Опубликовано: 15:21:29 24-05-2020
Автор: Андрусенко Ольга Николаевна
Пояснительная записка.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше. Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
В.М. Песков
Гипотеза:
Если начать формировать ценностные представления о семье
с младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Реализация проекта: долгосрочный
Проблемы, на решение которых направлен проект:
1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
2.Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
3.Разобщенность между семьей и детским садом.
Участники проекта:
педагоги, родители, дети группы № 10.
Структура проекта:
1.Аналитический блок
2.Информационно-накопительный блок
3.Организационно-практический блок.
4.Презентационно – завершающий блок
5.Контрольно- рефлексивный блок.
Цель проекта.
Формировать у детей понятие «семья» и повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи для детей:
1.Формировать у ребёнка представление о семье, её составе, о взаимоотношениях между членами семьи;
2.Способствовать осознанию ребёнком себя, как полноценного, любимого члена семьи.
3.Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
Для педагогов:
1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников;
2.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов педагогов, родителей и детей, способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду.
3.Сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом;
4.Формировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.
Для родителей:
1.Побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих
мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс;
2.Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и ДОУ;
5..Привлекать к активному участию в конкурсах, детских праздниках, оформлении группы
Актуальность.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Проблема:
В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Считаю, что мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы побудило в проведению данного проекте.
Формы реализации проекта:
1.Организованная образовательная деятельность. 2.Сюжетно – ролевые, дидактические игры. 3.Рассматривание иллюстраций, картин, открыток, фотографий. 4.Беседы 5. Просмотр презентаций. 6.Работа с родителями. 7.Развлечение «Как хорошо, что есть семья» 8.Выставка совместных работ (детей и родителей) из природного материала. 9.Фотовыставка проекта. 10.Презентация – отчет о проделанной работе по проекту (для родительского собрания), подготовка к защите проекта.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
1.Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта. 2.Повысят уровень профессиональной компетентности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий. 3. Повысят творческий потенциал, самореализация. 4. Овладеют методом создания презентаций.
Для детей:
1.Дети получат необходимую информацию о своей семье, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции. 2.Дети будут иметь представление о родственных отношениях. 3.Будут проявлять уважительное отношение и любовь к родным и близким людям.
Для родителей:
1.Повысится компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. 2.Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. 3.Высокий уровень педагогической, коммуникативной культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей; 4.Оптимизация детско-родительских отношений; 5.Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
Продукт проектной деятельности:
1.Выставка детского творчества.
2.Выставка совместных работ (из природного материала) детей и родителей.
3.Фотовыставка о проектной деятельности «Как хорошо, что есть семья!»
4.Презентация – отчет о проделанной работе по проекту «Как хорошо, что есть семья!» (защита проектов, отчет на родительском собрании.) 5.Стенгазеты: «Папа, мама, я - дружная семья!» «Моя семья»
6.Статья на сайт МКДОУ д/с №8 «Как хорошо, что есть семья!»
Форма проведения итогового мероприятия:
Развлечение с участием родителей «Моя семья»
Этапы проекта.
I.Подготовительный.
(Информационно – накопительный)
Реализации проектной деятельности:
Содержание деятельности |
Срок |
Деятельность |
Результат |
|
Детей |
Родите- лей |
|||
1.Беседы на тему: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка».
|
Март-апрель |
Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы |
Помощь в организа- ции. |
Дети с удовольствием участвуют в беседах , отвечают на поставленные вопросы. |
2..Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождения мамы» |
Март-апрель |
Во время игр дети обогащают свои знания
|
Помощь в организа- ции.
|
Расширение и обогащение знаний детей
|
3.Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
|
Март-апрель |
Обогащение и расширение знаний детей
|
Помощь в организа- ции.
|
Дети обогащают свои знания
|
4Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Дарю подарки», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». |
Март-апрель |
Обогащение и расширение знаний детей
|
Помощь в организа- ции.
|
Во время игр дети обогащают свои знания
|
5 Коллективный труд в группе: «Мы помощники». «День добрых дел», «Уборка в игровом уголке», |
Март-апрель |
Сплочение коллектива |
|
Радость от результата труда
|
6.Создание альбомов: «Моя семья», «Наши праздники в детском саду», стенгазет «Папа, мама, я- дружная семья!» «Моя семья!»
|
Март-апрель |
Дети рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки по теме. |
Помощь в подборке материала |
Радость от общего дела |
7.Разучивание музыкальных произведений (песен, танцевальных движений) для совместного развлечения с родителями.
|
Май |
Прослушивание музыкальных произведений и разучивание песен, танцевальных движений |
Помощь в организации (повторение слов песен) |
Знакомство с музыкально - литературными произведениями. Итог-развлечение. |
8. Целевая экскурсия по территории детского сада. |
Апрель |
Обогащение и расширение знаний детей . |
|
Дети расширили знания о своем втором доме -детском саде. |
9.Организованная образовательная деятельность (художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация).
|
Март-апрель |
Отражают в своих работах полученные ранее впечатления |
Поощре-ние за результаты творчества |
Выставка детского творчества для родителей «Как хорошо, что есть семья!»
|
10.Игры-драматизации по сказкам «Волк и семеро козлят», «Репка». Кукольный театр «Теремок». |
Апрель |
Радость от совместных игр |
Помощь в изготовлении атрибутов. |
Радость от общего дела |
11.Познавательные занятия: «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте |
Апрель |
Обогащение и расширение знаний детей |
|
Расширение и обогащение знаний детей
|
12.Чтение: С. Капуткян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Н.Толстой «Бабушка и внучка», б.с. «Пых»«Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой..
|
Март-апрель |
Дети с удовольствием слушают художественные произведения, разучивают стихи. |
Подбор книг. |
Развитие речи детей |
13.Заучивание стихотворений: «Жили у бабуси», Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие |
Март-апрель |
Дети с удовольствием разучивают стихи. |
Повторение стихов дома. |
Развитие речи детей |
14.Выставка совместных работ из природного материала (детей и родителей).
|
Апрель |
Дети помогают родителям в изготовлении поделок. |
Изготовление поделок для выставки |
Выставка совместных работ, гордость детей за своих умелых родителей. |
15.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Это пальчик –дедушка», «В гости к пальчику большому». Подвижные игры: «Кто живет у нас в квартире?» |
Март-апрель |
Развитие физических качеств. |
|
Развитие физических качеств.
|
16.Просмотр презентаций, видеороликов о совместных праздниках детей и родителей. |
Март-апрель |
Дети с удовольствием смотрят презентации, гордость за свое участие. |
Помощь в подборе материала. |
Создание праздничного настроения. при просмотре презентаций.
|
17.Итоговое мероприятие- Совместное развлечение с родителями «Как хорошо, что есть семья!»
. |
Май |
Декламация стихотворений, исполнение песен, танцевальных движений. |
Приобретение сюрпризного момента для детей. Праздничное оформле-ние группы и зала. |
Отлично проведенный праздник, фото и видео съемка.
|
18.Подготовка презентации к защите проекта, заметка на сайт МКДОУ д/с №8
|
Май |
|
Просмотр на родительском собрании. |
Защита проекта. |
Схема реализации проекта в образовательных областях
Образовательные области |
Формы и методы работы |
Социально –коммуникативное развитие |
1.Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы». 2.Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Дарю подарки», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». 3. Создание альбомов: «Моя семья», «Наши праздники в детском саду». 4. Игры-драматизации по сказкам «Волк и семеро козлят», «Репка». 5. Кукольный театр «Теремок». 6.Тематическое занятие «Я и моя семья». 7.Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Как мы отдыхаем всей семьей». 8.Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома» 9.Сотворчество детей и родителей по теме проекта. 10 Коммуникативные игры: «Я расту…», «С днем рождения». 11.Коллективный труд в группе: «Мы помощники». «День добрых дел». |
Познавательное развитие
|
1.Познавательные занятия: «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте». 2.Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка». 3.Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
|
Речевое развитие
|
1.Беседы: «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Чем можно порадовать близких?», «Почему мама поздно ложится спать?», «За что бы меня похвалили дома?» 2.Чтение произведений; С. Капутикян «Моя бабуш ка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Н.Толстой «Бабушка и внучка», бел.сказка «Пых»,А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. 3.Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» 4.Заучивание стихотворений: «Жили у бабуси», Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие. 5.Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». 6.Заучивание пословиц и поговорок о семье. 7.Словесная игра «1,2,3,4 –кто живет у нас в квартире?»
|
Художественно – эстетическое развитие
|
1.Рисование на тему: «С кем я живу», «Моя семья», «Украсим свой дом», «Подснежники для милой мамочки», «Красивый платочек для бабушки». 2.Лепка «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы». 3.Аппликация; «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок маме», «Подарок папе- красивая открытка», 4.Оформление выставки детского творчества. 5.Конструирование, художественный труд: рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада. 6.Совместное изготовление стенгазет: «Поздравление для папы», «С праздником 8 Марта!», «Наши занятия», «Папа, мама, я – дружная семья!», «Моя семья!»
|
Физическое развитие |
1.Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «В здоровом теле – здоровый дух.» 2.Дидактические игры: «Опасно – вредно!», «Полезная и вредная еда». 3.Совместно с детьми разработать правила чистюли. 4 Просмотр презентации «Уроки Мойдодыра» 5..Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Это пальчик –дедушка», «В гости к пальчику большому». 6.Подвижные игры: «Кто живет у нас в квартире?» |
Взаимодействие с семьей |
1.Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» 2.Родительское собрание на тему: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед спасет меня!». 3.Тематические консультации: «Семья глазами ребенка», «Как провести выходной с ребенком», «Главные советы родителям дошкольников», «Памятка для родителей» 4.Памятки и рекомендации для родителей. 5. Оформление папки-передвижки, альбомов «Я и моя семья!», фотоколлаж «Моя семья!» 6. Оформление стенгазет к праздникам: «С новым годом!»«С Днем защитника Отечества!», «С праздником 8 Марта!»,«Папа, мама, я – дружная семья!», «Моя семья!» 7. Проведение совместных музыкальных праздников: «Здравствуй, Новый год!» «Мамин день» . 8. Совместное развлечение с родителями «Как хорошо, что есть семья!» 9. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала) – участие в Благотворительной Покровской ярмарке. 10. Сотворчество детей с родителями выставка поделок на тему: «Здравствуй, Новый год!» «Творчество моей семьи». 11.Трудовой десант – обновление участка .
|
|
|
III. Заключительный этап.
1.Оформление паспорта проекта.
2.Выставка детского творчества, оформление папки-передвижки, стенгазет.
4.Выставка совместных работ (из природного материала) детей и родителей. 5. Статья на сайте МКДОУ детский сад №8.
7.Развлечение с участием родителей «Как хорошо, что есть семья!»
Рефлексивная записка (заключение).
В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам необходима и жизненно необходима ребёнку. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогает нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители становятся более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Устанавливаются доверительные детско-родительские отношения. У родителей появляется заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. Результатом проекта является удовлетворенность от общения, проделанной работы и совместных дел родителей, детей и педагогов. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что родители превращаются из наблюдателей в активных участников образовательной и воспитательной жизни своих детей в детском саду. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от качества их общения со своими детьми и времени, которое они потратят на это!
Педагогический инструментарий:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы М.А.Васильевой ( В соот. ФГОС)
2.«Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
3.«Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.
4.Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г.,№3 «Родовое дерево»
5.«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)6.Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л.Н.Попова, М.Н.Гонторевская. Практические материалы. М.:»ТЦ Сфера» 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ») 6.Интернет-ресурсмм