a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Буклет "Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков"

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2020-05-28 19:51:53

Рекоменд ации по проведению артикуляцион ной гимнастики: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3- 5 минут. Не следует предлагать детям более 3- 4 упражнений за раз. 2. Кажд ое упражнение выполняется по 10 раз. 3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 4. Из выполняемых трех- четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально- психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой. . Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее" поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком! Учитель- логопед Ведьманова Светлана Анатольевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №141 Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков г ород Ульяновск Комплекс артикуляционной г имнас тики для сонорных звуков Р, Л Артикуляция звука Л Губы в легкой улыбке; з убы сбли жены; кончик языка приподнят и упирается в верхние зубы; спинка п рогнута; корень приподнят; боко вы е края приподняты, но не касают с я верхних коренных зубов, по бо к ам остаются проходы для выдыхае мого воздуха; голосовые складки сомкнуты, виб рируют. Воздушная струя слабая, идет по бокам языка. 1. «Заборчик» Цель: научить удерживать губы в улыб ке, обнажая верхние и нижние зубы. Выпо лнение: улыбнуться, показать зу бы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти( мама считает, ребенок держит улыбку) . 2. «Трубочка» Цель: выработать движения губ вперед. Выполнение: выт януть сомкнутые губы вперед тру бочкой, удерживать под счет до десяти 3. «Заборчик – трубочка» Цель: научить ле гко переключаться с одного поло жения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти. 4. «Окошко» Цель: научить спокойно открывать и закрывать рот, удержи вая губы в улыбке, развивать по движность нижней челюсти. Выпол нение: 1) улыбнуться, показать зу бы, отк рыть рот, сомкнуть зубы, удержи вать рот открытым под счет д о десяти. 2) открывать закрывать рот под счет 1, 2: губы в улыбке, зубы видны. 5. «Наказать непослушный язык» Цель: научить расслаблять мышцы языка, делать язык широким. Выполнение: у лыбнуться, показать зубы, приот крыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: « пя- пя- пя …». 6. «Лопатка» Цель: научить ре бенка удерживать широкий спокой ный язык. Выполнение: у лыбнуться, показать зубы, приот крыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 7. «Вкусное варенье» Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и поло жение языка, близкое к форме ча шечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ. Выполнение: сле гка приоткрыть рот и широким пе редним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык. 8. «Пароход гудит» Цель: выработать подъем задней части спинки языка вверх. Выполнение: улыбнуться, зажать кончик языка между зубов, длительно произно сить звук «ы», при этом слышится звук «л». 9. «Лошадки» Цель: укреплят ь мышцы языка, растягивать подъ язычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, пок азать зубы, открыть рот и пощел кать кон чиком за верхними зубами, снача ла медленно, затем быстрее. 10. «Парус» Цель: выработать подъем языка вверх. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, пок азать зубы, поднять широкий кончик языка за верхние зубы, удерживать под счёт. Артикуляция звука Р: Губы нейтральны; зубы разомкнуты; кончик языка приподнят к альвеолам верхних резцов, вибрирует под напором выдыхаемого воздуха, спинка прогнута; корень слегка напряжен; боковые края прилегают к верхним коренным зубам; голосовые складки сомкнуты; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт; воздушная струя проходит через рот по средней линии языка. 1. «Заборчик» 2. «Трубочка» 3. «Заборчик – трубочка» 4. «Окошко» 5. «Лошадки» 6. «Вкусное варенье» 7. «Маляр» Цель: учить поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад. 8. «Грибок» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу. 9. «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. 10. «Барабанщики» Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д а- д ы; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется( работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое) . 11. «Автомат»( стучать « т- т ») 12. «Пулемёт»( стучать «д- д») .

Рекоменд ации по проведению артикуляцион ной гимнастики: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3- 5 минут. Не следует предлагать детям более 3- 4 упражнений за раз. 2. Кажд ое упражнение выполняется по 10 раз. 3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 4. Из выполняемых трех- четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально- психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой. . Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее" поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком! Учитель- логопед Ведьманова Светлана Анатольевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №141 Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков г ород Ульяновск Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ Для пр оизнесения шипящих звуков требу ются слож ные и тонкие движения языка: ши рокий перед ний край языка поднимается к передней части твердого нё ба, при этом кончик языка образует щель с твердым нё бом( при Ч – сначала смычку, а потом щель) ; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляют ся; нижняя челюсть слегка опускается; воз душная струя идет посередине языка. Вы ра ботке н еобходимых движений языка и воз душной струи способствуют следующие упражнения. 1. «Заборчик» Цель: научить ребенка удержи вать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, пока зать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти( ма ма считает, ребенок держит улыб ку) . 2. «Трубочка» Цель: выработать движения губ вперед. Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубоч кой, удерживать под счет до десяти( мама считает, ребенок держит трубочку) . 3. «Заборчик – трубочка» Цель: научить ле гко переключаться с одного поло жения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти. 4. «Окошко» Цель: научить ребенка спокойно открывать и за крывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти. Выполнение: 1) улыбнуться, показать зубы, от- крыть рот, сомк нуть зубы, удерживать рот откры тым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2: губы в улыбке, зубы видны. «Наказать непослушный язык» Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким. Выполнение: улыбнуться, пока зать зубы, приоткрыть рот, поло жить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: « пя- пя- пя …», удерживать таким распластанным на счет до пяти. 6. «Лопатка» Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 7. «Загнать мяч в ворота» Цель: выработать длительную целенаправленную струю. Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дут ь на лежащий перед ребенком ват ный шарик, загоняя его между двумя кубика ми, стоящими впереди на столе. Ворота посте пенно отодвигаются. Щеки не надувать! За гонять шарик на одном дли тельном выдохе. 8. «Вкусное варенье» Цель: выработать движения ши рокой передней части язык а вверх и положение языка, близ кое к форме чашечки, котор ое принимает язык при произнесе нии звук Щ. Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык. 9. «Грибок» Цель: укреплять мышцы язы ка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присо сать широкий язык к небу( язык – шляпка гриба, связка – ножка) . 10. «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, за- крывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот. 11. «Кто дальше загонит мяч? » Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка. Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф». 12. «Чашечка» Цель: Научиться удержив ать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреп лять мускулатуру языка. Выполнение: рот открыть. Язык высунуть. Боковые края и кончик языка поднять, средняя час ть спинки языка опущена и проги бается к низу. В таком положении удерживать язык под счё т от 1 до5- 10.

Рекоменд ации по проведению артикуляцион ной гимнастики: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3- 5 минут. Не следует предлагать детям более 3- 4 упражнений за раз. 2. Кажд ое упражнение выполняется по 10 раз. 3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 4. Из выполняемых трех- четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально- психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой. . Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее" поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком! Учитель- логопед Ведьманова Светлана Анатольевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №141 Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков г ород Ульяновск Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ Для пр оизнесения шипящих звуков требу ются слож ные и тонкие движения языка: ши рокий перед ний край языка поднимается к передней части твердого нё ба, при этом кончик языка образует щель с твердым нё бом( при Ч – сначала смычку, а потом щель) ; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляют ся; нижняя челюсть слегка опускается; воз душная струя идет посередине языка. Вы ра ботке н еобходимых движений языка и воз душной струи способствуют следующие упражнения. 1. «Заборчик» Цель: научить ребенка удержи вать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, пока зать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти( ма ма считает, ребенок держит улыб ку) . 2. «Трубочка» Цель: выработать движения губ вперед. Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубоч кой, удерживать под счет до десяти( мама считает, ребенок держит трубочку) . 3. «Заборчик – трубочка» Цель: научить ле гко переключаться с одного поло жения губ на другое. Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти. 4. «Окошко» Цель: научить ребенка спокойно открывать и за крывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти. Выполнение: 1) улыбнуться, показать зубы, от- крыть рот, сомк нуть зубы, удерживать рот откры тым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2: губы в улыбке, зубы видны. «Наказать непослушный язык» Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким. Выполнение: улыбнуться, пока зать зубы, приоткрыть рот, поло жить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: « пя- пя- пя …», удерживать таким распластанным на счет до пяти. 6. «Лопатка» Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 7. «Загнать мяч в ворота» Цель: выработать длительную целенаправленную струю. Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дут ь на лежащий перед ребенком ват ный шарик, загоняя его между двумя кубика ми, стоящими впереди на столе. Ворота посте пенно отодвигаются. Щеки не надувать! За гонять шарик на одном дли тельном выдохе. 8. «Вкусное варенье» Цель: выработать движения ши рокой передней части язык а вверх и положение языка, близ кое к форме чашечки, котор ое принимает язык при произнесе нии звук Щ. Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык. 9. «Грибок» Цель: укреплять мышцы язы ка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присо сать широкий язык к небу( язык – шляпка гриба, связка – ножка) . 10. «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, за- крывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот. 11. «Кто дальше загонит мяч? » Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка. Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф». 12. «Чашечка» Цель: Научиться удержив ать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреп лять мускулатуру языка. Выполнение: рот открыть. Язык высунуть. Боковые края и кончик языка поднять, средняя час ть спинки языка опущена и проги бается к низу. В таком положении удерживать язык под счё т от 1 до5- 10.

Оставить комментарий: