a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

21 ноября 2014 - 2 заседание РМО "Развитие связной речи детей в продуктивных видах деятельности"

Опубликовано: 2014-12-19 11:11:28

Программа наблюдения за детьми старшей группы в ходе трудовой деятельности Воспитатель_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Объект:   совместный труд взрослого с детьми Цель:   выявить уровень развития  связной  речи  в ходе трудовой деятельности Дата проведения:  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Продолжительность:  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Наблюдатель_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( Ф. И. О педагога, указать свой детский сад) Уровень развития связной речи в трудовой деятельности № Общее кол- во детей Кол- во детей владеющих% 1 Дети свободно ведут диалог 2 Умеют грамотно задавать вопросы 3 Умеют грамотно отвечать на вопросы 4 Используют в своей речи сложноподчинённые и сложносочинённые предложения 5 Используют в речи художественное слово, фольклор Оценка коммуникативных умений детей Критерии оценки коммуникативных умений детей Оценка в баллах от 1 до 3 1 Дети активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учетом ситуации, легко входят в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют пользоваться формами речевого этикета, умеют задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступают и завершают диалог 2 Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; умеют пользоваться формами речевого этикета неустойчиво, умеют отвечать на вопросы, вступать в диалог 3 Дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеют задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступают в диалог

Развитие связной речи дошкольников в продуктивной деятельности Использование трудовой деятельности с целью развития речи встречается крайне часто. Между тем любая деятельность благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей дошкольного возраста, так как деятельность с ножницами, глиной, карандашами, а также детская игра это не только сенсорно- двигательные упражнения но и отражение, и углубление представлений детей об окружающих предметов, проявление умственной и речевой активности. Продуктивная деятельность выступает как специфическое средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. В этой деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Для того чтобы слово- название стало словом- понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды продуктивной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон продуктивной деятельности. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи. Продуктивная деятельность в виде игры имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оживлять речью демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно постепенно в течение всего года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом. Убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия. Как уже упоминалось, для усвоения слов- названий большое значение имеют действия самих детей с предметами, дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В трудовой и продуктивной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности воспитатель часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг и т. д. Именно в этой деятельности дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно- следственную взаимосвязь различных действий и явлений. Зная, что структура речи определяет многоплановость воспитательной работы и требует комплексного воздействия на ребенка, немалое место занимает формирование чувственного восприятия, т. е. сенсорное воспитание, так оно служит основой всего процесса, знакомство детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни. Чувственное познание лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления. Оно служит необходимой основой и для формирования мышления и речи. В процессе конструирования дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, . справа; учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси. В трудовой и продуктивной деятельности ребенка необходимо создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи, подражать речи педагога, взрослого Старший воспитател ь- Потакуева О. А.

Оставить комментарий: