a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа "Город, в котором я живу"

Автор: Александрина Елена Владимировна Опубликовано: 2020-05-25 08:12:13

Документы для скачивания

Программа «Город, в котором я живу» Мною разработана и реализуется в практике профессиональной деятельности программа «Город, в котором я живу», утвержденная на заседании педагогического совета, протоколом №1 от 30 мая 2019г. Программа состоит из 4 разделов: введение, целевой раздел, содержательный раздел и организационный раздел. ВВЕЛЕНИЕ Пояснительная записка Характеризуя свою программу «Город, в котором я живу», хочется отметить, что ребенок приходит в огромный и многоликий мир. Ему так много предстоит понять, узнать, освоить. Особенно, если это мир города. Здесь законы природы действуют лишь отчасти, здесь существует свой «язык», свои не писаные правила, свои «можно» и «нельзя». Первоначально, малыш знакомится с городом под руководством родителей, шаг за шагом, расширяя границы своего присутствия – от порога родной квартиры до своего двора, ближайшего магазина, поликлиники, кинотеатра, парка и т. д. Город понемногу раскрывает ему свои тайны, учит своим законам, приобретает пространственные очертания. К 5- 6 годам у дошкольника накапливается небольшой, но проверенный практикой опыт общения с разнообразными объектами городской среды и поведения в общественных местах. И перед педагогами и родителями встает новая задача – помочь малышу систематизировать полученные представления, осознать собственное отношение к родному городу, расширить круг тех умений, которые нужны ему для жизни в городе, поддержать его в желании «изучать» город дальше. На решение обозначенных проблем и нацелена моя программа «Город, в котором я живу», адресованная детям старшей и подготовительной группы ДОУ. На мой взгляд ее важнейшие принципы: город понятный и близкий ребенку, увиденный им и измеренный его шагами, город, «соавтором» которого является он сам. По моему мнению, главное отличие программы «Город, в котором я живу» от других программ, разработанных педагогами для детей старшего дошкольного возраста, заключается в том, что в результате ее реализации ребенок получает не знание о городе, а знание самого города – закономерностей его существования, специфических особенностей его облика, распорядка его жизни. Именно этот опыт жизни в городской среде, обретенный в 5- 6- летнем возрасте, может стать основой для дальнейшего изучения Родного города, и внедряется мной в работу моей группы, как региональный компонент. Она полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования( ФГОС ДО) . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Я считаю, что программу «Город, в котором я живу» можно отнести к типу «культурно- образовательных программ», которые рассматривают окружающую ребенка среду, как среду развития его личных способностей и качеств и нацелены на воссоздание в сознании ребенка целостного представления об окружающем мире в неразрывном единстве Природы, Культуры, Человека. Этот тип программ базируется на идеях Л. С. Выготского об окружающей среде, которую ученый рассматривает как источник развития человеческих качеств личности. Положение, высказанное несколько десятилетий назад, дополнено современными психолого- педагогическими представлениями о развитии личности ребенка, которые диктуют настоятельную потребность расширения пространства образования за счет новых сфер, поддерживающих это развитие. Все более важную роль среди них играет окружающая ребенка городская среда, представляющая собой тесную связь природы и культуры. Цель и задачи программы: Программа «Город, в котором я живу» носит личностно развивающий характер. Ее цель- социализация старшего дошкольника в процессе организованного взаимодействия с объектами, составляющими природное и культурное наследие г. Цимлянска Работая по программе, решаются три основные задачи, тесно взаимосвязанные между собой: помочь дошкольнику освоить город как среду своего существования; дать навыки взаимодействия с различными объектами городского пространства; сформировать у ребенка собственное эмоционально- ценностное отношение к г. Цимлянску. Планируемые результаты освоения программы: Результатом освоения программы становиться обретение старшими дошкольниками нового социокультурного опыта, необходимого горожанину, проживающему в городе. По окончании реализации программы ребенок сможет объяснить, что такое «город», из каких частей состоит городское пространство; соблюдать правила дорожного движения и корректного( соответствующего городскому этикету) поведения в различных социокультурных институтах( музее, библиотеке, магазине и других учреждениях, где чаще всего бывают дошкольники вместе с родителями) ; ориентироваться в пространстве своего микрорайона( микрорайона проживания, нахождения дошкольного образовательного учреждения) ; использовать различные способы ориентирования в незнакомом пространстве города – схема, план; расшифровывать символические знаки- ориентиры( пиктограммы) , используемые в городско м пространстве  рассматривать объекты природного и культурного наследия; сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты городской среды с целью получения интересующей ребенка информации; определять утилитарное предназначение различных незнакомых городских объектов по их внешнему виду; вступать в коммуникативное взаимодействие с горожанами – носителями разного культурного опыта и информации( понимать к кому из горожан можно обратиться за интересующей информацией, уметь выстраивать обращение, формулировать и задавать вопросы, соблюдать этические нормы общения и пр. ) ; рассказать о любимом уголке города( достопримечательности, музее, библиотеке и пр. ) ; назвать не менее 3- х специфических( отличительных) особенностей г. Цимлянска; перечислить официальные( герб, флаг) и неофициальные( достопримечательности г. Цимлянска) , узнавать их на фотографиях и в реальной городской среде; узнать по изображению не менее 5 достопримечательностей г. Цимлянска назвать не менее 3- х городских традиций современного г. Цимлянска; проявлять готовность участвовать в традиционных городских событиях( праздниках, акциях, фестивалях и пр. ) ; объяснить важность соблюдения бережного отношения к объектам культурного и природного наследия города; выразить свое личное отношение к городу( в рисунке, словах и пр. ) . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Структура программы: Характеризуя структуру программы, можно отметить, что она построена на основе концентрического подхода и выражается в том, что любые понятия сначала изучаются в элементарном виде, затем эти понятия углубляются и расширяются. Написана программа в виде двух концентров, что предполагает освоение сквозных тем, реализуемых как в старшей, так и подготовительной группах. Изменения в программе на каждом возрастном уровне связаны с расширением пространства города – от своего микрорайона к историческому г. Цимлянска, а также с усложнением поисковых и исследовательских задач, которые ставятся перед ребенком. Такая структура позволяет, несмотря на преемственность содержания первого и второго года обучения, в случае необходимости реализовывать и каждый концентр в отдельности. Преемственность содержания соблюдается за счет обращения к одним и тем же темам в старшей и подготовительной группе, однако реализуются они на разном материале. Ведущая идея первого концентра – освоение ближайшего окружения ребенка( микрорайона) , приобретение первых умений взаимодействия с объектами городской среды. Предлагаемые занятия помогут обобщить уже существующие у детей знания и представления о городе, в котором они живут, и значительно расширить их; показать неразрывную связь местожительства дошкольника( зачастую отделенного от известных достопримечательностей) с тем г. Цимлянском, о котором рассказывают книги; применить собственный опыт освоения городского пространства на практике и обогатить его. Сюжетной линией, объединяющей все учебные модули( занятия) этого цикла является «переписка» дошкольников с персонажем( хорошо знакомым детям) . Персонаж является проводником детей по городу: расскажет, что такое «город», поможет собрать впечатления детей в единую картину, научит внимательно вглядываться в окружающее, познакомит с правилами городской жизни. Следующий концентр предполагает, что, используя приобретенные знания и умения, дошкольники «переступают» порог города знакомого, освоенного, понятного и пускаются в большое путешествие по г. Цимлянску. Им предстоит от исследования собственного микрорайона, перейти к знакомству с историческим центром г. Цимлянска( Город примечателен архитектурой, которая отличается от остальных городов Ростовской области, точнее его микрорайон, называемый «Городок энергетиков». Он выстроен в стиле курортов 1950- х годов, сталинском ампире. В том же стиле выстроены административные здания города и ГЭС. Архитектурный ансамбль Приморского парка, признанный памятником истории, архитектуры и градостроительства, выполненный в стиле неоклассика, в структуре центра города выделяется как значительная архитектурная доминанта г. Цимлянска. История создания ансамбля Приморского парка неразрывно связана с историей зарождения Цимлянска и Цимлянской гидроэлектростанции) . Дошкольники вновь будут «собирать» городские впечатления, учиться законам городской жизни, исследовать объекты городской среды, но теперь поле их деятельности значительно расширяется. В результате у ребенка должен сложиться свой, непохожий на другие образ г. Цимлянска, выработаться собственное эмоциональное отношение к городу, в котором предстоит им жить. Достигнуть личностного отношения удается благодаря тому, что объектом изучения становятся не столько достопримечательности, сколько особенности, специфика нашего города, его уникальность и неповторимость. Не случайно, основная тема второго года обучения – вода, во многом определяющая и облик города, и его образ жизни. Логично также, что в качестве «путеводной ниточки», которая помогает ребенку из довольно фрагментарных впечатлений выстроить целостную картину города, в данном концентре, выбрано Цимлянское водохранилище. Цимлянское водохранилище – главная водная артерия г. Цимлянска, оно является центром города, его началом и самой главной доминантой, вокруг него сосредоточены наиболее значимые архитектурные ансамбли, памятники и сооружения. Помогает осваивать дошкольникам это «исторически» насыщенное водное пространство г. Цимлянска, как и в первом концентре, вполне реальный персонаж. Сущность усложнения поисковых задач, решаемых дошкольниками в процессе освоения содержания каждого из указанных концентров, выражается в постепенном увеличении доли самостоятельности детей при проведении исследования и переходе от индивидуальных заданий к групповым и коллективным. В рамках первого концентра( дети 5- 6 лет) все задания, предлагаемые дошкольникам, решаются детьми индивидуально, в парах, тройках, состав может быть сначала постоянным, а в последствии и меняться и при непосредственном участии и руководстве педагога. Мы используем две базовых модели заданий и упражнений: 1) воспитатель ставит проблему и намечает пути решения, за дошкольниками остается лишь поиск ответа; 2) воспитатель ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение старшие дошкольники ищут самостоятельно. Второй концентр( дети 6 – 7 лет) предполагает реализацию иной модели исследовательских заданий: Дошкольники должны сформулировать проблему исследования, определить возможные пути ее решения и найти само решение самостоятельно. Педагог является лишь консультантом или координатором исследовательской деятельности детей. Усложняется и характер заданий: детям предлагается все больше групповых и коллективных проектов, требующих согласования действий и мнений всех участников исследования. Программа каждого концентра структурирована по разделам, которые осваиваются последовательно друг за другом: Введение – вводные занятия, нацеленные на обобщение существующих у дошкольников представлений о городе и выявление опыта поисковой и исследовательской деятельности в городской среде. Городские впечатления – реализуется с( сентября по январь) , предполагает обращение к «образу» города, приобретение опыта восприятия и эмоционального «переживания» своего окружения. В ходе изучения данного раздела дошкольники накапливают собственные впечатления о городе – его внешнем облике, характере, жителях. Основная задача – «открыть» и активизировать все каналы восприятия городской среды, доступные ребенку – зрение, слух, тактильные ощущения, кинестезические переживания( ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий) , создав, таким образом, почву для комплексного исследования природной и культурной среды. Обстоятельства городской жизни( январь – март) – предполагает освоение основных законов существования города, правил, необходимых для гармоничного существования в городской среде. Данный раздел призван дать, прежде всего, первичные навыки ориентации и социализации ребенка в городской среде. Городские диалоги( апрель- май) – попытка обобщения накопленного опыта исследования и изучения города, создания его целостного образа. В ходе реализации данного раздела дошкольник приобретает опыт творческого преобразования городской среды, выступая в качестве полноправного субъекта «диалога» как с различными объектами городского пространства, так и с городскими жителями. Одним из важнейших приоритетов деятельности дошкольника на данном этапе становится коллективная деятельность, что предполагает развитие навыков общения со сверстниками при решении общих задач. Выбор данных разделов, порядок их освоения и, соответственно, логика развертывания программного материала, определены тремя обстоятельствами: Соответствием традиционному для дошкольного образования делению образовательной программы по сезонам. Каждый раздел программы( исключая «Введение») реализуется в течение одного времени года( осень, зима, весна) , что позволяет, с одной стороны, проследить трансформацию облика города в контексте природных изменений, а с другой – сохранить привычную для дошкольного обучения «привязку» программы к сезонам года, что дает возможность легко вклинить ее в базовую образовательную программу, реализуемую в детском саду. 2. Усложнением содержания, связанным с систематизацией и обобщением накопленного материала. Поэтапное освоение разделов программы, предполагает постепенный переход от простого к сложному, от частного к общему: от осознания специфики внешнего облика города как особого типа населенного пункта( раздел «Городские впечатления») к освоению основных правил городского образа жизни( Обстоятельства городской жизни) и далее – к знакомству с общими и универсальными законами существования города в пространстве и времени( Городские диалоги) . Городские впечатления 1. Анализ имеющихся впечатлений и накопление новых представлений об особенностях города, как населенного пункта. ( первый год обучения) 2. С пецифике месторасположения и облика г. Цимлянска. ( второй год обучения) Проблема детского исследования: Что такое город и как он может выглядеть? Обстоятельства городской жизни Освоение законов городского образа жизни, базовых правил безопасного, адекватного и комфортного поведения, необходимых для гармоничного существования человека в городской среде. Проблема детского исследования: Как город определяет поведение горожанина? По каким правилам живет человек в городе? Городские диалоги Освоение основных законов существования города, правил, по которым строится городское пространство, протекает жизнь населенного пункта как «целостного организма». Проблема детского исследования: По каким законам существует город в пространстве и времени? 3. Постепенным накоплением опыта исследовательской деятельности. В ходе освоения каждого из разделов программы, идет отработка умений и навыков исследовательской деятельности, способов взаимодействия с различными объектами городской среды, которые усложняются по нарастающей – от наблюдения и неосознанного эмоционального впечатления – к полноценному исследованию и созданию на этой основе собственных «культурных текстов»( эмоциональных высказываний, логических умозаключений, продуктов творческой деятельности) . Динамика наращивания исследовательских умений и навыков Городские впечатления Освоение спектра возможного инструментария исследования городской среды: на первом концентре: освоение алгоритма методов исследования – наблюдения, комплексного исследования объектов на основе интеграции различных органов чувств и источников информации; на втором концентре – экспериментальное исследование – проведение физических опытов, моделирование ситуаций. Обстоятельства городской жизни Отработка разнообразных приемов и методов мыслительной обработки информации( анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение и пр. ) Городские диалоги Отработка алгоритма интерпретации и презентации полученной информации( предъявление и обоснование собственной версии, варианта решения проблемы) Каждый из перечисленных разделов в свою очередь делится на три темы, связанные с постижением одной из трех составных частей города( соответствующих формам бытия) : «природы», «культурного наследия»( предметной среды, созданной руками человека) и «социума»( городского сообщества) . Тема Раздел Природа Культурное наследие Социум Городские впечатления Городской пейзаж Город в подробностях Городские жители Обстоятельства городской жизни Когда природа засыпает Как не потеряться в городе Городские роли Городские диалоги Весна приходит в город В лабиринте, городских достопримечательностей Городские традиции 720725- 136779000 Рассматривая, выделенные внутри каждого раздела темы, они практически не связаны между собой по содержанию, однако предполагают единую стратегию реализации исследовательской деятельности дошкольника. Кроме того, их реализация на протяжении двух лет обучения позволяет выстроить систему изучения города: Тема «Природа» содержит занятия, дающие возможность проследить за теми изменениями, которые происходят с городом на протяжении года. Для первого концентра данная тема связана с исследованием животного и растительного мира города, возможных форм существования природы в городской среде. Объектом исследования второго концентра становятся особенности природы г. Цимлянска, ее влияние на облик города и жизнь горожан. Тема «Культурное наследие» предполагает накопление опыта с различными «рукотворными» объектами городской среды, как типичными( первый концентр) , так и вполне «Донскими»( Цимлянскими) при изучении второго концентра. Следующий шаг связан с освоением специфики и структуры городского пространства, и, как итог – приобретение опыта осознанного существования в нем. Наконец, тема «Социум» дает представление о горожанах и городском образе жизни, знакомит с общественными центрами города, дает опыт освоения различных социальных ролей, приобщает ребенка к городским традициям. При освоении второго концентра программы акцент переносится с понятия «горожанин» на понятие « Цимлянин »: Цимлянский житель, Цимлянские традиции становятся ведущими темами предлагаемых занятий. Таким образом, предлагаемая структура программы «Город, в котором я живу» позволяет реализовать комплексный подход в изучении края, создать условия для формирования у ребенка целостной картины города, который: существует в природной среде и организует эту среду; подчиняется законам, характерным для любого города мира, но имеет свое «лицо» и свой характер; наполнен жителями, составляющими особую общность людей – горожане, которые, к тому же с гордостью называют себя « Цимляне ». Разделы и темы каждого из концентров изучаются в рамках тематических образовательных модулей, которые реализуются в течение 1- 2 недель через систему различных форм деятельности: Городская прогулка; Совместная деятельность; ИЗО- площадка. Городская прогулка представляет собой особую форму постижения города, которая позволяет научить ребенка смотреть и видеть, наблюдать и исследовать, сопоставлять и анализировать, самостоятельно делать «открытия», приобретать представление о мире не с чужих слов, а в результате собственного физического, эмоционального и культурного опыта. Как правило, городская прогулка предшествует беседам и рассказам о городе, становясь основным источником краеведческих представлений и основой для личных размышлений детей. В ходе реализации второго концентра, идет «живое» общение ребенка с городом. В связи с этим, целесообразно начинать изучение каждого раздела с небольшого путешествия детей и родителей в центр города, в виде небольшого образовательного путешествия. Совместная деятельность – сотрудничество детей и педагога, нацеленное на решение конкретной познавательной проблемы. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. В ходе совместной деятельности, проводимой с использованием различных педагогических технологий и методик, дошкольники имеют возможность обобщить и расширить имеющийся опыт городской жизни, приобретенный в повседневной жизни или во время городской прогулки. ИЗО- площадка форма организации художественно- творческой и проектной деятельности ребенка, связанной с анализом собственных впечатлений о городе. Кроме того, предусмотрены семейные образовательные путешествия, которые призваны помочь детям совместно с родителями исследовать городскую среду, отточить свои умения и навыки, обобщить изученный материал, сделать новые открытия. Каждый образовательный модуль имеет законченный характер и может рассматриваться как самостоятельная содержательная деятельность, что расширяет возможности, позволяя варьировать ее содержание, выбирать те модули, которые необходимы для реализации целей и задач педагога или группы, детского сада, который может, как и я работать по программе «Город, в котором я живу», в свою практику. Однако эффективные результаты достигаются при реализации всех предусмотренных программой учебных модулей. Содержание программы: Раздел Тема 1 концентр 2 концентр Введение Тема 1. В поисках города Понятие «город». Предметное наполнение городской среды. Функциональное предназначение отдельных городских элементов( дом, улица, парк, фонарь, стадион и пр. ) . Понятие «город». г. Цимлянск – город, в котором мы живем. Обилие городских объектов, связанных с водой, как специфическая черта предметного наполнения пространства г. Цимлянска. Раздел I. Городс к ие впечатления Тема 1. Городской пейзаж Природа как часть городской среды. Зависимость облика города от того природного контекста, в который он вписан. Санитарно- гигиеническая, релаксационная и декоративно- планировочная функции городской природы. Богатство и специфика городской фауны. Птицы и животные, обитающие в г. Цимлянске. Особенности их жизни в большом городе: приспособленность к городским условиям и зависимость от поведения и отношения к себе горожан. Богатство и специфика городской флоры. Виды растений, п роизрастающих в г. Цимлянске. Разнообразие «зеленых уголков» города: парки, скверы. Изменение хара ктера природного мира г. Цимлянска, как результат активной деятельности человека. Природа как часть городской среды. Зависимость облика города от того природного контекста, в который он вписан. Особе нности местоположения г. Цимлянска. Город, родившийся на берегу Цимлянского водохранилища. Специфика климата г. Цимлянска. Влияние климата на внешний облик города, на настроение и жизнь горожан. Изменение характера природного мира г. Цимлянска, как результат активной деятельности человека. Тема 2. Город в подробностях Город в наших ощущениях. Возможности изучения городской среды( зрение, слух, обоняние, осязание и т. д. ) в формировании представлений о городе. Местоположение города как ведущий фактор формирования облика города. Особенности городского силуэта Сдержанность цветовой палитры парадного г. Цимлянска. Многообразие образов г. Цимлянска, как результат индивидуально- личностного восприятия городской среды различными людьми. Город, где архитектурный стиль «сталинский ампир»: роль строительных деталей в формировании образа города. ГЭС, как особая примета г. Цимлянска. Отражение морского характера г. Цимлянска в городе. Архитектурные строения как символы г. Цимлянска Тема 3. Городские жители Горожане как особая общность людей. Я и моя семья – жители г. Цимлянска. Особенности городского образа жизни: разобщенность людей, быстрый ритм жизни, многообразие социальных ролей. Городские праздники и их роль в объединении горожан. Портрет жителей г. Цимлянска, его особенности. Труд людей в городе, как основа его процветания. Спектр городских профессий. Как влияет местоположение города на профессии его жителей. Профессии жителей г. Цимлянска. Городские праздники и их роль в объединении горожан. Раздел II. Обстоятельства городской жизни Тема 1. Когда природа засыпает … Цимлянск зимой. Трансформация облика города в связи со сменой времени года. Особенности жизни городской природы в зимний период. Город – пространство, в котором человек способен управлять законами природы. Городские животные и ра стения, которые не боят ся холодов и стужи. Трансформация образа жизни горожан в связи со сменой времени года. Снег и холод как источники новых развлечений жителей города. Необычные зимние развлечения жителей г. Цимлянска, связанные с Цимлянским водохранилищем. Цимлянское водохранилище зимой: образ водохранилища его особенности. Необходимость дополнительного освещения городских улиц зимой как следствие короткого светового дня. Ф онари г. Цимлянска. Тема 2. Как не потеряться в городе План как инструмент ориентирования в городском пространстве. Правила ориентирования в городе. Многообразие городских ориентиров: высотные доминанты, вывески и знаки- символы. К арта – схема, как инструмент ориентирования в городском пространстве: условные обозначения, правила «чтения». Город на карте: особенности изображения. Всемирно известные объекты природного и культурного наследия как ориентиры для передвижения по историческому центру. Адрес – самый надежный городской ориентир. Особенности адресной системы г. Цимлянска Тема 3. Городские роли Многообразие социальных ролей горожанина. Необходимость соблюдения правил и норм поведения как условие сохранение общности горожан. Городской этикет. Я – пешеход. Правила дорожной безопасности. Я – пассажир. Обществен ный транспорт г. Цимлянска. Правила поведения в различных видах наземного городского транспорта. Многообразие социокультурных учреждений в городе. Необходимость соблюдать особые правила, принятые в тех или иных социокультурных учреждениях. Правила корректного поведения в театре и пр. Многообразие социальных ролей горожанина. Необходимость соблюдения правил и норм поведения как условие сохранения общности горожан. Городской этикет. Правила движения в потоке людей( улица, магазин и пр. ) . Правила безопасного поведения. г. Цимлянск – город с музеями, библиотек ами, домами культуры. Правила поведения в данных социокультурных институтах. Раздел III. Городские диалоги Тема 1. Весна приходит в город Трансформация облика города и образа жизни горожан в связи со сменой времени года. Образ весеннего г. Цимлянска. Весенние изменения, происходящие в природе, как источник обновления города. Субботники как способ помочь городу «проснуться» после зимы. Трансформация облика города и образа жизни горожан в связи со сменой времени года. Тема 2. В лабиринте Дом как особо организованное пространство, предназначенное для комфортного проживания. Выразительность( красота, привлекательность) – качество, присущее старинным зданиям, городских пространств Многообразие общественных зданий города. Отражение назначения здания в его архитектуре. Городская улица – особое пространство, спроектированное с учетом безопасности и комфорта. Типы городских улиц, переулков. Особенности их организации. Правила нумерации домов, принятые в г. Цимлянске. Городские детали, придающие каждой улице свой характер. расположенным в историческом центре « город ка энергетиков». Как украшены дома. Символика дома как отражение социального статуса, профессии, пристрастий своего хозяина. Площадь как особый тип городского пространства, место, где пересекаются многие городские функции. Городская площадь, улица Боевой Славы, Аллея Героев. Тема 3. Городские традиции Понятие «традиция». Объединяющая роль городских традиций. Традиция вежливого поведения жителей г. Цимлянска – основа понимания горожанами друг друга, залог сохранения добрососедских отношений. Празднование Дня Победы как особая традиция. Как город готовиться к празднику. Общепринятая символика Дня Победы. Праздничные акции и мероприятия, проводимые 9 мая в городе: парад, возложение цветов к мемориалам, фейерверк и пр. Празднование Дня рождения г. Цимлянска, как особая городская традиция. Понятие «День рождение города». Проектирование праздника, посвященного Дню рождения города. Понятие «традиция». Объединяющая роль городских традиций. Празднование Дня Победы как особая традиция Мужество и стойкость жителей города, проявленные во время ВОВ. Формы сохранения в городе исторической памяти: установка мемориалов, проведение памятных акций. Празднование Дня рождения города как особая городская традиция. Изменение облика городских улиц накануне Дня рождения г. Цимлянска. Символика г. Цимлянска и Цимлянского района герб, флаг города. История основания г. Цимлянска. Характеристика образовательных технологий и методов: Характеризуя программу «Город, в котором я живу», хочется отметить, что она ориентирована на использование разнообразных методов и технологий внеаудиторного образования, таких как: учебная прогулка, образовательное путешествие, наблюдение, эксперимент, дискуссия, музейно- педагогическое занятие и т. д. Все перечисленные методы предполагают активную деятельность обучающихся в процессе исследования окружающего мира, который становится основой для частных конкретных наблюдений, суждений и выводов, помогая в дальнейшем перейти к общим понятиям и закономерностям. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников: Анализируя целенаправленное и систематичное взаимодействие педагога с семьями воспитанников – непременное условие реализации программы «Город, в котором я живу», это сотрудничество, которое должно быть направлено на решение следующих задач: Согласование между педагогами и родителями ценностно- смысловых позиций по вопросам образования дошкольников( зачем детям нужно осваивать город, что изучать и как это целесообразнее делать? ) . Выявление познавательных запросов и потребностей семей с целью их учета при организации непосредственной образовательной деятельности по программе. Информирование родителей об успехах детей, которые осваивают программу «Город, в котором я живу» Оказание психологической и методической помощи семьям воспитанников, которые включились в совместное с ребенком познание города. По моему мнению, первая задач может быть решена посредством разработка программы педагогического просвещения родителей( тематические родительские собрания, мастер- классы, творческие мастерские по проблемам освоения ребенком городского пространства) , а также через организацию совместных культурно- образовательных событий( семейные образовательные путешествия, семейные городские досуги в ДОУ) . Что бы решить вторую задачу разрабатывается и проводится система диагностических исследований( анкетирование, собеседование и пр. ) . Решая третью задачу, создаем систему оповещения родителей о прохождении программы воспитанниками( например, создание анонсов недельных образовательных модулей) , организуем выставки творческих работ детей, проводим открытые занятия. Четвертая задача решается посредством разработки методических и дидактических материалов, которые адресованы родителям. Особенности работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья: На мой взгляд программа «Город, в котором я живу» в силу своей специфики доступна для освоения воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Это возможно благодаря общей направленности программы( социализация дошкольников через освоение ближайшего к ДОУ природного и культурного наследия) , так и используемым методам и технологиям. Все методики, применяемые в процессе реализации программы: а) программа основывается на субъективном опыте, полученном воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ) в повседневной жизни; б) ориентируется на познание города на основе чувственного восприятия, что позволяет дошкольникам использовать различные способы получения информации о городе( зрение, слух, осязание, моторику и пр. ) в) предусматривает организацию коллективного обсуждения образовательных ситуаций и учебных задач, в рамках которого уточняется, расширяется и систематизируется опыт детей с ОВЗ. Для освоения программы «Город, в котором я живу» детям с ограниченными возможностями здоровья целесообразно выстроить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника, при поддержке специалистов ДОУ – психолога, логопеда, медицинского работника. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Кадровые условия реализации программы: Для того, чтобы реализовывать программу «Город, в котором я живу», не нужно специального образования, это может делать педагог любой специальности, работающий в дошкольном учреждении – воспитатель, старший воспитатель, педагог- психолог. Я считаю, что обязательным требованием, предъявляемыми к профессиональной подготовке педагога, являются: наличие у педагога базовых знаний о г. Цимлянске; понимание педагогом цели, задач и специфики программы; владение педагогом методами и технологиями освоения культурного и природного наследия города, используемыми в работе с дошкольниками( стратегия визуальной коммуникации, метод работы с вещью в контексте культуры, городская прогулка, образовательное путешествие, городской квест и пр. ) . Приобрести необходимую профессиональную компетентность педагог может занимаясь самообразованием. Организация развивающей предметно- пространственной среды: Для того, чтобы реализовать программу «Город, в котором я живу» не требуется создания в дошкольном образовательном учреждении особой развивающей предметно- пространственной развивающей среды. Для успешной работы по программе имеющуюся предметно- пространственную развивающую среду следует лишь дополнить за счет создания: коллекции предметов, которые могут использоваться для отработки у детей навыков исследовательской деятельности( бытовые вещи, используемые в повседневной жизни горожанами, предметы из мини- музея, сувениры и пр. ) ; коллекции фотографий объектов природного и культурного наследия микрорайона и исторического центра г. Цимлянска, которые могут использоваться для организации групповой работы детей; коллекции электронных презентаций, используемых на занятиях; коллекции маршрутов семейных образовательных путешествий. Особенностью реализации программы является использование развивающего потенциала непосредственно городского пространства, что предусматривает «выходы» детей за пределы ДОУ на городские прогулки по микрорайону, в парк, к достопримечательностям г. Цимлянска. Нормативно- правовое сопровождение программы( локальные акты) Некоторые организационные вопросы реализации культурно- образовательной программы «Город, в котором я живу» требуют разработки локальных нормативно- правовых актов. Прежде всего, они касаются проведения городских прогулок и образовательных путешествий по микрорайону, а также по работе с семьями воспитанников. В числе обязательных для разработки локальных документов ДОУ должны быть: Положение о проведении городских прогулок( образовательных путешествий) ; Инструкция по охране труда при проведении прогулок, экскурсий. Описание материально- технического обеспечения программы: Для реализации культурно- образовательной программы «Город, в котором я живу» необходимы следующие материально- технические условия: наличие мультимедийной техники для демонстрации изображений объектов природного и культурного наследия и прослушивания аудиозаписей – компьютера, проекта, экрана, звуковых колонок; наличие оргтехники( ксерокс, принтер) для тиражирования дидактического материала, используемого на занятиях с детьми, а также методических материалов для родителей; наличие фотоаппарата для создания педагогом фотоизображений объектов природного и культурного наследия микрорайона с целью их дальнейшего использования при организации занятий; наличие материалов для создания детьми творческих работ – бумага, краски, кисти, пластилин, клей, ножницы и пр. ; выход в Интернет для использования доступных образовательных цифровых ресурсов( для организации виртуальных путешествий по городу) ; сайт ДОУ, где может размещаться информация о реализации программы «Город, в котором я живу».

Оставить комментарий: