея. Заключается в создании педагогических условий для того, чтобы маленькому человеку с наименьшим ущербом для психического и соматического здоровья войти в новый для него мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослым и. Технология опыта. Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада всегда была актуальна. Она касается не только детей, но и родителей и педагогов. Проработав несколько лет в первой младшей группе, я увидела необходимость глубже и подробнее изучить эту тему, подойти к ней не только с педагогической, но и с психологической точки зрении. Постаралась охватить, подробно изучить и рассмотреть все аспекты этой проблемы. Период адаптации- тяжёлое время для малыша. Это нетрудно понять- ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствует себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня следует, и как это будет происходить. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога- заслужить доверие ребёнка. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным нужно сделать его постепенным. Свою работу я проводила поэтапно. подготовительный этап( родительские собрания, анкетирование, консультирование, сформировать или скорректировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям) ; этап основной( заполнение листов адаптации, диагностика, установление с воспитателем доброжелательных отношений, создание положительного образа воспитателя и детского сада) ; этап анализа и выводов( анализ адаптационных листов и индиви дуальных карт развития, создать условия для привыкания ребенка к детскому саду) . На каждом этапе адаптационного периода осуществляется разработка рекомендаций для родителей, воспитателей и специалистов, чтобы облегчить течение адаптации детей раннего возраста. Подготовительный этап 1. Сбор информации о ребенке 2. Составление плана работы с детьми и родителями. 3. Работа клуба «Молодая семья» 4. Проведение информационно- просветительской работы среди родителей. Основной этап. ( 2 этап- поступление ребёнка в ДОУ) . 1. Заполнение адаптационных листов. 2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми. 3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. 4. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций. Завершающий этап. 1. Анализ адаптационных листов, определение уровня адаптации детей. 2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета. Первый этап включает в себя информационное сопровождение. Цель первого этапа- заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ. Задолго до того, как малыш будет приходить в детский сад, я иду в поликлинику к участковому педиатру и знакомлюсь с антропометрическими особенностями ребенка. В вестибюле детского сада размещена краткая информация о специфике ДОУ, наличие различных служб: психологической, медицинской и других, а так же информация об используемых образовательных программах, перечне услуг. Первое посещение родителями детского сада начинается с беседы заведующей. Если родители еще настроены на домашнее воспитание, то в нашем детском саду им предложат: прийти на детский праздник; проконсультироваться у психолога; посетить занятия; пройти с экскурсией по ДОУ; посетить «День открытых дверей». Если родители приняли решение отдать ребёнка в ДОУ, заведующая ведёт малыша и маму в группу, чтобы познакомиться с воспитателем и группой. Родителям приятно узнать, что их ребёнку очень рады и давно его с нетерпением ждут в детском саду. Предлагаю родителям фотоальбом группы, чтобы дома малыш пока заочно познакомился с детским садом. Я обращаюсь к ним с просьбой найти возможность начать водить ребёнка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за месяц до этого, чтобы постепенно увеличивать длительность его пребывания в детском саду- от одного- двух часов до полного дня. Не только дети, но и многие родители тяжело переносят предстоящую разлуку с ребёнком, тревожатся, хорошо ли ему будет в детском саду, как ребёнка встретят дети, взрослые. Следуя из этого, я провожу традиционные родительские собрания: детальное ознакомление с условиями детского сада, с организацией жизни малышей. Происходит знакомство родителей с характеристикой возрастных особенностей развития детей раннего возраста, от которых зависит состояние здоровья, умение общаться со сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности: - «Третий год жизни, особенности возраста»; - «Воспитываем детей здоровыми »; - «Игра в жизни ребёнка раннего возраста»; - «Детские капризы и упрямства; - Кризисы трёх лет»; - «Особенн ости адаптационного периода». Первый шаг, который делаю я, начиная работать с ребёнком- это собеседование с родителями малыша, целью которого является не только сбор традиционных сведений о нём и его индивидуальных особенностях, но и, что не менее важно, выявление у родителей основ семейного воспитания, существующих в семье традиций, круга близких людей, имеющих определённое влияние на ребёнка, отношение родителей к ДОУ. Наряду с беседами, получить эти сведения помогают анкеты: - «Анкета- знакомства», - «Анкета- опрос», - «Анкета для родителей», - «Анкета адаптации ребёнка к детскому саду», - «Анкета по выявлению агрессивного ребёнка», - тест для родителей «Я и мой ребёнок». Данные сведения позволяют мне более продуктивно работать с ребёнком и его семьёй, ввести его в группу сверстников. Исходя из того, что одним из главных направлений деятельности является содержательное взаимодействие ребёнка с мамой, эта информация неоценима с педагогической и психической точек зрения. 2 этап- поступление ребёнка в ДОУ. В адаптационный период я стараюсь заслужить доверие малыша, обеспечить ему чувство уверенности и защищённости в детском саду. Ребёнок должен убедиться, что в детском саду ему будет интересно и безопасно. Желательно, чтобы первое знакомство с малышом произошло в отсутствии других детей, что позволит более спокойно присмотреться к новой обстановке и новому человеку в его жизни. Чтобы мама почувствовала, что к его ребёнку будет индивидуальный подход и что наш детский сад готов принимать во внимание все особенности его характера, я выясняю: как называют ребёнка дома; чем любит ребёнок заниматься; какие любимые игрушки у ребёнка; особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей; какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом; есть ли другие дети в семье; живут ли в семье бабушка с дедушкой. В общении с родителями в нашем детском саду придерживаются следующих правил: - в любое время родители могут придти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным; - родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время; - воспитатели выполняют просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребёнка; - все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что, на мой взгляд, способствует более лёгкой адаптации. Так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. Песок и вода имеют занимательное свойство- «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если ребенок ещё плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Я получаю возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. М огу отметить, что «песочница» так же есть в групповой комнате. Мы используем ее, прежде всего, как необходимость создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Обычно первый приход малыша в детский сад происходит утром, ближе к концу завтрака, ребенок накормлен дома. Первые несколько дней( приблизительно неделя, иногда до трех недель) практически во всех случаях необходимо присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время( период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребёнка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советую маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш всё дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами. В течение второй недели я постепенно начинаю принимать все больше участие в одевании и раздевании малыша, предлагаю ему различные игры и игрушки. Рано или поздно настаёт момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует со мной, ориентируется в обстановке в группе. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме предлагаю подождать ребёнка в приёмной. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает малыша в том, что она ненадолго отлучится и придёт за ним после прогулки. Важно при возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама не обманула, действительно отлучилась на какое- то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается. После первой( иногда второй недели, зависимости от иных особенностей) малыши остаются в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но без мамы. Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Собираясь в детский сад, ребёнок уже знает, что он будет находиться в группе один, без мамы, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимоотношения со мной, детьми, при необходимости обращается за помощью. Именно этот этап является завершающим в процессе адаптации. Но для ее укрепления необходимо продолжительное время. Здесь важное значение имеет стабильность группы: с детьми всегда встречаются знакомые воспитатели, последовательность видов деятельности остается неизменной. На всех этапах становления автономности ребёнка раннего возраста, важной формой моей работы были посещения на дому. Информирую родителя о времени посещения и цели: соблюдение режима дня ребёнка раннего возраста; педагогические условия для формирования культурн о- гигиенических навыков и самостоятельности ребёнка; условия для развития предметной деятельности ребёнка; • подбор игрушек и игровой уголок малыша( другие цели) . Беседа и наблюдение в семье проходят результативно. В домашних условиях беседа бывает откровенней, есть возможность познакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребёнка. Во время посещения на дому я выявила, что на охрану нервной системы детей родители часто не обращают должного внимания или все подчиняются требованиям малыша, восторгаются его капризами, озорством, упрямством, не учитывая того, что нервная система ребёнка, особенно младшего возраста, очень ранима. Отсутствие правильного чередования сна и бодрствования, занятий и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, напряжённая обстановка в семье- всё это зачастую является источником детских нервозов, а адаптация таких детей проходит более тяжело, т. к. они не понимают, почему не всё позволено. Во время посещения семей можно перенять много положительного из семейного опыта воспитания. Предлагаю родителям поделиться этим опытом с другими родителями. Беседуя с родителями, даю методические рекомендации «Невыносимый ребенок», «Почему дети кусаются», « Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности, что могут сделать родители», «Как организовать для детей чёткий распорядок дня». Советую родителям больше времени с ребенком находиться на свежем воздухе, что обеспечить продолжительный сон. С целью оказания помощи молодым семьям на основе анкетирования в своей работе использую динамичную форму педагогической пропаганды- папки- передвижки. Сосредоточенные в них дидактические игры, перечень художественной литературы помогают мне в индивидуальном подходе в работе с семьей. Очень полезными оказались консультации, которые я проводила как с родителями, так и с педагогами. Оказалось, что многие родители не видят воспитательного значения игр, труда, занятий. Поэтому, моя задача- рассказать родителям о том, что ребенок воспитывается в деятельности, что игра, труд, занятия, общения с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую в организации учебного труда в будущем. Консультации помогли понять родителям, как важно читать ребенку с раннего возраста те книги, в которых осуждается зло и торжествует добро, тексты которых понятны и доступны детям этого возраста( «Литературная страница») . Проводя консультацию с родителями на тему: «Экология малышам», даю родителям знания о формировании у детей с раннего возраста представлений о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о явлениях окружающего мира, эстетические чувства. Организовываю выставки детского творчества, благодаря которым осуществляется приобщение детей к изодеятельности, происходит сотворчество ребенка с взрослыми( раскраска альбомов, рисование, лепка) , способствуют сближению воспитателя и малыша особенно на ранней стадии адаптации. Родители проявляют большой интерес к тому, как дети живут в детском саду, чем занимаются, и я регулярно знакомлю их с жизнью детей путем проведения «Дней открытых дверей». Перед началом занятия рассказываю родителям, какое занятие они будут смотреть, каково его программное содержание. Предлагаю обратить внимание родителей на то, как я добиваюсь активности от детей при сообщении новых знаний, как даю задание, как выполняют его все дети. Открытые просмотры очень многое дают родителям: они получают возможность наблюдать за своим ребенком в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умение с поведением и умением других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Знакомить родителей с вопросами воспитания позволяют мне материалы стендов: «Для вас, родители! » В нем отражена текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье( прогр аммные задачи, советы, как осуществить продолжить эту работу в семье под общим заголовком «Чем занимались ваши дети сегодня») . В адаптационный период огромную роль для детей играют алгоритмы, которые расположены в спальной комнате, туалетной комнате, раздевалке: «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь». Они позволяют детям быстрее усвоить, приобрести определённые умения, последовательность тех или иных культурно- гигиенических навыков в самостоятельной деятельности ребёнка. Наблюдения за деятельностью ребёнка в режимные моменты, в самостоятельной деятельности на занятиях, составление индивидуальных адаптационных карт помогло мне сделать вывод о результатах адаптации каждого ребёнка. Ещё раз отмечу, что адаптация ребёнка невозможна без тесного сотрудничества с семьёй. Центром повышения педагогической культуры молодых родителей, на наш взгляд, должен быть детский сад. К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребёнка в первые годы его развития. У семей, особенно молодых, нет достаточного представления о жизни ребёнка в детском саду, о созданных в ДОУ условиях воспитания и обучения. Именно эту цель преследовали, создавая на базе детского сада клуб «Молодая семья». Огромную помощь в этом ок азала наш психолог Белякова Александра Рамзильевна. Вместе с ней мы спланировали работу клуба «Молодая семья». Прежде, чем начать работу клуба, мы провели мониторинг для родителей и ответили на интересующие их вопросы. Любая встреча начиналась с какой- либо игры, чтобы расположить, воодушевить или заинтересовать родителей, а уже потом мы переходим к деловому общению. В ходе встреч формы подачи содержания были разнообразными, динамичными, чтобы удержать внимание родителей. Для этого нами использовались интерактивные формы: круглый стол, лекция, беседы, диспут и другие. При соединении усилий происходит взаимообогащение. Это очень важно — понять необходимость и нужность друг друга. В результате своей работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, при обработке и анализе адаптационных методов, индивидуальных карт развития, были выявлены дети с тяжёлой степенью адаптации и организована индивидуальная работа с ними( это дополнительное наблюдение, создание положительного психологического климата в группе и на индивидуальных занятиях, диагностика течения адаптации, оказание психологической поддержки) . Всё это позволило повысить уровень психолого- педагогических знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, установить психологический контакт с семьёй, объединить процесс адаптации малыша в условиях ДОУ. На наш взгляд мы достигли главного: - ранней безболезненной социализации малыша раннего возраста к условиям общественного воспитания; - более тесного сотрудничества детского сада и семьи. Чёткая профессиональная и продуманная работа педагогов, психолога, участие родителей — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста. Адаптация- это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным( адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным( стресс) . При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт( эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения( способность легко и точно выполнять новые требования) . С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду я стремлюсь к тому, чтобы он справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Адаптация- это не только процесс привыкания малыша к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение к окружающему миру, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, педагог обеспечивает решение воспитательно- образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, привлекая к совместной работе родителей, что облегчает протекание адаптационного процесса. Завершающий этап. 1. Анализ адаптационных листов, определение уровня адаптации детей. 2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета. Результативность опыта. Для выявления результативности опыта и анализа конечных результатов, была проведена диагностика по выявлению форм адаптации. Отмечена положительная динамика показателей. Так, в 20 14 году- легкая степень – 74, 8% ( детей) - средняя степень- 25, 2% ( детей) - тяжелая степень – 0% ( детей) Диаграмма адаптации детей к детскому саду в 2015 году- легкая степень – 84, 2% ( детей) - средняя степень- 15, 8% ( детей) - тяжелая степень – 0% ( детей) Перспектива опыта. Заключается в вовлечении будущих родителей в образовательный процесс ДОУ задолго до начала посещения ребенком детского сада, для того, чтобы родителям убедиться в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для их семьи именно сейчас. 1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ. 2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста. 3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития детей. 4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: участие родителей в делах группы, детского сада. 5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ. Мой опыт раб оты внедряется с 2014 года и как видно из диаграмм приносит положительные результаты.

Оставить комментарий: