a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер - класс

Автор: Александрина Елена Владимировна Опубликовано: 2020-05-15 23:31:53

Документы для скачивания

Мастер- класс Тема «Создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с положениями ФГОС ДО» Цель: Развивать практические умения по применению п ринципов ФГОС ДОв моделировании и организации развивающей предметно- пространственной среды в группах ДОУ. Развивать профессиональную компетентность, активность, самостоятельность, умение работать в команде. План проведения: 1. Теоретическая часть: Организация РППС как пространства развития Проект «Организация развивающей среды в ДОУ» Анализ мониторинга РППС Презентация проекта «Модульное пространство 2. Практическая часть: Упражнение «Ассоциации» «Алгоритм Цицерона» Метод «мыслительных карт» Образ «Семь мы» 3. Экскурсия по группам 4. Рефлексия Ход мероприятия: Организационный момент: приветствие Вопросы, касающиеся организации предметно- пространственной среды, в настоящее время достаточно широко освещены и в специальной литературе, и в федеральном законодательстве. Возникает впечатление, что тема исчерпана, и к уже сказанному и написанному сложно что- либо добавить. Но… проблема остаётся, возникают новые вопросы, апробируются новые идеи и технологии. Отсутствие долгое время идей, на основе которых можно было бы создать предметную среду, функционально отвечающую образовательным целям, привело, в лучшем случае, к смещению акцентов на эстетическую сторону вопроса. В результате, по образному выражению Н. А. Коротковой, среда превращается в «витрину», и ничего более. В течение многих лет понятие «обогащенная развивающая среда» трактовалось довольно просто – чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество элементов развивающей предмет но- пространственной среды. Развивающая предметно- пространственная среда в дошкольной образовательной организации( в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности( например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии) . Дошкол ьные образовательные учреждения располагают разными возможностями для организации предметно- пространственной среды. Это и характер самих помещений( разные типовые здания детских садов или приспособленные помещения) , их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Группы различаются и по составу детей: их количеству, уровню развития, преобладания мальчиков или девочек, интересы которых должны быть учтены. В соответствии с ФГОС дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности воспитанников, для реализации которой необходима развивающая и развивающаяся среда. Рабочая группа нашего детского сада при разработке основной общеобразовательной программы провела сравнительный анализ примерных образовательных программ «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» по организации РППС в ДОУ. Анализ программ выявил соответствие принципов и требований создаваемой педагогами пред метно- пространственной среды- программе «Детство», по которой работает дошкольное учреждение и которая взята за основу при разработке основной образовательной программы ДОУ. Программа «Детство» направлена на обеспечение единого процесса социализац ии и индивидуализации личности и ориентирована на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Введение Федерального Государственного Образовательного Стандар та внесло определённые коррективы в организации РППС в дошкольных учреждениях. Практическое преобразование предметно- пространственной среды потребовало глубокого понимания и осмысления. КАК именно нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить? В какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать обстановку в группе? На эти и другие вопросы необходимо было найти ответы. С чего начинал наш коллектив преобразование РППС? Во- первых б ыла создана творческая группа «Развивающая предметно- пространственная среда», которая по результатам проведенн ой самооценки среды в группах обозначила недостатки в организации РППС: - в групповых помещениях старшего дошкольного возраста наблюдалась перенасыщенность предметного материала, что затрудняло ребенку сделать выбор, рассеивало внимание, не позволяло педагогу продуктивно организовать и сопровождать индивидуальную увлеченность ребенка; - недостаток материалов и оборудования для познавательно- исследовательской деятельности- недостаток образно- символического материала: наглядно- графических моделей устройства сложных предметов, связей между явлениями природного и социального мира; наглядно- графических моделей пространства( карты, атласы) ; - недостаточно иллюстративных изданий познавательного и энциклопедического характера; - недостаточно мягких игровых модулей для использования детьми в организации своего пространства- отсутствие продуманного планирования изменения среды( фиксирование изменений развивающей среды в соответствии с комплексно- тематическим планированием) - отсутствие мест для самостоятельного экспонирования детских работ. Обозначилась проблема: В детском саду в неполной степени реализуются требования к насыщенности, вариативности, полифункциональности среды и трансформируемости пространства. Существование проблемы привело к разработке проекта Сроки реализации проекта январь 2015 г. - декабрь 2016г. Цель проекта: создание развивающей предметно- пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов в соответствии с ФГОС ДО. Привлечение внимания родителей к проблеме создания предметно- развивающей среды в ДОУ. Задачи проекта: Изучить и реализовать новые подходы в организации развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников. - Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию воспитанников с учетом их потребностей и интересов. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников( игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) . Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ. Этапы  реализации проекта: 1 эта п – организационный. Задачи: 1. Изучение норма тивных документов, санитарно- эпидемиологич еских норм и требований. 2. Организация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в организации среды. Разработка технологической карты, в которой определены цели, действия, средства и ожидаемый результат, проводимых мероприятий 3. Разработка эскизов оформления групповых помещений. 4. Выбор оптимально приемлемых вариан тов дизайна групповой комнаты. 5. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ». На данном этапе с педагогами были проведены: - семинар- практикум «Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ»- деловая игра «Создание РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС»- смотр- конкурс «Лучшая группа по созданию развивающей среды» Просмотрены видео материалы, изучался опыт других детских садов II этап – практическая ре ализация проекта. Задачи: 1. Самооценка и итоговая оценка РППС групповых помещений по технологическим картам 2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности; 3. Подготовка материалов для воспитателей по теме проекта: создание материальной базы методического обеспечения проекта( фотоматериалы, список литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) ; Для проведения мониторинга были разработаны карт ы самооценки. В картах представлены конкретные индикаторы, характеризующие качество развивающей предметно- пространственной среды. Параметры предметно- пространственной среды отслеживаются на предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ. Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале: соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; частичное соответствие – 2 балл; несоответствие( или отсутствие) – 1 балл. На столах: карта- самооценки «Качество организации развивающей предметно- пространственной среды». Максимальное количество баллов- 63 III этап — подведение итогов; создание материалов по проекту.   Задачи: 1. Завершение создания развивающей предметно- пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям. 2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. 3. Оформление материалов по проекту. 4. Презентация проекта. В реализации проекта активное участие принимает весь коллектив учреждения и родители наших воспитанников. Разработаны подпроекты: - Модульный дизайн игрового пространства группового помещения к условиям реализации основной общеобразовательной программы»- Индивидуализация предметно- пространственной среды» Остановимся на основных моментах, идеях, требованиях на которые мы опирались при создании развивающей среды. В ходе реализации проекта нас за интерес овала предложенная Н. А. Коротковой рамочная конструкция среды группового образовательного пространства, которая взаимосвязана с общей моделью образовательного процесса, адекватного дошкольному возрасту. Данная модель включает две структурные составляющие: развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми; свободную самостоятельную деятельность детей. Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вноси т в его жизнь партнер- взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми. К этим основным культурным практикам, через которые ребенок входит в мир культуры авторы относят следующие: игровая деятельность: продуктивная деятельность: познавательно- исследовательская деятельность; чтение художественной литературы; коммуникативная деятельность. Все эти культурные практики должны иметь подкрепление в развивающей предметно- пространственной среде ДОО. На взгляд авторов, пространство группового помещения должно быть разделено на три части: Сектор активной деятельности( занимает самую большую площадь в группе – 50% ) , включающий в себя:              центр игры   центр двигательной деятельности   центр конструирования   центр музыкально театрализованной деятельности Сектор спокойной деятельности: 20%     центр книги   центр отдыха   центр природы   Рабочий сектор:  ( занимает 30% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности)     центр познавательной и исследовательской деятельности   центр продуктивной и творческой деятельности   центр правильной речи и моторики. На подвижных границах между секторами расположены: ме жду спокойным и активным сектором крупные универсальные, легко перемещаемые игровые маркеры пространства, разнообразные ширмы( до 50 см высотой) , объемные напольные модули; между активным и рабочим секторами- перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули; между спокойным и рабочим сектором – перемещаемые стеллажи с настольными играми и правилами, материалами для познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности. При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны изменяться по объему – сжиматься или расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Требования к организации развивающей предметно- пространственной среды. В соответствии с ФГОС ДО и об щеобразовательной программой развивающая предметно- пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Абсолютного, идеального «рецепта» среды не существует. Предметно- пространственная среда должна быть организована воспитателем, и никем другим. Ведь среда постоянно изменяется. Она изменяется не только по мере взросления детей, но и каждый день, в зависимости от педагогических задач, которые стоят перед воспитателем, интересов детей, времени года, и ряда других факторов. По материалам вебинара Скоролуповой Оксаны Алексеевны «О реализации принципов ФГОС дошкольного образования при организации предметно- развивающей среды и выборе форм и методов работы с детьми» РППС должна быть: содержательно- насыщенной – включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей; трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; вариативной – наличие различных пространств( для игры, конструирования, уединения) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС( например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; - наличие полифункциональных предметов, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления и пригодных для использования в разных видах детской активности доступной –( от слова достать и быть понятной) обеспечивать свободный доступ воспитанников( в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; * безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:  Организующей  воспитывающей  развивающей Цель организующей функции  – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности При формировании предметно- развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии  с воспитывающей функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая  функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать" зоне актуального развития" самого слабого и находиться в" зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.   Необходимы  материалы, учитывающие гендерные различия  - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Воспитатель может оценить качество созданной в группе предметно- пространственной среды по следующим показателям: 1. Включенность в сех детей в активную самостоятельную деятельность 2. Низкий уровень шума в группе( так называемый рабочий шум) 3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из- за игр или игрушек, т. к. увлечены интересной деятельностью 4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей( много рисунков, поделок и т. д. ) 5. Жизнерадостность, открытость детей Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности  детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Определяя наполняемостьРППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие и физическое развитие. В идеале – в каждом центре, зоне, уголке должны просматриваться все образовательные области. Развивающая среда должна обеспечивать и гарантировать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства В каждой возрастной группе должны быть созданы условия: для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Право выбора видов детской деятельности отражено в стендах «Чем я хочу сегодня заниматься» Стенды по образовательным областям, ориентированные на родителей – «Умею. Научусь», «Знаю, умею, научусь», «Хочу все знать». Стенды мобильны и объединяют работу воспитателей и специалистов во всех возрастных группах. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно: быть рационально логичным и удобным для детей( например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно- печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха( если позволяет пространство группы) отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.             Для детей  третьего года  жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.          На четвертом году  жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно- ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.          В среднем- старшем  дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно- развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. Каждый тип предметов изменяется по мере взросления детей группы и усложнения их игры в следующих направлениях: – степени условности( реалистическая, прототипическая и условная игрушки) ; – размера( крупная, средняя, мелкая игрушки) ; – степени готовности( готовая к использованию, трансформер, сборная игрушка включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полуфукциональное игровое оборудование расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно- гигиеническим нормативным требованиям оформление предметно- развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, ; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут предложены детям разные успокаивающие игрушки, фотоальбомы, поделки, сделанные руками мам и пап, подушки В данное время мы находимся на 2- ом этапе проекта, который приближается к завершению В ходе реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметно- пространственной среды привлечены родители, что помогает активизации партнёрских отношений. А п оложительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их открытости, желании посещать детский сад. Изменения в организации, вариативности РППС фиксируются в планах воспитателей, в таблице на неделю и в ка лендарном планировании Насколько эффективно реализуется проект вам предстоит оценить во время экскурсии по группам, а мы примем к сведению все ваши пожелания, рекомендации и проанализируем насколько ваша оценка соответствует нашей самооценке. Прежде чем перейти к практической части мы предлагаем вам несколько слайдов по организации среды в следующих направлениях: 1. Музейная педагогика- мини- музеи ДОУ и групп 2. Проектная деятельность – лэпбуки, результаты тематических недель – макеты, альбомы, папки и т. д. 3. Работа с родителями. Поделки родителей, изготовленные на конкурсы, активно используются в организации среды в группах Практическая часть: Цель практической части: создание модели предметно- пространственной среды в ДОУ. Упражнение «Ассоциации»- к словам: Ребёнок – 1 подгруппа Среда – 2 подгруппа Вывод: Ребёнок и среда тесно взаимосвязаны. Какая среда будет окружать ребёнка, таким и будет этот ребёнок. Упражнение «Алгоритм Цицерона»/ на листах написаны 7 вопросов. Задание: разложить по полочкам понятие «развивающая предметно- пространственная среда» Вопросы: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Пр едлагаем Вам создать модель развивающей среды в соответствии с требованиями Стандарта м етод ом «мыслительных карт». Метод разработан специалистом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления, Тони Бьюзеном. Это мысли, изложенные графическим способом. В центре листа ключевое словосочетание «РППС». От центральной идеи несколько линий, вдоль которых пишутся слова/ в данном случае – требования к РППС/ . 1 подгруппа: насыщенность, вариативность, доступность 2 подгруппа: полифункциональность, трансформируемость, безопасность От главной ветви идут ветви 2- ого, 3- его порядка и т. д. , продолжая цепочку ассоциаций. Можно слова заменять графическим изображением, рисунком. Более важные слова, словосочетания можете обвести овалом или выделить цветом. Защита проектов. Вывод: Методом мыслительных карт Вы разработали проект организации развивающей среды. Образ «Семь мы»/ по Заир – Беку/ Продолжи фразу: Мы озабочены…, мы понимаем…, мы ожидаем…, мы предполагаем…, мы намереваемся…, мы готовы…, мы обращаемся за поддержкой… Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы обсудили и представили наш опыт работы по созданию развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО, хотелось бы отметить, что не все у нас получилось, так как планировали, но мы в творческом поиске, мы пробуем, ошибаемся, набиваем себе шишки, оцениваем их и снова двигаемся вперед. Экскурсия.

Оставить комментарий: