a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотеки по финансовой грамотности дошкольников

Автор: Иванова Ольга Юрьевна Опубликовано: 2020-06-25 15:30:28

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96» Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5- 7 лет- 861060110490 Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!  Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности. Сначала зарабатываем – потом тратим.   Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.   Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник. Деньги любят счет.   Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги. Финансы нужно планировать.  Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.  Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях. Не все покупается.   Прививаем понимание того, что  главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь. Финансы – это интересно и увлекательно! Игра «Груша- яблоко». Цель:   Н аучить считать деньги и ресурсы. М атериалы:   бумага, карандаши, ножницы. Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. 3546475889000 Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. Игра «Размен» Цель:   научить считать деньги. М атериалы:   монеты и купюры разных номиналов. Количество участников:   1- 5 человек Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2- 3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей. 2927350185420 Игра « Кто кем работает? » Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку- труженику. Материал:  Кукла- Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев. Ход игры: Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам- с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги( если дети знакомы с этими понятиями) . 10795089535478726585090213931537465401320011620510509259525255587537465- 4540255524554038507620 Игра «Кто как работает? » Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по- разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок. Материал:  Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф- Наф, Бабка, Лисичка- сестричка и др. Ход игры: Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше- трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске( листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи- не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать. 24225251009655108575100965- 5016503365537985702667089852534290 Игра Услуги и товары Цель: Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе. Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда- изготовление товаров или предоставления услуг- в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги. Ход игры: Из- за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель и дети уточняют, что такое товары( это разные предметы, которые производят) и что такое услуги( это помощь, которую можно предоставить другому) . Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: - Мама печет пирожки бабушке. Пирожки- это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу. - Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги. По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме 204978079375 игры Практика «Мини- банк» Цель:   П оказать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим». Ход практики: Предложите ребенку создать свой «мини- банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини- банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что- то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой- то небольшой процент от имеющихся в «мини- банке» денег будет 464185049530 отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5% . Практика «Совместные покупки» Цель:   П оказать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. Ход практики: Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из- за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака. Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки. Практика «Самостоятельная покупка» Цель:   П оказать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. Ход практики: Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин. Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене. Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна 447992521590 быть сдача. Похвалите ребенка за покупку! Практика «Таблица расходов» Цель:   Н аучить считать деньги, показать принципы финансового планирования. Ход практики: Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку. Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут. 224155098425 Дидактические игры: 1108075167005 «Кто что делает? »   Цель:   Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Материал:   Карточки с изображением профессии( продавец, повар, кассир, художник, банкир) .   Трудового действия( взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др. ) Содержание:   Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант.  Дети подбирают инструменты( картинки) , которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках. «Назови профессии»   Цель:   Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий. Материал:   Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий. Содержание:   Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.     «Кто трудится, кто играет»   Цель:   Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности( трудовой – нетрудовой) . Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов. Содержание:   У каждого ребенка – набор парных карточек( трудовая – игровая деятельность) . Ребенок описывает изображения, называет процессы( мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д. ) . Устанавливает отличия( наличие результата труда или его отсутствие) .     «Какие бывают доходы? »   Цель:   Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов( основные и не основные) . Материал:   Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату( работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др. ) . И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов( сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др. ) , дающих дополнительный доход. Содержание:   Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.     10096564135 «Товарный поезд»   Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. Материал:   Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание:   Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. 2948940522605 Вариант.  Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.      «Маршруты товаров»   Цель:  Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе( бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др. ) Материал:  Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д. Содержание:  Каждый ребенок выбирает карточку- картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.   «Собери вместе»   Цель:   Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам. Материал:   Карта( панно) с изображением различных товаров. Содержание:   У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги( диаграммы) Эйлера- Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.     «Угадай, где продаются»   Цель:  Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Материал:  Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д Содержание:  Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.   «Магазин игрушек»   Цель:  Дать возможность детям практически осуществить процесс купли- продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену( стоимость) . Материал:  Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. Содержание:  Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана( дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д. ) . Место производства( где и кто сделал) . Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.     «Что быстрее купят? »   Цель:  Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой( стоимостью) и спросом на него. Материал:  Карточки с изображением качественных и некачественных товаров( платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины- игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) . Содержание:  Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.     «Что и когда лучше продавать? »   Цель:  Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности( времени года) на реальный спрос. Материал:  Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года( летом, зимой и т. д. ) ; мелкие карточки с изображением сезонных товаров. Содержание: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например:   панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин.   Шубу, шапки, варежки – в «зимний». 1577340154940   «Домино»   Цель:  Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память. Материал:  Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе. Содержание: Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…. . Вариант.  На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.     «Что дешевле»   Цель:  Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов( товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения. Материал:  Карточки с изображением разных предметов, ценники. Содержание:   Сначала дети подбирают предметы товаров( сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.     «Назови монету»   Цель:  Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях. Материал:  Сказки «Малыш и Карлсон », «Приключения Пиноккио», «Али- Баба и сорок разбойников» и д р. «Портреты» сказочных героев. Содержание:  Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино( Ппноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али- Баба и сорок разбойников владеют  динарами и т. д. «Кому что подарим? » Цель:  Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор. Материал: Карточки- картинки  на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др. Содержание: Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят. Вариант.  Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок. «Какое слово лишнее? »   Цель:  Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других. Материал:  Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний. Рубль, Франк, марка( в монетах) , рубль( банкнота) . Кофта, машина, кольцо, солнце. Магазин, ларек, палатка( рыночная) , жилой дом. Цена, товар, деньги, ночь. Содержание:  Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому- либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.     «Наоборот»   Цель: Научить самостоятельно, находить( подбирать) противоположные по смыслу слова. Материал: Подбор слов( дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д. ) Содержание:  Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.     «Продолжи предложение»   Цель:  Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа. Материал: Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д. Содержание:  Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым: - Мне понравилась игрушка в магазине…. - Муха- цокотуха покупала на рынке самовар….  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Картотека пословиц, поговорок, загадок по финансовой грамотности для детей 5- 7 INCLUDEPICTURE" C: \ \ Users\ \ lenovo\ \ AppData\ \ Local\ \ Temp\ \ FineReader12. 00\ \ media\ \ image1. jpeg" \ * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE" C: \ \ Users\ \ lenovo\ \ AppData\ \ Local\ \ Temp\ \ FineReader12. 00\ \ media\ \ image1. jpeg" \ * MERGEFORMATINET 6351270 Пословицы и поговорки Т руд Деньги, цена Купля- продажа, товар Бережливость Мотовство Лень Смекалка Добро Договор Жадность, зависть Богатство и бедность Пословицы о деньгах Поговорки о деньгах Экономические загадки 00 Пословицы и поговорки Т руд Деньги, цена Купля- продажа, товар Бережливость Мотовство Лень Смекалка Добро Договор Жадность, зависть Богатство и бедность Пословицы о деньгах Поговорки о деньгах Экономические загадки Пословицы и поговорки Тема Пословицы Труд В страду одна забота: не стояла бы работа. Господской работы не переделаешь. Кончил дело- гуляй смело. По работе и плата. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Ремесло- золотой кормилец. Ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит. Уменье везде найдет примененье. Не работа дорога- умение. Всякая работа мастера хвалит. Дело мастера боится. На час опоздаешь- годом не наверстаешь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Без работы день годом станет. Без труда и отдых не сладок. Маленькое дело лучше большого безделья. Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным. Хорошо живет тот, кто много работает и учится. Г орька работа, да сладок хлеб. Без клещей кузнец- что без рук. Без охоты нет работы. Без работы и печь холодна. Без ремесла, как без рук. Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь. Без труда нет плода. Берись за то, к чему ты годен. Будешь трудиться- будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. & gt; Была бы охота, а работа найдется. & gt; Волка ноги кормит. & gt; Все скоро сказывается, да не все скоро делается. & gt; Всяк на себя свой хлеб добывает. & gt; Всяк своим разумом кормится. & gt; Всякое ремесло честно, кроме воровства. & gt; Всякий человек в деле познается. & gt; Всякое уменье трудом дается. & gt; Где хотенье, там и уменье. & gt; Глину не мять- горшков не видать. & gt; Дело, словом не заменишь. & gt; Дело заделано, надо доделывать. & gt; Делом спеши, да людей не смеши. & gt; Делу- время, потехе- час. & gt; Дерево смотри в плодах, человека- в делах. & gt; Для добра трудиться- есть чем похвалиться. & gt; Если идет работа, спать неохота. & gt; Ешь досыта, а работай до пота. & gt; Живи всяк своим умом, да своим горбом. & gt; За все браться- ничего не сделать. & gt; Золото познается в огне, человек в труде. & gt; Кто ест скоро, тот и работает споро. & gt; Кто мало говорит, тот больше сделает. & gt; Кто не работает, тот не ест. & gt; Куй железо, пока горячо. & gt; Любишь кататься- люби и саночки возить. & gt; Мед есть- в улей лезь. & gt; Не бывать скуки, коли, заняты руки. & gt; Не печь кормит, а руки. & gt; Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. & gt; Не привыкай к безделью, учись рукоделью. Каков работник, такова ему и плата. Портной без порток, сапожник без сапог. Рыбак рыбака видит издалека. Трудолюбив, как муравей. Деньги, цена Деньги- не голова: наживное дело. Деньги- не люди, лишними не будут. Деньги- что вода: пришли и ушли, только и видели. Доход не живет без хлопот. Каждый час простоя- река убытку. От прибыли голова не болит. Получишь доход- явится и расход. Прибылью хвались, а убыли стерегись. Чужие деньги считать- не разбогатеть. Денежка без ног, весь свет обойдет. Деньги- гости: то нет, то горсти. Деньги счетом крепки. Копейка копейку родит. Г оре деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить. Деньги- что пух: только дунь на них и нет. Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман. Не деньги нас наживают, а мы их. Через золото слезы льют. Копеечка к копеечке- рубль набегает. Копейка рубль бережет. Копейка обоз гонит. У него деньги куры не клюют. Не подмажешь- не поедешь. Дешевле пареной репы. И дешево, и сердито. Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет. Лишняя денежка карману не в тягость. У денег глаз нет. Хлебу- мера, слову- вера, деньгам- счет. Денежки счет любят. Лежащий товар не кормит. Злато не говорит, зато много творит. Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем. Деньги- дело наживное. Здоров буду и денег добуду. Не доходом разживаются, а расходом. Денежки круглые- весь век катятся. Деньги не в деньгах, а в делах. Копейку сберег- рубль получил, рубль сберег- капитал нажил. Время- деньги. Не в деньгах счастье. Купля- продажа, товар Купишь- платишь, продашь- плачешь. Наследство- ни дар, ни купля. На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит. Не купля учит- продажа. Куплей да продажей торг стоит. Торгуешь- хаешь, купишь- похвалишь. Хороший товар не залежится. Лежачий товар не кормит. Цена хороша, а не будет барыша. На что спрос, на то и цена. Торговля- кого выручит, а кого выучит. Дешево покупается- недолго носится. Кота в мешке покупать нельзя. Товар лицом продается. Чего мало, то дорого, чего много, то дешего. Товарами лавка красится. Базар цену скажет. Мало в привозе- много в запросе. Прибыль с убытками на одних санях едут. Без хозяина товар плачет. Что продается и покупается- товаром называется. Имеешь товар- будут деньги. Лишний рубль на рекламу отдашь- товар выгодно продашь. Бережливость Бережливость лучше богатства. Запасливый нужды не терпит. Из грошей рубли вырастают. Не деньги богатство- бережливость да разум. Собирай монеты медные- пригодятся в дни бедные. Бережливая вещь два века живет. Без копейки рубля нет. Бережливость лучше прибытка. Запас человека не портит. И медведь из запасу лапу сосет. Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит. Курочка по зернышку клюет, да сыто живет. Пушинка к пушинке- и выйдет перинка. Лучше свое поберечь, чем чужое прожить. Мотовство Дать тебе волю- спустишь и отцовскую долю. Живет на широкую ногу. Рубль наживает, а два проживает. Займом богат не будешь. Лень Леность наводит на бедность. Лень до добра не доводит. Лень мужика не кормит. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Поленишься и хлеба лишиться Смекалка Лисичка всегда сытей волка бывает. Смекнешь да схитришь- врагов победишь. Добро& gt; Доброго держись, а от худого удались. ^ Доброе дело само себя хвалит. Договор Договор лучше денег. Уговорец- родной братец всем делам. Уговор дороже денег. Жадность, зависть В одну лапу всего не сгребешь. В окно всего света не втянешь. В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется- мал покажется. В чужой лодке всегда больше рыбки. Владеет городом, а помирает голодом. Влез кот на сало и кричит: «Мало! » Вам по семь, а мне восемь. Где счастье плодится, там зависть родится. Глаза завидущие, руки загребущие. Г оршок котлу завидует, а оба черны. «Дай»- так не слышит, а «На»- так услыхал. Деньги девать некуда, а кошелек купить не на что. Добрый хозяин- господин деньгам, а плохой- слуга. Дождешься- как от вербы яблок. Друг у друга ломоть из рук выбивают. Жадность слепа. Жадность- что река: чем дальше, тем шире. Житье скупое носит платье худое. За маленьким погнался- большое потерял. Завистливому и свой хлеб не сладок. Завистливый по чужому счастью сохнет. Зависть прежде нас родилась. Из песка веревки вьет. Из песка масло выжимает. К скупому в гости идти- запас с собой нести. Как собака на сене: сама не ест и другим не дает. Конь тощий- хозяин скупой. Кто много имеет, еще больше хочет. Лопни брюхо, а пятак не пропадай. Много, много- а еще бы столько. Не было бы зла, да зависть нанесла. Ненасытному все мало. Ни, ни людям. Он и с грязи пенки снимает. Он с каждой копейкой прощается. Охал дядя, на чужие деньги глядя. Пожалев копейки, поплатишься рублем. Продает с барышом, а ходит нагишом. Весь сыт, а глаза все голодные. Сосед спать не дает- хорошо живет. Тяжело нагребаешь- домой не донесешь. У скупого зимой снегу не выпросишь. Убогий во многом нуждается, а скупой- во всем. Богатство и бедность Богатый и на золото слезы льет. Богат- да крив, беден- да прям. Бедному кусок за целый ломоток. Бедность не грех, а до греха доводит. Бедность не порок, а без шубы холодно. Бедный молодец честью богат. Богат ждет пакости, а убог радости. Богат дивится: чем голь жива? Богат творит, как хочет, а убог- как может. & gt; Богатого по отчеству, убогого по прозвищу. & gt; Богатому не спится: богатый вора боится. & gt; Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает. & gt; Богатством ума не купишь. & gt; Богаты- так здравствуйте, а убоги- так прощайте! & gt; Богатый не разумеет. & gt; Богатый бедному не брат. & gt; Богатый совести не купит, а свою погубит. Пословицы о деньгах Береги хлеб для еды, а деньги для Беды. Богатому не спится- богатый вора боится. Без денег торговать, как без соли хлебать. Были денежки- любили Саню девушки, не стало денежек- забыли Саню девушки. Беден не тот- у кого мало, а тот- кому мало. В одной суме- да разные денежки, в одной семье- разные детушки. В чужом кармане трудно деньги проверять. Вовремя копейка дороже рубля. INCLUDEPICTURE" C: \ \ Users\ \ lenovo\ \ AppData\ \ Local\ \ Temp\ \ FineReader12. 00\ \ media\ \ image2. jpeg" \ * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE" C: \ \ Users\ \ lenovo\ \ AppData\ \ Local\ \ Temp\ \ FineReader12. 00\ \ media\ \ image2. jpeg" \ * MERGEFORMATINET Всюду вхож, как медный грош. Всех денег не заработаешь. В долгах- не деньги, в снопах- не хлеб. Ног не зашибёшь- денег не найдёшь. Иному- слово не скажи, а только деньги покажи. Из больших денег и рубль нипочём. Из чужого кошелька легче платить. Кто долго спит, тот денег не скопит. Кто за копейкой не наклонится, тот ломаного гроша не стоит. Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому- и тысячи мало. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь. Копейка к копейке- проживёт семейка. Легко добыто- легко и прожито. Лишние деньги- лишняя забота. Не столько хозяину нужно добро, сколько добру нужен хозяин. Не жалей алтына, а то отдашь полтину. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить. Не дорог подарок, дорога любовь. Не всякий умен, кто богато наряжен, а бывает с умом и бедный Пахом. Не то деньги, что у бабушки, а то, что в запазушке. На выигранные в карты деньги мечеть не строят. Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами. При сытости помни голод, а при богатстве- убожество. С сильным не борись, а с богатым не судись. С деньгами мил, без денег постыл. Скупой богач беднее щедрого бедняка. С миру по нитке- голому рубаха. Уговор дороже денег. У кого нет денег, тому и кошелёк не нужен. Хуже всех бед, когда денег нет. Поговорки о деньгах Алтын серебра не ломит ребра. Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют. Богатство слепо, оно словно муха: то на навоз садится, то на розу. Богатый совести не купит, а свою- погубит. Без копейки рубль щербатый. Без денег сон крепче. Деньги не пахнут. Дела на полтину, а магарычей- на рубль. Денег палата, да ума- то маловато. Денежка дорожку прокладывает. Денежки- что голуби: где обживутся, там и поведутся. Деньги к деньгам льнут. Денег на переправу нет, а в лодку первый лезет. Деньги всякого прельстят. Деньги приходят и уходят, как вода. Деньга лежит, а шкура дрожит. Долг платежом красен. Денег не имею- и язык нем. Денег нет наградить- имей руки погладить. Его копейка ни щ ему руку прожжёт. Если жизнь- копейка, значит, она чего- то да стоит. За грош с колокольни соскочит. За свой грош- везде хорош. Дело не в личности, а в наличности. Копейка рубль бережёт. Когда кошелёк лёгок- на душе тяжело. Кто мудрён, у того карман ядрён. Лопатой деньги гребёт. Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда. Мешок денег перевесит даже два мешка истины. Медведь пляшет, а поводырь деньги берёт. Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош. На грош дела, на рубль суматохи. На улице холодно, а деньги в кармане тают. На копейку напился, а нашумел на рубль. Отплатил той же монетою. Подать не мудрено, а мудреней того- где взять. Посмотрит, словно рублём одарит. Плакали мои денежки. Принять за чистую монету. При беде за деньгу не стой. Работа денежку копит, а вино- топит. Рак силён клешнёй, а барин- мошной. Стоит крякнуть, да денежкой брякнуть- всё будет. Скупой платит дважды. С паршивой овцы- хоть шерсти клок. У богатого денег- куры не клюют. Украдёшь песчинку- заплатишь полтинку. Умом тап, да кошелёк туг. Ум джигита- что золотой, ум страны- что тысяча золотых. У богатого и петух несётся. У богача- деньги, у бедняка- дети. Чем чужим умом богатеть, лучше в бедности своим жить. Что шаг- то гривна. Чем богаты, тем и рады. Что у старухи за деньги! Всё копеечки. 2179320- 683260 Экономические загадки 00 Экономические загадки На товаре быть должна Обязательна. . . ( цена) Коль трудился круглый год, Будет кругленьким. . . ( доход) Журчат ручьи, промокли ноги, Весной пора платить. . . ( налоги) В море коварном товаров и цен Бизнес- корабль ведёт. . . ( бизнесмен) Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт. . . ( банкир) Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в. . . ( банке) Дела у нас пойдут на лад: Мы в лучший банк внесли свой. . . ( вклад) Приносить доходы стал В банке папин. . . ( капитал) Чтобы дом купить я смог, Взял кредит, внеся. . . ( залог) Как ребёнка нет без мамы, Сбыта нету без. . . ( рекламы) Люди ходят на базар: Там дешевле весь. . . ( товар) И врачу, и акробату Выдают за труд. . . ( зарплату) В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает. . . »( инфляция) Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы. . . ( ссуду) Чтобы партнёров не мучили споры, Пишут юристы для них. . . ( договоры) Стал владельцем, братцы, я- Вот завода. . . ( акция) На рубль- копейки, на доллары- центы, Бегут- набегают в банке. . . ( проценты) Чуть оплошаешь- так в тот же момент Рынок захватит весь твой. . . ( конкурент) Очень вкусная витрина Овощного. . . ( магазина) Сколько купили вы колбасы, Стрелкой покажут вам точно. . . ( весы) Мебель, хлеб и огурцы Продают нам. . . ( продавцы) За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт. . . ( кассир) Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата? ( банкомат) Если банк попросим мы, Денег нам он даст взаймы. Ну а в древности, веками, Кто ссужал людей деньгами? ( ростовщик) Много знает он о сделках, Крупных денежных и мелких, Ведь всегда меж двух сторон Их посредник в деле он( маклер) Расчёт зарплаты- знать пора- Проводят в срок. . . ( бухгалтера) Есть он в банке, ресторане, И на фабрике, и в бане. Он деньгам ведёт учёт: Где расход, а где приход. Математику он знает, Цифры быстро сосчитает, Здесь расход, а здесь приход- Ничего не пропадёт! ( бухгалтер) В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет. И считать ему не лень Все налоги целый день( бухгалтер) Фирмой крупной управляет И разумно, и умело. Деньги так распределяет, Чтоб росло и крепло дело. Порученья он даёт Всем сотрудникам своим, Чтобы фирма шла вперёд, Приносила прибыль им( менеджер)

Поговорки о деньгах Алтын серебра не ломит ребра. Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют. Богатство слепо, оно словно муха: то на навоз садится, то на розу. Богатый совести не купит, а свою – погубит. Без копейки рубль щербатый. Без денег сон крепче.   Деньги не пахнут. Дела на полтину, а магарычей – на рубль. Денег палата, да ума- то маловато. Денежка дорожку прокладывает. Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся. Деньги к деньгам льнут. Денег на переправу нет, а в лодку первый лезет. Деньги всякого прельстят. Деньги приходят и уходят, как вода. Деньга лежит, а шкура дрожит. Долг платежом красен. Денег не имею — и язык нем. Денег нет наградить – имей руки погладить. Его копейка нищему руку прожжёт. Если жизнь – копейка, значит, она чего- то да стоит. За грош с колокольни соскочит. За свой грош – везде хорош. Дело не в личности, а в наличности. Копейка рубль бережёт. Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело. Кто мудрён, у того карман ядрён. Лопатой деньги гребёт. Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда. Мешок денег перевесит даже два мешка истины. Медведь пляшет, а поводырь деньги берёт. Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош. На грош дела, на рубль суматохи. На улице холодно, а деньги в кармане тают. На копейку напился, а нашумел на рубль. Отплатил той же монетою. Подать не мудрено, а мудреней того – где взять. Посмотрит, словно рублём одарит. Плакали мои денежки. Принять за чистую монету. При беде за деньгу не стой. Работа денежку копит, а вино – топит. Рак силён клешнёй, а барин – мошной. Стоит крякнуть, да денежкой брякнуть – всё будет. Скупой платит дважды. С паршивой овцы – хоть шерсти клок. У богатого денег – куры не клюют. Украдёшь песчинку – заплатишь полтинку. Умом тап, да кошелёк туг. Ум джигита – что золотой, ум страны – что тысяча золотых. У богатого и петух несётся. У богача — деньги, у бедняка – дети. Чем чужим умом богатеть, лучше в бедности своим жить. Что шаг – то гривна. Чем богаты, тем и рады. Что у старухи за деньги! Всё копеечки.

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Игровые занятия могут иметь форму  «путешествия»  ( в город Экономинск, по известным сказкам, игры- эстафеты, Ярмарка, квесты) . «Ярмарочные гуляния». В ходе Ярмарки дети имеют возможность участвовать в любых соревнованиях, предложенных им на разных “станциях”, работающих одновременно. Инструктор объясняет, какие виды соревнований ждут ребят на “станциях” ( выбор" станций" по желанию ребенка) Кто в чём- то побеждает – Один жетон получает! А с жетонами – налетай! Да товары выбирай! Количество попыток не ограничено, выбор вида соревнований – по желанию. За удачную попытку ребёнок получает жетон, который является разменной “монетой” для приобретения сладостей, поделок.   Названия “станций”: Метание в горизонтальную цель. Бросок в баскетбольное кольцо ( попал, получай жетон) . Перетягивание каната ( один на один)  – победителю дается жетон. Армрестлинг ( победитель получает жетон) . Прыжок в длину ( делаются две отметки для мальчиков и девочек. Перепрыгнул данную отметку получай жетон. Нет, приходи еще раз, верь в свою удачу. ) Скакалка ( прыгни 10 раз без остановки) . Обруч Дротики На заработанные жетоны приобретают  «товар»  у коробейников. В спортивном зале царит веселое настроение. На жетоны дети могут приобретать поделки с организованной выставки. Игра- эстафета «М агазин » «Продукты питания». Дети делятся на две команды. На столах ( столы обозначены как рынок и супермаркет)  лежат предметы ( муляжи)  необходимые для покупки. Каждой команде выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось. Делают вывод, где продукты обошлись дешевле. Игра- эстафета  «Хорошо — плохо» Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр. Оборудование: два картонных дерева ( магнитные доски) , разделенных на две половины  «хорошо»  ( зеленый цвет)  и  «плохо»  ( красный) ; с тикеры  ( магниты) . Взрослый уточняет: — Ребята, наши привычки, наше поведение в жизни могут приносить пользу нам и окружающим людям или быть бесполезными для других. Сейчас мы посмотрим, каких привычек у вас больше. Становитесь в две колонны. Каждый из вас по очереди будет подбегать к деревьям. Я буду зачитывать привычку. Если вы считаете, что это хорошая привычка, поставьте магнит в половину  «хорошо»  зеленого цвета, если считаете, что это плохая привычка, поставьте магнит в красное поле. Я перечислю 10 привычек. Победит команда, которая правильно разместит привычки на поле. Итак, начнем! Экономить воду: мыться под душем, а не в ванной. Просить родителей в магазине купить новую игрушку. Закрывать кран с водой после мытья рук. Выключать свет в комнате, когда выходишь. Жадничать, не делиться с друзьями игрушками. После игры собирать за собой игрушки. Аккуратно складывать одежду в шкаф. Разбрасывать на улице мусор. Вырывать страницы из книг. Выбрасывать чужие вещи. А теперь давайте посмотрим, сколько ответов  «плохо»  и  «хорошо»  у вас получилось? Чья команда выиграла? Все ребята молодцы! Вы хорошо знаете, какие привычки полезные, а какие вредные. Игра  «Король и работники» Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят: - Здравствуй, Король! - Здравствуйте! — отвечает Король. - Нужны вам работники? - Нужны. - Какие? Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т. д. , пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль. Подвижная игра  «Найди пару» Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр. Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства. Подвижная игра  «Коршун» Цель: Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием. Ведущий — Коршун ( избирается по жребию) . Дети окружают его стайкой, и начинается диалог: Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь? - Ямочку рою. - Зачем ямочка? — Денежку ищу. - Зачем тебе денежка? — Иголку купить. - Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить. - Зачем мешочек? — Камешки класть. - Зачем камешки? — В твоих детей шуркать- буркать. - За что? — Они ко мне в огород лазят. - Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их! Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он их переловит всех. В ходе реализации проектной деятельности  «Многонациональная семья»  совместно с воспитателями, детей познакомили с татарской народной игрой  «Продаём горшки», знакомство с понятием  «Бартер»  - обмен товарами без участия денег. Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись по- турецки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: — Эй, дружок продай горшок! — Покупай — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай Водящий три раза ( или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей)  касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу ( круг обегают три раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. В заключении хотелось бы отметить, что овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли, позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

Пословицы о деньгах Береги хлеб для еды, а деньги для Беды. Богатому не спится – богатый вора боится. Без денег торговать, как без соли хлебать. Были денежки – любили Саню девушки, не стало денежек – забыли Саню девушки. Беден не тот — у кого мало, а тот – кому мало. В одной суме – да разные денежки, в одной семье – разные детушки. В чужом кармане трудно деньги проверять. Вовремя копейка дороже рубля. Всюду вхож, как медный грош. Всех денег не заработаешь. В долгах – не деньги, в снопах – не хлеб. Ног не зашибёшь – денег не найдёшь.   Иному – слово не скажи, а только деньги покажи. Из больших денег и рубль нипочём. Из чужого кошелька легче платить. Кто долго спит, тот денег не скопит. Кто за копейкой не наклонится, тот ломаного гроша не стоит. Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь. Копейка к копейке – проживёт семейка. Легко добыто – легко и прожито. Лишние деньги – лишняя забота. Не столько хозяину нужно добро, сколько добру нужен хозяин. Не жалей алтына, а то отдашь полтину. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить. Не дорог подарок, дорога любовь. Не всякий умен, кто богато наряжен, а бывает с умом и бедный Пахом. Не то деньги, что у бабушки, а то, что в запазушке. На выигранные в карты деньги мечеть не строят. Отдашь деньги руками, а ходишь за ними ногами. При сытости помни голод, а при богатстве – убожество. С сильным не борись, а с богатым не судись. С деньгами мил, без денег постыл. Скупой богач беднее щедрого бедняка. С миру по нитке – голому рубаха. Уговор дороже денег. У кого нет денег, тому и кошелёк не нужен. . Хуже всех бед, когда денег нет.

История денег. Рассказы для детей Пётр Кошель ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ? Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Что же такое деньги? Это такая штука, за которую можно все купить. Нужен хлеб, например, или пальто. Если деньги есть в кармане — идешь в магазин и покупаешь. За несколько бумажек тебе дают то, что нужно. А если бы не существовало денег? Как тогда быть? Ничего и приобрести нельзя было бы? Нет, можно, но только тогда нужно было бы что- нибудь давать в обмен. Есть у вас лишнее пальто, а вам нужен сахар, — вы идете и меняете. Но это же очень неудобно! Нашли вы человека с сахаром, предлагаете меняться, а ему пальто и не нужно. Нужен велосипед. Идете дальше. Попался человек с велосипедом. Вы уже решаете сначала выменять велосипед, а потом за него получить у первого человека сахар. Но этот отдает велосипед лишь за шоколадные конфеты. К счастью, вы скоро встречаете человека с конфетами, которому нужно пальто. Вы меняетесь, и лишь теперь можете получить от первого сахар за велосипед. Но хорошо, если он за это время не поменялся с кем- нибудь другим, а то вы и будете носиться с велосипедом. А с деньгами всего этого не бывает. За пальто вы теперь получите деньги, а за них сахар, или что хотите, какой угодно товар. Такой обмен каких- либо вещей или продуктов на деньги называется торговлей. Без денег торговля была бы невозможна. Да и не только для торговли нужны деньги. Деньги выдают рабочим и служащим за их труд, чтобы каждый мое покупать то, что ему нужно. ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ Но было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное себе у чужого из другой семьи. Какое- нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто побеждал, становился хозяином. Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по- другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы, горшки. Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться, люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много. Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья, или на 2 горшка или на 1 овцу. А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения —раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи. И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче. Поэтому на все эти предметы скорее всего можно было выменять нужную себе вещь. Украшения начинают все охотнее и охотнее принимать. Всякий знал, что если он возьмет за свои стрелы или копья ракушки и янтарь, то он на них после купит все, что угодно. А вспомните, что это такое, за что можно купить все, что угодно? Это деньги. Таким образом, украшения постепенно стали деньгами. КАКИЕ ЕЩЕ БЫЛИ ДЕНЬГИ Но не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами. У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот». У индусов теперь денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот. У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли «локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей» получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили скот или шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы. Целого быка какая- нибудь вещь, например, не стоит, а половины от него не отделишь, не убивая. То же самое можно сказать и о шкурах. Раздери ее на куски, — никто ничего и не даст за них. Значит, к этим деньгам нужно еще и «мелочь» иметь — мешки с бобами или зернами. Кроме того, все овцы и быки разные. Одни больше, другие меньше, одни жирные, другие нет. Да и места все эти деньги занимали слишком много. Нужно идти на базар за покупками, — значит, гони целое стадо овец или тащи мешки с зерном. Такие деньги в карман не спрячешь. ПЕРВЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕНЬГИ И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными вначале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерна и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Вп оследствии железо и медь заменяются золотом и серебром. Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезны в хозяйстве! Золотой топор никуда не годится против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так, как и золото и серебро гораздо мягче железа и меди. Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди? Опять- таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся, хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и, кроме того, золото и серебро не ржавеют. Но не надо думать, что эти первые металлические деньги были хоть немного похожи на наши теперешние. Нет, они вначале появились в виде украшений — колец различной величины. Потом, когда добыча металлов увеличилась, стали считать лишним придавать им форму какой- либо вещи, а просто делили на небольшие слитки. С этого времени становится возможным копить деньги. Раньше это было очень трудно, поскольку такие вещи, как шкуры, соль, скот непросто сохранять. Соль может подмокнуть, шкуры портятся, скот нужно кормить, ухаживать за ним. Да и для всего этого необходимо много места. А если собирать золото и серебро, то ничего этого не нужно. Но и такие деньги, как золотые и серебряные слитки, тоже имеют много неудобств и недостатков. Продал, например, кто- нибудь много скота и получил за это большой кусок золота. Идет этот человек на базар купить разных мелких вещей, нужных в хозяйстве. Что ему делать со своим куском золота? Ясно, что его нужно делить на несколько мелких кусочков для того, чтобы расплачиваться с торговцами. А для этого нужно иметь особые резцы, нужны весы и гири, чтобы отделить как раз нужный кусочек. Это, конечно, большое неудобство, большая потеря времени и, кроме того, при этом возможны обсчеты, обманы. Нужно весы и гири с собой носить, или доверяться торговцу, который может и обмануть. ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ Чтобы избежать этого, люди начинают заранее отвешивать определенные кусочки золота и придавать им ту или иную форму. Стали, например, из золота делать квадратные пластинки, кружочки, наносили на них какие- нибудь рисунки, обозначали вес и пускали в оборот. Это было началом изготовления или, как теперь говорят, чеканка монет. В древности эта работа производилась вручную. Кусок металла расплющивался молотком, и получалась пластинка. Затем зубилом из пластинки вырубался кружок. Чтобы получить на кружке изображение, надпись или какой- нибудь знак, кружок нагревался, затем на него ставился металлический стержень, в котором уже были вырезаны первые знаки. По другому концу стержня ударяли молотком, и на кружке получался оттиск этого штемпеля. Монеты не всегда были круглыми. Были и четырехугольные, и треугольные, и совсем неправильной формы. И поныне находят в земле древние греческие монеты с изображением черепахи или быка, — это первые монеты, им более двух тысячелетий. Такие монеты с изображениями священных животных чеканили жрецы. И, казалось бы, чего проще: разрубил человек свой кусок золота на небольшие кусочки такого веса, какой требуется, расплющил их молотком в пластинки, обозначил на них вес и — дело с концом! Иди на базар и покупай, что нужно! Но не тут- то было. Не всякий сразу примет такие деньги. Почему должны верить, что в вашей пластинке как раз столько веса, сколько на ней написано? Да и чистое ли в ней золото? Нет ли примеси меди? И опять выходит, нужно взвешивать и звать еще человека, который умеет узнавать, — чистое ли в монете золото или с примесью какого- нибудь другого металла. Нужно было, чтобы монеты делал тот, кому все доверяют. Наделал бы их такой человек, поставил свой особый знак и каждый был бы спокоен, что его не обманывают, что в монете столько веса, сколько на ней написано, и что золото в ней без всяких примесей, совершенно чистое. Таким человеком у каждого народа был его царь, король или князь. Ему все подчинялись и все его слушались. Чеканка монет и перешла к таким правителям. Когда это произошло, то уже никто больше не имел права делать монеты сам. За это преследовали и наказывали. МОНЕТЫ РАНЬШЕ И ТЕПЕРЬ Конечно, поначалу и правительственные деньги были несовершенной, неправильной формы. Но по мере того, как развивалась техника и изобретались различные машины, монеты чеканились все лучше и лучше. Им придавалась форма совершенно правильных кружочков, часто с красивым узором и надписями. С ейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки. Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб России — двуглавый орел. Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия монет. В России это копейки, в Америке центы, во Франции — сантимы, в Германии — пфенниги и так далее. Но одними золотыми монетами нельзя было обойтись, потому что тогда пришлось бы делать их слишком маленькими. Ведь, если скажем, за ботинки нужно заплатить золотую монету в теперешний двугривенный, то какой же величины должна быть монета из того же золота, чтобы купить булку хлеба? С маковое зернышко? Ясно, что такие монеты и чеканить невозможно, и пользоваться ими нельзя. Поэтому наравне с золотом пустили в ход для мелких расчетов серебряные и медные монеты. Таким образом, люди постепенно, через много лет, даже веков, перешли от таких денег, как раковины, скот, шкуры, соль к золотым, серебряным и медным монетам. ФАЛЬШИВЫЕ МОНЕТЫ Некоторые нечестные люди тоже тайком пытались делать монеты. Причем, иные так наловчились, что их монеты трудно было отличить от настоящих. Во многих странах фальшивомонетчиков даже казнили, в иных — отрубали одну, а то и обе руки, чтобы впредь они не могли подделывать деньги. Но самым страшным наказанием было вливание в горло расплавленного металла, из которого фальшивомонетчики делали свои монеты. ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ НА РУСИ В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом, в конце Х века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и «гривны»( мелкая монета) . Медные деньги начали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. Сначала медные деньги выпускались полноценными и были очень велики и тяжелы. РУССКИЙ РУБЛЬ Доллары, марки, кроны — деньги с такими названиями есть в нескольких странах. А рубль только у нас, в России. Появился он в XIII веке. Как же это произошло? Женщины в Древней Руси любили носить на шее ожерелья из драгоценных металлов. Такое ожерелье называлось гривной( грива по- древнеславянски означает шею) . В обмен за гривну давали кусок серебра определенного веса. Такой вес называли тоже гривной. Этот кусок серебра изготавливался так: сначала отливался узкий серебряный слиток серебра, а потом зубилом рубился на части — гривны, весом около 200 граммов. Эти гривны и называли рублевыми или просто рублями. Из рубля делали маленькие монетки, которые назывались денги. Денга по- татарски означает звенящий. Ведь тогда Русь была под татаро- монгольским игом. Татарское слово денга постепенно превратилось в русское деньги. Как же делали ден ь ги? Рублевую гривенку вытягивали в проволоку и рубили на мелкие кусочки. Затем каждый кусочек расплющивали и чеканили монету. На некоторых монетах изображался всадник с копьем в руках. Такие монеты назвали копейными. Это были наши первые русские копейки. ПЯТАК- САМОЗВАНЕЦ При царе Алексее Михайловиче, в 1656 году, стали выпускать медные рубли вместо серебряных. Пока их было немного, это сходило, но потом народ заметил обман, и медные рубли начали падать в цене. За один серебряный рубль стали давать двадцать пять медных. Власти платили людям медными рублями, а налоги требовало вносить серебряными. Иностранцы совсем перестали брать медные рубли. Началась сильная дороговизна при счете на медные деньги. Через шесть лет после выпуска медных рублей, из- за дороговизны и голода вспыхнуло народное восстание, известное в истории под названием «медный бунт». Народ потребовал обмена медных рублей на серебряные, а когда ему было отказано, ворвался в монетный двор и разгромил его. Народ усмирили, зачинщиков казнили, но все- таки медные рубли прекратили выпускать. Так неудачно медный пятак задумал сделаться рублем. Народ обличил самозванца и вернул его на прежнее место. С тех пор медь стала применяться для чеканки только мелкой разменной монеты.   ЧТО ТАКОЕ БАНК? С того времени как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет- нет, да и украдут у кого- нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют. И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или в казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются. Да и выгода от этого есть. Раньше лежали лишние деньги в подвале и никакой пользы не приносили, а теперь банк кроме того, что бережет их, еще тебе же и платит за это. Положишь в банк 100 рублей, а через год 110 рублей получить можно. Как говорят, банк платит проценты. А платит он потому, что ему польза есть от тех денег, которые кладут на хранение. На них он дело какое- нибудь разовьет, фабрику игрушек построит или новый цирк откроет. От всего этого большие прибыли получаются, — значит можно и проценты платить. БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ Тому, кто клал деньги на хранение, казначейство для порядка выдавало особые удостоверения, бумажные квитанции, на которых было написано, сколько принято денег. По этой квитанции всегда можно было получить деньги обратно. Нужно было кому- нибудь долг отдать — идешь в казначейство, берешь деньги и платишь. А то и еще проще можно сделать: отдать квитанцию тому, кому должен, и тот сам может получить. Бывало и так, что тот, кто получал в уплату долга такую квитанцию, сам был должен. Он тоже не шел в казначейство, а платил квитанцией. И всякий ее принимал, потому что знал: по ней всегда можно получить в казначействе золото. А обращаться с бумажкой удобнее, чем с металлическими деньгами. И стали расходиться такие бумажки все больше и больше и ходить вместо денег. Государство тоже, если заводилось лишнее золото, не отдавало его в обращение, а складывало в подвалы и вместо золота выпускало квитанции. Это делалось еще и потому, что монеты, особенно золотые, от частого хождения по рукам стираются, делаются легче, и уже стоят меньше, чем новые. Вот так произошли бумажные деньги. Печатают их теперь на особой бумаге с водяными знаками. Если на такую бумагу посмотреть на свет, увидишь на ней узоры или цифры, или даже лицо человека. Вот это и есть водяные знаки. Такая бумага делается государством, чтобы кто- нибудь другой не напечатал фальшивых денег. ЧТО ТАКОЕ ИНФЛЯЦИЯ? С бумажными деньгами все было благополучно до тех пор, пока государство выпускало их, имея золото, на которое всегда могло их обменять. То есть, как говорят, выпускало деньги под золотое обеспечение. Но часто бывает так, что государству нужно платить много денег, а их нет. Так бывает, например, во время войны или во время каких- то неурядиц в стране. Где же взять деньги? И вот правительство начинает выпускать бумажные деньги без золотого обеспечения. Поначалу это еще ничего, но чем дальше, тем хуже. Понадобилось кому- нибудь зачем- то золото. Идет человек в банк поменять бумажные деньги на золотые, да не тут- то было! Закон, говорят, недавно вышел: не обменивать! Пришел в другой раз, в третий — та же история! И разнеслось моментально, что бумажные деньги государство на золото не меняет. Те, у кого золото было на руках, начинают его припрятывать. И остаются в ходу одни бумажки. Да к тому же их становится все больше и больше, потому что война идет, государству деньги все время нужны, — оно и печатает их, сколько необходимо. Раз появилось у людей больше денег, значит и купить каждый может больше. Но товаров- то за это время не делали больше, чем раньше, а как раз наоборот. Их стало меньше, потому что много людей и фабрик стало работать на армию. Поэтому каждый рад заплатить даже больше, лишь бы купить нужную вещь. И товары сейчас же начинают дорожать. Но как только это случится, рабочие и служащие требуют прибавки зарплаты, крестьянин просит дороже за свой хлеб, и правительству приходится выпускать бумажных денег еще больше. А от этого товары дорожают тоже больше, и поэтому требуется еще больший выпуск бумажных денег. И с каждым выпуском таких необеспеченных золотом бумажных денег, они все больше и больше дешевеют, обесцениваются. Это называется инфляцией. Конечно, государству нужно много денег. У него большие расходы: на школы, больницы, на армию и на многое другое. Где же взять деньги на все это, если их не выпускать постоянно? Государство берет деньги в виде разных налогов, в виде доходов от работы заводов и фабрик, от продажи нефти и газа другим странам. Поэтому, чтобы деньги не дешевели, нужно каждому исправно платить государству налоги. Нужно, чтобы хорошо работали заводы и фабрики, выпуская много нужных нам предметов. Мы будем их покупать и тем самым как бы возвращать деньги государству. НЕОБЫЧНАЯ БУМАЖКА Я всего- навсего бумажка. Но в отличие от других бумажек меня не рвут, не бросают в мусорную корзину. На мне даже не пишут. Наоборот, меня очень берегут и неохотно со мной расстаются. Помнится, когда я попала в этот мир, я оказалась в руках у одного важного и богатого человека. У него было много таких бумажек, моих сестер. Этому человеку все угождали, подлизывались к нему — именно потому, что у него было много таких бумажек. Он был банкиром. Но однажды к нему в дом нагрянули бандиты. Они убили банкира, а все бумажки забрали. Я оказалась в кармане у бандита из солнцевской группировки. Он был бритоголовым, ездил в «мерседесе» и носил мобильный телефон. Однажды, когда он выходил из казино, его застрелили другие бандиты. Все бумажки, и меня тоже, забрала милиция. Она их потом отдала в городскую казну, а та передала детскому дому. В этом доме живут и учатся дети, у которых нет родителей. Поскольку я была важной бумажкой, детский дом обменял меня на множество игрушек. Теперь у детей есть и куклы, и паровозики, и надувные шары. Я очень рада, что наконец- то принесла кому- то пользу. Я не хочу, чтобы из- за меня люди ругались и убивали друг друга. Да, я забыла представиться: я — пятитысячная бумажка. То есть, на мне нарисована цифра 5 000( пять тысяч) . И если вы меня встретите, знайте, что я хочу приносить людям только пользу.

Оставить комментарий: