Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы (звуки л-ль)

Опубликовано: 14:08:59 28-05-2020

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна

Конспект НОД в подготовительной группе

«Этот загадочный подводный мир!», дифференциация звуков Л - Ль.

Образовательная область: речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир!», звуки Л-Ль

Цель: учить дифференцировать звуки Л -Ль по твёрдости-мягкости; познакомить с их графическим обозначением; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании притяжательных прилагательных, закрепить правильное употребление предлогов; развивать связную речь.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;
  • совершенствовать словарный запас;
  • грамматический строй речи;
  • звукопроизношение;
  • совершенствовать навык употребления предлогов в речи;
  • совершенствование навыка звукового - буквенного анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»;
  • совершенствовать навыки словообразования;
  • развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторики;
  • активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

формировать умение работать и играть в коллективе;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Материалы и оборудование:

  • глобус;
  • CD с записью шумов моря;
  • картинки обитателей морей и океанов;
  • сигналы твёрдых и мягких согласных звуков;
  • игровое поле, изображающее морское дно;
  • плоскостные изображения обитателей животных морей и океанов на «липучках»;
  • игрушка – рыба анти - стресс;
  • карточки с картинками и схемами;
  • контейнер с фишками для звукового анализа слов;
  • простые карандаши и ручки;
  • мяч;
  • перфокарты 

Ход деятельности

  1. Оргмомент.

Логопед: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус.)                                                                               

А вот наш помощник. Ребята, это?

Дети: Глобус.

Логопед : Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: Разноцветным.

Логопед: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Логопед: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны, реки, озера.

Логопед: Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. (Включаю CD с записью звуков моря).

Логопед: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Логопед: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

  1. Дыхательное упражнение:
  • Вдох через нос. Выдох через рот
  1. Артикуляционная гимнастика:
  • «Чашка», «Грибок», «Гармошка»
  1. Знакомство со звуками Л - Ль.

Логопед: Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие?  На чем можно отправиться в путешествие?

Дети: На корабле, на лодке, на теплоходе, на плоту и т. д.

Логопед: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Логопед: В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению.

Логопед: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает солнце.

 Логопед: Какие морские животные здесь живут, самые умные и добрые?

Дети: (Дельфины.)

Логопед: Дельфины – млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух.

Логопед:  Загадка для детей:

У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь вот к нам попала.

- Кто это?

Дети: Рыба-пила

Логопед: Как вы думаете, почему рыба – пила получила такое название?

Дети: Нарост на голове напоминает пилу.

Логопед: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже.

Логопед: Загадка для детей

Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба… (КАМБАЛА)

У камбалы сильно сплющенное тело и глаза  расположены на одной стороне.

Логопед:

Только я из рыб с успехом,
Очень быстро и легко
По морям и горным рекам
Плаваю так хорошо.
- Ребята, кто это? (ФОРЕЛЬ). Форель очень быстрая рыба,  плавает со скоростью 16 км в час. Ещё отличается своим окрасом, розовой полосой по всей спине. Бывает трёх видов: морская, речная и озёрная. Любит очень чистую воду.

Логопед:
Рыбка эта как луна
Серебриста и кругла,
Осторожна и игрива
Плавает неторопливо. (ЛУНА)

Рыба-ЛУНА достигает до 3-х метров, двигается медленно.

Логопед: Ребята, каких морских жителей мы уже повстречали?

Дети:  ДЕЛЬФИН, ПИЛА, КАМБАЛА, ФОРЕЛЬ, ЛУНА

Логопед: Какие  похожие звуки были в этих словах?

Дети: Л - Ль.

  1. Анализ артикуляции звуков Л - Ль.

Логопед: Ребята, мы сегодня будем различать звуки Л - Ль (артикуляция обсуждается с детьми).

  1. Дифференциация Л - Ль на слух.

Сейчас поиграем в игру с мячом. Я буду поизносить слоги с твердым согласным звуком Л и кидать вам мяч. Вы произносите слоги с мягким согласным звуком Ль и возвращаете мне мяч обратно. (Дети преобразуют слоги) 

Логопед:

Ла-Ла-Ла

ребенок:

Ля-Ля-Ля

лук-люк

 

Ло-Ло-Ло

 

Ле-Ле-Ле

угол-уголь

 

Лу-Лу-Лу

 

Лю-Лю-Лю

волы-вали

 

Ал-Ал-Ал

 

Аль-Аль-Аль

галка-галька

Ребята,  давайте поиграем в игру «Подними нужный сигнал», когда услышите звук Л в слове поднимайте синий сигнал, а если услышите Ль- зелёный сигнал».

Слова: акваланг, лодка, дельфин, водолаз, акула, кальмар,  плавник, камбала, форель, кораллы, русалки, водоросли.

  1. Звуковой анализ.

а) Схема слова

Опускаемся ещё поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.      

Логопед: Ой, кто же это плывёт? (Показ изображения акулы слайд 5).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Логопед: Чем питается акула?

Дети: Рыбами, морскими животными.

Логопед: Составим схему слова АКУЛА (Дети на столах, один у доски)

б) Самостоятельная работа со схемами слов (ребёнок находит позицию звуков

 Л, Ль в словах и соединяет простым карандашом с соответствующей картинкой. Проверка на доске).

  1. Физкультминутка

(Выполняется пальчиковая гимнастика)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!                      Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг?               Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.                         Разводят ладони в стороны

Вот плывёт дельфин сюда.                   Волнообразные движении ладонями вперёд

Вот кораллы, вот кальмар.                   Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу

А вот это – камбала.                               Соединить ладошки.

А вот, расправив красивый хвост,        Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх,

Гостей встречает русалок воз.

  1. Формирование грамматического строя речи

Логопед: Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Логопед: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы. (Показ изображения человека в водолазном костюме с аквалангом).

Логопед: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Логопед: Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них.  Кто это?

Дети: Рыба.

Логопед: Давайте поиграем с рыбкой.

Игра  «Чей, чьё, чья?» (Образование притяжательных прилагательных) 

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «На морском дне» (правильное употребление предлогов в речи)

( на игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью «липучек» изображения морских животных: акулы, дельфина, рыбы - пилы, камбалы, кальмара, русалок.

Логопед: Ребята, посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы.

- Где находится дельфин?

Дети: Дельфин плавает наверху.

Логопед: Где плывет камбала?

Дети: Камбала прячется между кораллами.

Логопед: Откуда выбирается кальмар?

Дети: Кальмар выбирается из-под камня.

Логопед: За кем гонится акула?

Дети: Акула гонится за рыбкой.

Логопед: Откуда выглядывает рыба-пила?

Дети: Рыба-пила выглядывает из-за водорослей.

Логопед: А где же форель?

Дети: Форель между ракушками.

Логопед: А где лежит Рыба-луна?

Дети: Луна на самом дне.

  1. Знакомство с буквами Л, л

Логопед: Звуки Л, Ль обозначаются буквой Л.

- Сколько у неё элементов?

Дети: Два

- Построим букву Л из пальчиков рук.

Логопед: Работа с перфокартами

Если вы услышали в слове Л или Ль напишите букву Л.

Проверка: на верхней горизонтальной линии находим в середине букву Л, от неё ведем линию по диагонали в левый нижний угол, затем от неё же ведём линию в правый нижний угол. Если у вас получилась буква Л и нет лишних букв, то вы всё сделали верно.

  1. Итог занятия.

Логопед: Ребята, мы с вами познакомились с морскими обитателями, поиграли с ними, а теперь пора возвращаться.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

  1. Без чего не бывает моря? (Без воды и морских жителей)
  2. Какое морское животное живёт на поверхности? (Дельфин)
  3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (У камбалы)
  4. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (Водолаз)
  5. Название, какой рыбы напоминает инструмент? (Рыба-пила).
  6. Какая рыба очень быстро плавает? (Форель).

- Ребята, какие звуки мы сегодня различали?

Дети: Л – Ль.

Логопед: Девочки назовут морских жителей со звуком Л (акула, пила, камбала, луна), а мальчики со звуком  Ль (форель, кальмар, дельфин).

Логопед: Ребята, вы очень хорошо занимались, старались,  а теперь пора немного отдохнуть. Предлагаю вам представить, как вы качаетесь на волнах. Закройте глаза, послушайте шум волн. (Включается шум моря).

Занятие закончено. Я приготовила для вас картинки-раскраски подводного мира.

 

Документы для скачивания:

55093_Metodicheskaya razrabotka zvuki L-L.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий: