a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мышления."

Автор: Власова Людмила Вячеславовна Опубликовано: 2020-05-20 14:17:10

Игра - это "волшебная палочка", с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное - думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы в ней был элемент соревнования, если не с кем-то, так с самим собой.

Игра для развития анализа, синтеза и классификации.

     Положите перед ребёнком 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ребёнок должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет.

Игра для развития анализа и синтеза.

     По очереди берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет.

Игра для развития анализа и сравнения.

     Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.

 Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант.

Игра для развития анализа и обобщения.

     Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

 - чашка, ложка, тарелка, вилка; (посуда)

 - яблоко, груша, лимон, банан; (фрукты)

 - голубь, павлин, утка, цапля; (птицы)

 - собака, корова, свинья, баран; (домашние животные)

 - ромашка, кукуруза, крапива, ландыш; (цветы)

 - зима, весна, лето, осень (времена года).

«Выложи по памяти».

      Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Занимательные вопросы, игры-шутки.

     Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.

Разминка на быстроту реакции.

Из чего видна улица?

 Дед, который раздает подарки?

 Съедобный персонаж?

 Часть одежды, куда кладут деньги?

 Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

Если песок мокрый, то...

Мальчик моет руки, потому что...

Если переходить улицу на красный свет, то...

Автобус остановился, потому что...

Закончи предложение.

Музыку пишет... (композитор).

Стихи пишет... (поэт).

Белье стирает... (прачка).

Горные вершины покоряют... (альпинист).

Обед варит... (повар).

Загадки – шутки      

  В садике гулял павлин.

  Подошел еще один.

  Два павлина за кустами.

  Сколько их? Считайте сами.

 

Летела стая голубей:

2 впереди, 1 сзади,

2 сзади, 1 впереди.

Сколько было гусей?

                    

Вышла курочка гулять,  

    Забрала своих цыплят.  

    7 бежали впереди,  

    3 осталось позади.

    Беспокоится их мать  

     и не может сосчитать.

    Сосчитайте-ка, ребята,  

    Сколько было всех цыплят.

 

На большом диване в ряд

 куклы Танины стоят:

 2 матрешки, Буратино,  и весёлый Чиполлино.

Сколько всех игрушек?

 

Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).

  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

“Нравится - не нравится”.

      Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть, оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игривая,  ловит мышей…;  не нравится - царапается, убегает и т.д.

“Бывает - не бывает”.

     Вариант игры “съедобное - несъедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить.

Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар. 

“Отвечаем быстро”.

   Игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договориться, что малыш будет называть только цвета предметов. Например:  огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок – белый и т. п.  Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди.

«Угадай по описанию».

     Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Отгадывание небылиц

     Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

  • Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
  • Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
  • Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

Игра "Кто кем (чем) будет?"

     Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

 - цыпленок - петухом;

 - мальчик - мужчиной;

 - теленок - коровой или быком - бумага - книгой

 - снег - водой

 - вода - льдом

 - семечко - цветком

 - мука – блинчиками и т. д.

 

Игра - наоборот: "Кто кем был?".

 - лошадь - жеребенком

 - цветок – семенем и т.д.

 

Игра "Жили-были...".

     Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Приведем примеры.

 Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

 Взрослый задает вопрос:

"Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".

 "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"

 "Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".

 "Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"

 "Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Главное - сохранить у ребёнка радость от игры! От вас потребуется лишь проявить выдумку и фантазию, чтобы сделать предлагаемые игры весёлыми и увлекательными.

Оставить комментарий: