a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар - практикум

Автор: Александрина Елена Владимировна Опубликовано: 2020-05-16 00:01:28

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» г. Цимлянска Семинар- практикум для воспитателей «Основополагающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС» Разработала и провела: Воспитатель высшей квалификационной категории – Александрина Елена Владимировна Цимлянск 2017 г. Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Вовлеки меня и я научусь…( народная мудрость) Семинар- практикум для воспитателей «Основополагающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания дошкольного образования образовательной области  « Речевое развитие » Задачи: 1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности. 2. Создать условия для формирования нового современного стиля педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций как условия повышения качества дошкольного образования. 3. Создать условия для максимальной  самореализации и развития  творческого потенциала  воспитателя, повышение его профессиональной компетентности, через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности. 4. Активизировать творческий потенциал  воспитателей,   развитие  педагогических способностей и педагогического мышления, коммуникабельности. Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать, сегодняшняя наша встреча посвящена одному из  основных  направлений профессиональной деятельности  воспитателя ДОУ- Речевому развитию современных детей. ФГОС  дошкольного образования, на первое место ставит задачи  развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и  воспитания. Установка на  развитие  — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. По сложившейся традиции начнем нашу работу с игры  «Словесная мозаика». Игра с мячом  « Словестная мозаика». Приложение №1 Рассмотрим  основные аспекты формирования речевых  способностей у дошкольников в рамках  реализации ФГОС. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкол ьного образования ребенок достаточно хорошо вла деет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. В настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является: - резкое ухудшение здоровья детей; - глобальное снижение общего уровня культуры в обществе; - существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из- за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания; - недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей. Поэтому р ечевое развитие по- прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Задачи речевого развития в ФГОС ДО: В ладение речью к ак средством общения и культур ы. Н адо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь б ыла понятна окружающим. Ведущей формой работы по  развитию  речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы  детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством( сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно- речевого характера. Воспитателем  может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся  задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. Представьте, что вы встретили хорошо знакомого человека, которого давно не видели, как вы поприветствуете его? • Игра  «Добрые приветствия»( цель: познакомить детей с разнообразными формами  приветствия:   «Как я рада тебя видеть»,   «Как я по тебе соскучилась»,   «Бесконечно счастлива видеть тебя»,   «Как хорошо, что мы встретились»  и др. ) ; Примерами ситуации общения на  развитие  коммуникативных умений может  быть:   «Что не так? »  ( цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее  использования: каждое приветствие уместно в той или иной  ситуации: утром не скажешь  «добрый вечер»; нельзя сказать  «привет»  тому, кто старше по возрасту или мало знаком) ;   « Улыбка»( цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального  общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он  понял: ему рады, приветствуют именно его) . Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет  основную  нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры- викторины. • Вспомните и предложите тему для игры- викторины с детьми вашей возрастной  группы:  ( ответы  воспитателей) . О богащение активного словаря. П роисходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благопр иятные условия при комплексно- тематиче ском планировании работы. Конкурс «Самый догадливый! Р азвитие связной, грамматически правильной диал огической и монологической речи. С вяз ная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять сл ова, соединять их в предложения. Конкурс «Грамотей» Р азвитие речевого творчества. Р абота не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, ес ли мы создаем для этого условия. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь,   воспитатель  должен решать следующие  задачи: 1.   Воспитывать речевой слух детей, постепенно  развивая его основные компоненты: слуховое внимание( умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность  воспринимать данный темп и ритм. 2.   Развивать  артикуляционный аппарат. 3. Работать над  речевым дыханием, т. е.   воспитывать  умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. 4.   Воспитывать  умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. 5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка. 6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. 7.   Развивать  произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. 8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо  воспринимать ее. 9.   Воспитывать  интонационную выразительность речи, т. е. , умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Воспитатель  должен иметь представление об  основных нарушениях речи ( например, носовой оттенок произнесения слова, искажения произношения звуков, заикание, для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту- логопеду. Задание командам: Составьте комплексы артикуляционной гимнастики для младшей, средней старшей и подготовительной группы. Какую игровую ситуацию можно использовать для организации работы над ЗКР? З накомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разл ичных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения- слушания, книг а должна стать спутником детей. Цель формирование интереса и потребности в чтении ( восприятии книги) Основные  принципы организации работы по  воспитанию  у детей интереса к художественному  слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско- родительских проектов с включением различных видов  деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно- исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско- родительских праздников и др. , отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения. Конкурс  «Любителей книги»   Ф ормирование звуковой аналитико- синтетической активности к ак предпосылки обучения грамоте. Подобные приоритеты расставлены не случайно. 1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения. 2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии. 3. В процессе восприятия произведения ребенок по- своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; ( базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов) . принцип коммуникативно- деятельно стного подхода к развитию речи; ( Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации) . пр инцип развития языкового чутья; ( Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений) . принцип формирования элемен тарного осознания явлений языка; ( основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности) . принцип взаимосвязи работ ы над различными сторонами речи; ( Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. принцип обогащения мотивации речевой деятельности) ; ( Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога) . принцип обеспечения активной языковой практики. ( В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что- то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий) . Основные направления работы по развитию речи детей: ( называют воспитатели) Развит и е словаря. О своение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры речи. Р азвитие восприятия звуков родной речи и произношения. Формирование грамматического строя. М орфология( изменение слов по родам, числам, падежам) , с интаксис( освоение различных типов словосочетаний и предложений) , с ловообразование. Развитие связной реч и. Д иалогическая( разговорная) речь, м онологическая речь( рассказывание) . Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Р азличение звука и слова, н ахождение места звука в слове, в оспитание любви и интереса к художественному слову. Формы и методы работы по речевому развитию: Наглядные: н епосредственное н аблюдение( н аблюдения в природе, экскурсии) и о посредованное наблюден ие( изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам) . Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры- драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Средства развития речи: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи; художественная литература; изобразит ельное искусство, музыка, театр; занятия по другим разделам программы. Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности? 1. Игров ая деятельность Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развива ть потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатыва ть привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, прави льно, корректно строить высказы вание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре. 2. Позна вательно- исследовательская деятельность Речевое развитие напрямую связано с познавательно- исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа. На первом этапе( репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания( от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого. На втором этапе( самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т. д. ) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед( с учётом возраста) . На третьем этапе( творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире( с учётом возраста) . 3. Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико- фонематические процессы, связная диалогическая речь. Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речево го потенциала. 4. Восприятие художественной литературы и фольклора В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 5. Конструирование Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи. 6. Изобразительная деятельность Обогащение словарного запаса ребёнка- дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами( живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура) , с выразительными средствами( форма, цвет, колорит, композиция) . В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря( описание фрагментов ри сунков) , грамматических форм и представлений( при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков) ; развития связной речи( вопросы и ответы во время продуктивной де ятельности, описание собственно го изделия или рисунка) . Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков. 7. Музыкальная деятельность В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений. 8. Самообслуживание и элементарный бытовой труд В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально- положительное реагирование на просьбы и требования взрослого. Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими. 9. Двигательная деятельность Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются. Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Взаимодействие с родителями Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей: мастер- класс; круглый стол; семинар- практикум; родительский клуб; интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? »; индивидуальные консультации; обучающие презентации. Рефлексия  «Лестница». На какой ступеньке лестницы вы сейчас стоите. Оцените свою компетентность в области  « Речевое развитие ». Насколько полезным оказался для вас этот  семинар. Какую методическую помощь хотели бы вы получить по актуальным вопросам  речевого развития в дальнейшем? - 9671051066165

Семинар- практикум для педагогов «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»   Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Вхождение в тему. УПРАЖНЕНИЕ «МУДРЫЕ МЫСЛИ». Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их. ( слай 1) 1. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. А. Г. Асмолов, А. В. Петровский 2. Человек может лишь активно собрать себя в личность. Макс Шелер 3. В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие- либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все! ( Видья Балан) 4. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан. ( Марлон Брандо) 1.                  Основная часть( с показом презентации) . Тема нашего семинара «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»( слайд №2) . Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуализации. ( дискусия) Рассмотрим, какие определения понятия «индивидуализация» даны в научной литературе( Слайд 3) : Индивидуализация –   это деятельность взрослого( педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрёл в индивидуальном опыте. Индивидуализация  - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий  с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности. Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования( ФГОС ДО) . ФГОС ДО декларирует в качестве основного принципа «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…»( слайд 4) .   Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации.   Индивидуальный подход  – организация педагогом учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Индивидуализация  – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Задание № 1. Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия? ( работа в подгруппах)   индивидуальный подход в образовании и Индивидуализация образования( слайд 5) задание: выбрать параметры характеризующие подход в образовании и обосновать свой выбор. ( задание приложение 1) Ответы: индивидуальный подход в образовании* От педагога Цель: Организация учебно- воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии* Распространяется на небольшую часть детей группы* Ребенок объект образования* Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время. * прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата* диктат и опека* следующий заданному( предложенному) взрослым способу( образцу) выполнения действия* ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития* от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания( проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы( стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания. * Мониторинг освоения программы   Индивидуализация образования* От ребенка* Цель: Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности* Распространяется на каждого ребенка* Ребенок субъект собственной деятельности* Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д. * признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности* сотрудничество и партнерские отношения* инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий* ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта* от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма* Карта развития ребенка   Подводя итог нашей работы можно выделить основные характеристики индивидуального подхода и индивидуализации образования( слайд 5) Индивидуальный подход 1.      Есть норма 2.      Поиск индивидуального «ключика»- особенности 3.      Результат- достижение каждым  нормы Индивидуализация 1.       Интерес, вопрос, намерения, устремление 2.      Среда 3.      Результат- расширение границ, построение новых возможностей   ФГОС ДО сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы( примера, модели, образца, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно- исторической парадигме понимания ребенка» Кем же является ребенок в нашем педагогическом пространстве- объектом или субъектом? Для начала давайте разберемся, что такое объект, субъект деятельности.   Понятие “субъект” является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой Советской Энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов. С точки зрения Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам. Следовательно, ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его Деятельности. Какой деятельности? ( предположения педагогов)  Хочется отметить, что в любой деятельности, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность. Все виды детской деятельности нам известны, надо только определиться при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.   Задание 2. Предлагаю Вам разделиться на 7 групп( по количеству видов детской деятельности) и ответив на вопросы для внутри групповой дискуссии, прийти к единой точке зрения и заполнить предложенную Вам таблицу. Каждая из групп представит свой вид деятельности в разных ее формах. ( приложение 2) Обсуждение результатов работы групп.   Никто не будет спорить, что современные условия требуют изменения к подходу организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Давайте с помощью шести шляп( шесть групп) . Ответим для себя на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра? Упражнение" Шесть шляп" . Педагоги делятся на шесть групп. Каждая группа представляет свои выводы в соответствии с задачей. ( приложение 3) «Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос. «Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно. «Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса. «Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей. «Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество. «Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагога? »     Подводя итог нашей работы можно выделить основные методы индивидуализации образования 1. Составление индивидуальных образовательных маршрутов развития детей. ( слайд 8) 2. Организация кружковой работы ребенка( слайд 9)   Тогда модель индивидуализации образования может выглядеть так( слайд 10) 1. Диагностика 2. Планирование 3. Реализация индивидуальных маршрутов развития 4. Развивающая среда 5. Работа с родителями.     Подведение итогов. Рефлексия. Упражнение «Что я приобрел? »( мяч по кругу) Цель: оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.                 ПРИЛОЖЕНИЕ 1   Образовательный процесс строится: * От педагога Цель: Организация учебно- воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии* Распространяется на небольшую часть детей группы* Ребенок объект образования* Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время. * прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата* диктат и опека* следующий заданному( предложенному) взрослым способу( образцу) выполнения действия* ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития* от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания( проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы( стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания. * Мониторинг освоения программы             Образовательный процесс строится: * От ребенка* Цель: Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности* Распространяется на каждого ребенка* Ребенок субъект собственной деятельности* Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д. * признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности* сотрудничество и партнерские отношения* инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий* ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта* от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма* Карта развития ребенка           приложение 2 Основные виды деятельности детей в ДОУ Детская деятельность Формы работы Двигательная Физические упражнения. Физминутки и динамические паузы. Гимнастика( утренняя, бодрящая, дыхательная) . Ритмика, ритмопластика. Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры- соревнования. Игры- имитации, хороводные игры. Народные подвижные игры. Пальчиковые игры. Спортивные упражнения Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.   Игровая Сюжетно- отобразительные игры. Сюжетно- ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры- имитации( в том числе игры- этюды) , ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры- импровизации. Режиссерские игры: с игрушками- персонажами, прдметами- заместителями. Игры- фантазирования( ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж. Родари и др. ) Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры- экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами( в том числе сюжетно- дидактические и игры- инсценировки) ; настольно- печатные; словесные( в том числе народные) . Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др. Подвижные( в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры- аттракционы, игры с использованием предметов( мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др. ) Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Досуговые игры: игры- забавы, игры- развлечения, интеллектуальные, празднично- карнавальные, театрально- постановочные. Проектная деятельность, н- р, «Школа волшебников»( сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки. Продуктивная   Рисование( гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь) ; лепка( глина, пластилин, пластика) ; аппликация( бумага, ткань, природные материалы) * по замыслу, * на заданную тему. Художественный труд( поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др. ) : * украшения к праздникам, * поделки для выставок детского творчества, * подарки, сувениры, * декорации к театрализованным спектаклям, * украшение предметов личного пользования и др. Конструирование из строительного материала и деталей конструктора: * по образцу( схеме, чертежу, модели) , * по условиям, * по замыслу. Конструирование из бумаги: * по выкройке, * схеме( оригами) . Свободное конструирование из природного материала( постройки из песка и снега) . Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности( монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др. ) . Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии ( «Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др. ) Разнообразная интегративная деятельность: * рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; * создание коллажей, панно, композиций  с использованием разных видов продуктивной деятельности и др. Детский дизайн: * архитектурно–художественное моделирование( «Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др. ) ; * дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др. Организация и оформление выставок. Проектная деятельность, н- р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др. Коммуникативная   Свободное общение на разные темы. Художественно- речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр- инсценировок. Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др. Коммуникативные игры( на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;   развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др. ) Придумывание этюдов для театрализации( невербальные средства выразительности) . Театрализованные, режиссерские игры, игры- фантазирования по мотивам литературных произведений( см. раздел 1) . Подвижные( в том числе народные) игры с диалогом. Дидактические словесные( в том числе народные) игры. Викторины. Проектная деятельность, н- р, «Напиши письмо Деду Морозу»; «Книжка- малышка». Трудовая Самообслуживание. Дежурство( по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений) . Хозяйственно- бытовой труд: * помощь в уборке группы, * перестановка в предметно- развивающей среде группы и др. Труд в природе: * работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок; * работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда; * работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений; * работа на летнем участке –полив растений. Ручной труд( поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др. ) : * изготовление атрибутов для игры, * предметов для познавательно- исследовательской  деятельности и др. Проектная деятельность, н- р, «Наша группа»( детский дизайн) и др.   Познавательно- исследовательская Опыты, исследования; игры- экспериментирования,   с разными материалами( см. раздел 1) . Рассматривание, обследование, наблюдение. Решение занимательных задач, проблемных ситуаций. Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов( в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др. Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением. Рассматриваниеиллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях. Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н- р, «Знаете ли вы? », «Этот удивительный мир диких животных» и др. Оформление тематических выставок, н- р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др. Оформление уголка природы. Создание коллекций( гербарии, минералы, марки и др. ) Ведение «Копилки вопросов»( в том числе запись с помощью рисунков, символов) . Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры( см. раздел 1) . Сюжетно- ролевые, режиссерские игры- путешествия, н- р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др. Поисково- исследовательские проекты, н- р, «Красная книга Ленинградской области», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др. Чтение( восприятие) художественной литературы   Восприятиелитературных произведений с последующими: * свободным общением на  тему литературного произведения, * решением проблемных ситуаций, * дидактическими играми по литературному произведению, * художественно- речевой деятельностью, * игрой- фантазией, * рассматриванием иллюстраций художников, придумыванием и рисованием собственных иллюстраций, * просмотром мультфильмов, * созданием этюдов, сценариев для театрализации, * театрализованными играми, * созданием театральных афиш, декораций, театральных кукол, * оформлением тематических выставок( н- р, «Сказки К. И. Чуковского» и др. ) Проектная деятельность, н- р, «Детская киностудия»( создание мультфильма по литературному произведению   вопросы: - Вид деятельности, форма- В чем дети могут быть в ней активны и инициативны? - Как педагог может поддержать детскую инициативу? - Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку? - Через что в ней будет развиваться детская самостоятельность, ответственность и сознательность? - Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной недиррективной помощью? - Какую возможность творить в ней каждый получит ребенок? - В чем в ней может проявиться уникальность ребенка? - Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него? - Что нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности?     ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос. «Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно. «Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса. «Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей. «Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество. «Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагога? »

367665137795 Сценарий практической части семинара – практикума для педагогов по р азвитию речи- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим проблему развития речи у детей и приобщения детей к художественной литературе; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками. Правила игры: Уметь слушать других. Вырабатывать общее решение вопроса. Принимать активное участие в игре. Не оспаривать оценку жюри. Соблюдать культуру речи и тактичность.   Педагоги делятся на две команды.  1 задание.  За 1 минуту придумать название команды и девиз.    2 задание. Теоретическая часть.  На дереве висят воздушные шары с вопросами. Четыре человека от каждой команды подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время.  Вопросы: 1. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие »? ( - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой; - формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. )   2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника? Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.  3. Что такое диалог? Диалог- это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.  4. Что такое монолог? Монолог- ( от греч. monos- один и logos- речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.   5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое- либо явление( поговорка)  6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом- моралью( басня)   7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера( сказка)   8. К ак называется устное народное творчество, народная мудрость( фольклор)    3. задание. Практическая часть.   Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты. Для первой команды: «Теремок» Для второй команды: «Колобок»   4. Игра «Расскажи сказку по- другому»  Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.   Образец:  сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как- то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.   Задание для группы №1. «Рукавичка» от лица рукавички   Задание для группы №2. «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.   5 задание Для первой команды: За каждый правильный ответ- 1 балл. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем. ( 2 младшая группа) . Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя. ( с таршая, подготовительная группы) . Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии. ( с таршая, подготовительная группы) Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке. ( с таршая группа) . Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное. ( 2 мл. г руппа) . Учить детей видеть не только то, что изображено, но и воображать предшествующие и последующие события. ( с таршая группа) . Учить детей рассказывать по образцу. ( 2 мл. г руппа) . Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картине( старшая группа) . Развивать связную речь на основе использования приема сравнения. ( 2 мл. г руппа) . Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам. ( с редняя группа) . 5 задание Для второй команды: За каждый правильный ответ – 1 балл. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек. ( с таршая) Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек. ( Подготовительная) В какой группе вводится коллективное рассказывание? Старшая, конец года) . В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта? ( подготовительная группа) . Учить детей ко ллективному составлению писем( специальных текстов) ( старшая группа) . Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин. Старшая подготовительная. Учить придумывать рассказ или сказку н а самостоятельно выбранную тему( старшая группа) . Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитател я( старшая группа) . Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке( 2 мл адшая группа) . Учить детей составлять описательные рассказы по предметам( 2 млад шая группа) . 6. задание. Скороговорки   Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро. Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят» Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»    7. конкурс «Времена года» проводится поочередно.   Стихотворения о временах года.  Из конверта участники команд достают пейзажные картинки.  На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна  вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше.   8. задание. Кроссворд.   Решить кроссворд за определенное время. Каждой команде дается ли ст с кр оссвордом. Жюри засекает время и подсчитывает баллы. Кроссворд № 1 1. Речь, рассказ одного человека. 2. По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса. 2. По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление. 3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему. 4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история. 5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя. 6. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению. 1 2 3 4 5 6 Ответы:   1. Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3. Описание. 4. Рассказ. 5. Словесный. 6. Синонимы. Кроссворд № 2 1. Слова, противоположные по смыслу. 2. Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности. 3. Человек, который пишет книги, создает какие- нибудь произведения. 4. Часть речи, которая обозначает действие предмета. 5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др. 6. Разговор между двумя людьми. 7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. 1 2 3 4 5 6 7 Ответы: 1. Антонимы. 2. Повествование. 3. Автор. 4. Глагол. 5. Наглядный. 6. Диалог. 7. Загадка. 9. задание. Творческий конкурс.  Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута. Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться» Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»   10. задание  Блиц- опрос команд на время. Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной: «Мал золотник, да дорог» Большой золотник, да не нужен»   Для первой команды: «Коротка ночь до зари, коли много работы»( долог день до вечера, когда делать нечего) «Быстро передвигаться – далеко не уедешь»( тише едешь – дальше будешь) «У чужих плохо, а у себя еще хуже»( в гостях хорошо, а дома лучше) .   Для второй команды: «Красив дом без углов, а не красив без выпечки»( не красна изба углами, а красна пирогами) . «Кто поздно ложиться, у того ничего и нет»( кто рано встает, тому бог подает) «Что не посадишь, то и не вырастет»( что посеешь, то и пожнешь)    А сейчас жюри будет подводить итоги.  Звучит музыка  Жюри подводит итоги 1. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»? 2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?  3. Что такое диалог?  4. Что такое монолог?   5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое- либо явление  6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом- моралью   7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера   8. Как называется устное народное творчество, народная мудрость    Задание для группы №1. «Рукавичка» от лица рукавички   Задание для группы №2. «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча. Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят» Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке» Для первой команды: «Коротка ночь до зари, коли много работы» «Быстро передвигаться – далеко не уедешь» «У чужих плохо, а у себя еще хуже»  Для второй команды: «Красив дом без углов, а не красив без выпечки» «Кто поздно ложиться, у того ничего и нет» «Что не посадишь, то и не вырастет» Кроссворд № 1 1. Речь, рассказ одного человека. 2. По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса. 2. По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление. 3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему. 4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история. 5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя. 6. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению. 1 2 3 4 5 6 Кроссворд № 2 1. Слова, противоположные по смыслу. 2. Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности. 3. Человек, который пишет книги, создает какие- нибудь произведения. 4. Часть речи, которая обозначает действие предмета. 5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др. 6. Разговор между двумя людьми. 7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. 1 2 3 4 5 6 7 Для первой команды: За каждый правильный ответ- 1 балл. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное. Учить детей видеть не только то, что изображено, но и воображать предшествующие и последующие события. Учить детей рассказывать по образцу. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картине Развивать связную речь на основе использования приема сравнения. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам. Для второй команды: За каждый правильный ответ – 1 балл. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек. Учить составлять коллекти вные рассказы по набору игрушек В какой группе вводится коллективное рассказывание? В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта? Учить детей коллективному составлению писем( специальных текстов) Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин. Учить придумывать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке Учить детей составлять описательные рассказы по предметам

Оставить комментарий: