a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Буклет "Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Ведьманова Светлана Анатольевна Опубликовано: 2020-05-28 20:04:24

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного 6477034671000 к школе возраста. Ваш ребенок уже знаком со звуками, В ы можете предложить ему сыграть в следующие игры: Услышишь звук – хлопни в ладоши. Взрослый произносит ряд звуков( слогов, слов) ; а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. Внимательный слушатель. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них( начало, середина или конец слова) . Найди нужное слово. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. Зоркий глаз. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. Сложи звук. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [ м] [ а] - ма; [ н] [ о] [ с] - нос. Скажи наоборот. 3677285141605 Развитие фонематического слуха у детей старшего и подготовительного к школе возраста 00 Развитие фонематического слуха у детей старшего и подготовительного к школе возраста Взрослый проговаривает два- три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. Какой одинаковый звук есть во всех словах? Взрослый произносит три- четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний- а. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №141 Материал п одготовила: у читель- логопед Ведьманова С. А г. Ульяновск Фонематический слух отвечает за различение фонем( звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат ь звуки, он будет воспринимать( запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. 1929765220027500 В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие( к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр. ) . Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук- это то, что мы слышим и произносим. Буква- это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Гласные звуки- звуки, которые можно петь голосом( выше- ниже) , при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [ а] [ у] [ о] [ и] [ э] [ ы] . На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Глас ных букв- десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв- «а» «у» «о» «и» «э» «ы»- соответствуют звукам. Четыре гласные буквы- «я» «ю» «е» «ё»- йотированные, то есть обозначают два звука: ( «я»- [ йа] , «ю»- [ йу] , «е»- [ йэ] , «ё»- [ йо] ) в следующих случаях: в начале слова( яма, юла) ; после гласного звука( маяк, заюшка) ; после мягкого и твердого знаков( семья, подъем) . В остальных случаях( после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я»- [ а] , «ю»- [ у] , «е»- [ э] , «ё»- [ о] ( береза, мяч) . СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Согласные звуки- звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки( горлышко не дрожит) : [ к] [ п] [ с] [ т] [ ф] [ х] [ ц] [ ч] [ ш] [ щ] . Звонкие согласные звуки( горлышко дрожит) : [ б] [ в] [ г] [ д] [ ж] [ з] [ й] [ л] [ м] [ н] [ р] . Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. 2534920193802000 Согласные звуки[ б] [ в] [ г] [ д] [ з] [ к] [ л] [ м] [ н] [ п] [ р] [ с] [ т] [ ф] [ х] могут быть твердыми( если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими( если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я») . Всегда твердые согласные: [ ж] [ ш] [ ц] . Всегда мягкие согласные: [ й] [ ч] [ щ] . Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Оставить комментарий: